Есть такой канадский режиссер Ксавье Долан. Ему всего 25 лет, и он снимает уже пятую полнометражную картину. Его отец был египтянином и актером. Хотя он рано оставил семью, но успел пристроить сына сниматься в кино. Свою первую роль Долан сыграл в четыре года в серии рекламных роликов. В пять лет у него была первая роль в телефильме. Ксавье рос на глазах зрителей. В шестнадцать лет он бросил учёбу, оставшись без аттестата о полном среднем образовании. Вместо этого он ходил на курсы сценарного мастерства и курсы английского языка (он рос во франкоязычной части Канады). В 17 лет Долан написал полубиографический сценарий, а через 2 года сам его поставил. Как ему это удалось? Очень просто: он открытый гей, а фильм - о том, как мальчик конфликтует с мамой, боясь рассказать о своих склонностях, а потом «убил» своим признанием. Видимо, нашлись понимающие люди, которые поддержали молодое дарование. Фильм назывался «Я убил свою маму».
Маму играла Анн Дорваль, сына - он сам. Фильм участвовал в программе «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля в 2009 году и завоевал три награды, а также был выдвинут Канадой на премию «Оскар», однако не попал в число финалистов. Еще три фильма были посвящены темам гомосексуализма, трансвеститов и т.п. Все они демонстрировались на фестивалях и получали призы.
И вот новый фильм. Он опять о взаимоотношениях матери и сына-подростка, но в этот раз обошлось без гомосексуальной темы. В фильме заняты актеры, которые уже снимались у Долана. Маму опять играет Анн Дорваль, сына - Антуан-Оливье Пилон, который уже снимался у режиссера в его третьем фильме «И все же Лоренс». В роли соседки-учительницы занята актриса Сюзанн Клеман. Она тоже снималась в «Я убил свою маму».
Антуану-Оливье Пилону - 17 лет, но он тоже снимается с детства, и на его счету уже много ролей. Играет этот парень просто потрясающе. Это такой темперамент! Я надеюсь, что Голливуд его не пропустит.
«Мамочка» - первый фильм Ксавье Долана, который я смотрела. Захотелось узнать, что это за гений такой.
Ну что сказать? Канадское кино, на мой взгляд, вообще довольно занудное. И этот фильм не исключение. Идет от 2 часа 19 минут. Долан сам писал сценарий, сам снимал, сам продюссировал (правда, есть еще 2 продюсера). Если бы к этом у фильму применить ножницы и оставить пленки на полтора часа, то фильм бы от этого только выиграл.
Но вместе с тем, мне было интересно, как снимают молодые люди. Основной изобразительный прием там такой: экран вытянут по вертикали, так что похоже на съемки телефоном, но в некоторые моменты он растягивается до полного размера. Изображение то дается с бликами, то размыто - и все это художественно оправдано. Респект оператору Андре Тюрпену.
Много музыки. Играют известные композиции (Селин Дион, Oasis, Андреа Бочелли, Дайдо, Сара Маклохлан), но поскольку я ничего не понимаю в музыке, то для меня это было в новинку, и мне понравилось. Композитор, Нойя, работал с режиссером на фильме «И все же Лоренс», а других работ в кино у него нет.
http://vk.com/wall-1980_332221 Сюжет такой. Была семья, состоящая из мамы, папы и сына. Все любили друг друга, жили весело и безалаберно, не считаясь с другими людьми и условностями. Когда мальчику было 13 лет, отец внезапно умер. Мать, которая прежде не работала, осталась ни с чем. Муж ей оставил долги, дом пришлось продать, переехать. А сын стал вести себя агрессивно, прогуливать занятия, хулиганить, воровать. Ему и раньше ставили синдром синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью (СНВГ), а тут поставили уже какой-то серьезный психиатрический диагноз. Он был помещен в коррекционный центр: вначале в один, потом в другой. Отовсюду его исключали. Фильм начинается в тот момент, когда матери, Диане, приходится забирать его из коррекционного центра домой. Это происходит из-за того, что он устроил поджог, и от ожогов пострадал один из воспитанников. У Дианы есть выход - отдать сына в психиатрическую больницу, и тогда она уже не будет его опекуном и не будет за него отвечать. Она не хочет. Но и сидеть с ним дома она тоже не хочет: ей нужно работать, ей хочется устроить свою личную жизнь.
И вот она приводит парня домой. Он сразу: «А где снимки отца?» - «Да где-то в коробках». У нее много чего в коробках.
Со Стивом сложно: она ему слово - он ей 10. Оба ругаются по-черному, орут, как ненормальные. Она называет его «кусок дерьма», он ее «сукой».
