В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
«Темный рыцарь» - шестой фильм из цикла про Бэтмена. До этого были «Бетмэн» (1989), «Бэтмен возвращается» (1992), поставленные Тимом Бёртоном, «Бэтмен навсегда» (1995) и «Бэтмен и Робин» (1997) режиссера Шумахера. Первый фильм имел очень большой успех, последующие его не превзошли. Все уже думали, что больше фильмов про мышиного мстителя не будет.
«Бэтман» стал классикой, хотя мне, например, нравился и второй фильм. Третий, действительно, был неудачный, а четвертый - спорный: там снималось много хороших актеров, но сюжет был уж очень запутанный. Сам Шумахер говорил, что хочет снять фильм-карусель, но не все это оценили. Фильмы имели огромные бюджеты и были вызывающе роскошны.
Затем переходящее знамя перешло к режиссеру Кристоферу Нолану, поставившему фильм «Помни». Он снял «Бэтмен. Начало» (2005) и «Темного рыцаря» (2008).
Таким образом, временная связь в цикле нарушена. События последних 2-х «Бэтменов» происходят раньше, чем в фильмах 90-х годов. По-моему, это как-то дезориентирует зрителя, тем более что Бэтменов все время играют разные люди. Возможно, американцы, читающие комиксы про Бэтмена, послужившие основой фильмов как-то во всем этом разбираются, но нашему зрителю трудно. «Бэтмен. Начало» в российском прокате прошел очень скромно, да в США им были недовольны. Но «Темный рыцарь» стал удачей, хотя своим успехом он во многом обязан трагедии, произошедшей с актером, играющим главного злодея, с Хитом Леджером. Этот актер прославился ролью ковбоя-гомосексуалиста в фильме «Горбатая гора». Он играл того из любовников, который в погиб в конце фильма.
А в этом году он внезапно скончался от неясных причин, но скорее всего, из-за передозировки психоактивных веществ. Разумеется, он сразу стал героем.
Все фильмы цикла построены на одном принципе: главный герой должен быть внешне значительно проще и заурядней, чем главный злодей. Добро - скучное, респектабельное, а зло - яркое, необычное. Но добро, конечно, побеждает. Злодеев играли такие актеры как Джек Николсон, Денни Де Витто, Мишель Пфейвер, Джим Кэрри, Ума Турман, Арнольд Шварценеггер. У них - фантастический грим. Все они - не совсем люди. Когда-то они были людьми, но по стечению ужасных обстоятельств, превратились в монстров. Кто-то стал жертвой научных экспериментов, кто-то пережил огромную трагедию, почти умер и воскрес в новом облике. Не все монстры одинаковы: в одних осталось что-то человеческое, в других нет. Они мстят людям за свое уродство, за свою отверженность, именно месть, а не стремление к богатству является их мотивом.
А о Бэтмене решительно нечего сказать. Играющие его актеры не запоминаются, даже Клуни умудрился остаться никаким. Он, конечно, благороден, он переживает, что вынужден жить один, но сочувствия не вызывает. Противники Бэтмена - отбросы общества, а он - миллиардер Брюс Уэйн, имеющий большие ресурсы для своей борьбы. На него работают гениальные конструкторы, придумывающие всякие прибамбасы, из-за которых он делается неуязвимым. Монстры же обходятся своим умом и своими силами.
Особое место в фильмах занимает город Готэм. Готэм - это название английской деревни, ставшей синонимом «деревни дураков». Вашингтон Ирвинг в 1807 году назвал Готэмом Нью-Йорк, который так называют, когда хотят подчеркнуть его безумие. Готэм в фильмах Бертона - не совсем Нью-Йорк, а вернее, это Нью-Йорк из легенд. В нем есть небоскребы и готические соборы, странные памятники, огромные, страшные химические заводы. Там все время вечер и идет снег. А вот Готэм из фильмов - это просто очень большой город типа Гонконга. В нем живут 36 млн. человек, и в нем нет тайны.
В «Бетмене. Начало» действует городской прокурор, по прозвищу Двуликий. Он действовал в фильме «Бэтмен навсегда», где был монстром, а в этом фильме он еще обычный человек, прокурор города. В «Темном рыцаре» мы узнаем, как он дошел до жизни такой. Монстром его сделал несчастный случай, когда на его лицо попала кислота, и погибшая любовь. А любил он девушку Бэтмена. Она была дочерью его прислуги, они вместе росли и она все про него знала. Но ей надоело ждать, пока он справится со всеми злодеями, и она полюбила прокурора. Бэтмен, правда, не думал, что это всерьез, он полагал, что если захочет, то они будут вместе. Однако, есть такое впечатление, что он затаил в душе некоторое хамство, потому что когда у него был выбор, кого спасать: любимую девушку или прокурора, он выбрал последнего, мотивируя это большей общественной значимостью прокурора для жизни общества, а также блюдя свою честь: Бетмен все делает для людей, а не для себя. Ему, конечно, безумно жаль несчастную, но общественное выше личного. А вот прокурор так не думал. Он сошел с ума от скорби и превратился в чудовище. В конце фильма он умирает, что, естественно, не может помешать ему действовать в сериях, снимавшихся раньше, но по сюжету происходящие позже.
Другим монстром является Джокер, которого Бэтмен убил в самом первом фильме. Тут концы с концами опять не сходятся, потому что в «Бэтмене» вроде бы показали весь его жизненный путь. Он был простым бандитом, убившем, кстати, в молодости родителей Уэйна, потом в результате разборок попал в чан с химикатами и переродился в чудовище, с которым Бэтмен успешно справился. Джокер из «Темного рыцаря» - тот же самый, или другой? Леджер сыграл Джокера совсем не так, как играл Николсон. Джокер у Николсона был просто чудовищем. В нем не было ровно ничего человеческого, он наслаждался злодейством.У него нет прошлого, он родился в этом чану с химикалиями и очень рад, что родился сильным. Он не считает себя уродом - он уверен, что он красив, а уроды все остальные. Его единственный мотив - это убийство ради убийства, это его развлекает. А Джокер Леджера - скорее больной человек, безумец. Он страдает. Он помнит, как получил свои увечья, может быть, уже и не совсем помнит, но ему хочется думать, что он - жертва. Ему надо доказать, что не только он урод, но и другие люди ничуть не лучше него, просто они не были в его обстоятельствах. Этот Джокер может находить общий язык с людьми, он может соблазнять, он может быть жалким и трагическим, а Джокер Николсона - был блестящ, величественен в своей абсолютной нечеловечности. Джокер Николсона был рыжим клоуном, а Джокер Леджера - белым. Не хохотал, а все норовил зарыдать или впасть в меланхолию. Жаль, что Леджер погиб, он был хороший, крепкий актер (хотя Николсон, конечно, играл лучше).
А фильм уже входит под третьим номером в список самых лучших фильмов всех времен, но это только на сегодня, а потом эта оценка изменится. Еще что-нибудь отснимут.