Диана еще та штучка. Ей 46 лет, но она носит невероятно короткую юбку, сильно красится, курит, потихоньку тянет рюмку за рюмкой, с удовольствием хамит всем, кто попадается под руку. Взрывчатая, грубая. Сын пошел в нее. Только она все же умеет держать себя в руках, когда это необходимо, а он не может. При этом в Диане чувствуется любовь к жизни, она умеет радоваться, что привлекает к ней людей.
Парень с детства на таблетках. Он жалуется, что тупеет от них. Странно, но ему совсем не хочется общаться со сверстниками. Все что он хочет - это быть рядом с мамой. Он ее очень любит.
Диана теряет работу. Плачет. Звонит старым знакомым, ищет подработку. Стив хочет ей помочь. Он продает что-то из одежды и приносит домой целую гору продуктов плюс цепочку для мамы. Но Диана с ходу начинает на него наезжать, подозревая, что он все это украл. Разыгрывается безобразная сцена: вначале оба орут, потом она его ударяет. И вот тут она очень пугается, потому что, видимо, знает, что будет дальше. А у парня сносит крышу, и он явно мог бы ее убить, если бы она не успела закрыться в своей комнате. Потом приступ у него проходит, но он сильно поранил ногу.
На крики приходит соседка Кайла. Она помогает с раной.
На следующий день Диана приглашает Кайлу в гости. Кайла - бывшая учительница. Два года назад она неизвестно почему стала заикаться. Из-за этого Кайле пришлось оставить школу. У нее хороший муж, дочь, но они ее слишком жалеют, смотрят с жалостью, а она от этого еще больше заикается. А вот со Стивом и с Дианой ей легче, потому что они ведут себя с ней так, будто все в порядке. Да, они шутят над ее заиканием, но ей это не обидно - ей обидна жалость. И ее проблема, по сравнению с их проблемами, кажется пустяком.
Она берется помогать Стиву с учебой, пока Диана будет работать - та нанялась в бригаду уборщиков.
Первое занятие прошло ужасно. Стив ничего не слушал, хулиганил, сорвал с Кайлы ожерелье и начал ее дразнить. Тут она так разозлилась, что повалила юношу на пол и сказала ему, что не может вернуть ему его отца, а он сейчас отдаст ей ожерелье и будет сидеть и слушать ее, как миленький. И заикание у нее на тот момент прошло. Так как Стив никак не ожидал такой реакции от тихой и воспитанной женщины, он даже описался, а потом долго плакал. Но в итоге они подружились.
Было несколько хороших сцен, где они втроем обедали, танцевали, ходили за продуктами. Много музыки, красиво показано, как Стив едет на роликовой доске так, будто у него за спиной ангельские крылья.
Но тут их счастью пришел конец. Родители того мальчика, который получил ожоги из-за поджога в центре коррекции потребовали 225 тысяч долларов за лечение и моральный ущерб.
Диана решила попытаться прибегнуть к помощи соседа- юриста. Она, Стив и сосед пошли в ресторан, чтобы обсудить эту проблему. Но Стив очень ревновал мать, а она кокетничала с соседом. Стив долго крепился, но потом подрался с одним из посетителей и нахамил соседу.
Диана сказала сыну, что устала от него, что хочет передышки. Он убежал, пришел только утром и сказал, что хотя мама его не любит, но она для него - вся жизнь, и он ее никогда не оставит.
Вроде бы он успокоился, но когда Диана, Стив и Кайла пошли в магазин, Стив предпринял там попытку суицида, перерезав себе вены. Его спасли.
И вот Диана решила отдать его в психиатрическую больницу. Она его обманула. Вроде бы они втроем с Кайлой поехали на пикник, где очень мило развлекались. Там есть красивая сцена, где Диана вспоминает всю свою жизнь.
На обратном пути нужно было заехать в одно место, а это место оказалось больницей. Санитары схватили Стива, он сопротивлялся, рвался, дрался, они его избили и вырубили электрошоком. Кайла не могла на это смотреть, Диана плакала, ругалась на санитаров, но сына домой не взяла.
И вот нам показывают Стива в смирительной рубашке, который говорит в поднесенную ко рту телефонную трубку, что раскаивается и просит прощения. «Я правильно все сказал?» - спрашивает он врачей. Но Диана даже не взяла трубку.
Кайла к ней какое-то время не приходила. Наконец, пришла попрощаться - они решили уехать. Диана сказала ей, что не теряет надежду, а Стива нужно было сдать в больницу, так как он падал все ниже и ниже.
В последней сцене показывают Стива, с которого снимают смирительную рубашку. Только сняли - а он сразу бежать. На все готов за свободу.
В общем, у меня сложилось впечатление, что режиссер мать осуждает, так как явно не верит, что Стиву помогут в больнице. Но был ли у нее другой выход, как вы думаете?
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)