Прага ч.20 Гуситы

Sep 14, 2008 15:10


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

20 Прага. Гуситы
Говоря о Праге, невозможно не упомянуть о Гуситских войнах и их последствиях. Странная вещь - история. Один и тот же народ, живущий на одной территории, говорящий на том же языке и имеющий те же обычаи, совершенно по-разному проявляет себя в разные исторические периоды. Бывает в жизни некоторых народов время, когда они опережают все другие по какому-то параметру: военному или идейному. Было же время, когда монголы владели половиной мира и наводили на всех ужас. Разве можно их сопоставить с нынешними монголами, живущими в своих полупустынях? Да кроме нас, о них вообще никто не помнит! А ведь внешне они не изменились. А Флоренция? В течение примерно 100 лет этот город-республика рождал гениев, а сегодня - это город музеев, и никаких гениев там с тех пор не появлялось. То же самое случилось и с Чехией. В 15 веке она была впереди планеты всей, потому что именно там началось течение, называемое ранней Реформацией. Сама же Реформация навсегда изменила мир.

Все это случилось после самого удачного царствования в истории Чехии - после правления обожаемого короля Карла IV. Прага при нем стала столицей Священной Римской империи, там были построены новые районы, церкви, площади, появился первый в Центральной Европе Университет. А вот преемник Карла IV, его сын, Вацлав IV оказался королем-неудачником. Я уже упоминала о его ссоре со св. Яном Непомуцким, которого он велел казнить и утопить в реке. С другими религиозными деятелями его отношения были не лучше.

Пражский университет, как и все средневековые университеты имел деление на нации. Так назывались территориальные единицы, по которым осуществлялось управление университетом. «Нация» была в данном случае понятием условным, но все же отражала и национальный состав студентов. Получилось так, что из 4-х наций 3 были немецкими, и только одна «чешская». Это совершенно не устраивало чешскую профессуру, т.к. по любому спорному вопросу они оставались в меньшинстве. Среди них был очень активный человек - Ян Гус (1371 -1415). Он происходил из крестьян, после школы поступил на факультет свободных искусств (артистический), окончил его, потом богословский факультет. Он стал священником, проповедовал в костеле св. Михаила в Старом Городе, потом в Вифлеемской часовне, в университете он был деканом артистического факультета. В 1409 году король подписал указ, по которому чешской нации во всех университетских делах принадлежало 3 голоса, а троим немецким - по одному.



Пражский университет в Старом Городе

Возмущенные немцы и все иностранцы покинули университет. Оставшиеся чехи избрали Гуса ректором. Конечно, с одной стороны - все это чисто профессорские склоки и интриги, но с другой стороны - это начало складывания собственно чешской нации уже в основном смысле этого слова. И в этом чехи опередили всю остальную Европу, где еще далеко было до создания национальных государств. У нации должна быть своя религия. И здесь Чехия оказалась в пионерах. Ян Гус разделял идеи английского философа Джона Виклифа. Основой его учения был взгляд на универсалии как на реально существующие, а не как на абстрактные понятия, что было принято в католичестве. Последователи Виклифа считали, что тот, кто отрицает, что универсалии не существуют реально, а есть только идеи, обозначения обобщений в языке, тот еретик. В свою очередь Римский Папа объявил учение Виклифа еретическим. Из такого абстрактного учения, как ни странно, вытекало много практических идей. Например, идея о секуляризации церковного имущества, отмене индульгенций. Гус выступал против богатства католической церкви, призывал ее вернуться к требованиям Закона Божьего, в особенности он был против продажи индульгенций, которые служили основой ее благосостояния. Он так активно проповедовал свои взгляды, что был вызван на суд инквизиции, на который отказался явиться. Архиепископ Пражский не мог с ним справиться. Тогда над Прагой нависла угроза наложения интердикта, т.е. запрета на богослужения за то, что в ней живет еретик. Чтобы этого не случилось, Гус уехал на юг Чехии, где мирно проживал, продолжая писать обличительные памфлеты. В 1414 его вызвали на церковный собор в немецкий город Констанц. Гус получил охранную грамоту от императора Священной Римской империи, брата чешского короля, Сигизмунда и поехал на собор. Он ожидал, что там будет философский диспут, в котором он легко побьет своих оппонентов. Но спорить с ним никто не стал, его просто сожгли. С тех пор каждого 6 июля по всей Чехии жгут костры в его память.



- памятник Яну Гусу на Староместской площади

После смерти Гус сделался знаменем чешской Реформации, а сопровождающие ее войны названы гуситскими. Появилась и Гуситская Церковь, которая существует до сих пор. В католической церкви существует большая пропасть между двумя родами верующих - клириков (церковников) и мирян (прихожан). Как известно, клирики дают обет безбрачия, но только они имеют право трактовать Священное Писание. Более того, прихожане не могли читать Священное Писание, потому что оно было на латыни. О том, том, что там написано, они знали из проповедей и по картинам, рельефам, скульптурам, находящемся в церкви. Католическая Церковь считает, что между Богом и человеком должен быть посредник - священник. Это разделение на две церкви - церкви учащей и церкви учащейся выражается и в двух видах Причастия. Клирики причащаются хлебом и вином, а миряне только хлебом. Надо сказать, что ничего подобного не было в первых христианских общинах и в Православной Церкви. Радикальная Реформация, как известно, пошла еще дальше - между Богом и человеком не стоит ничего. Каждый сам к нему обращается, никто не может отпустить его грехи. Нет таинства исповеди, таинства помазания. Во всех протестантских церквях причащают под вином и под хлебом (как и в православии). Ян Гус, кстати, не выступал за отмену причастия под двумя видами, но это было требование его последователей. Их символом стала чаща, которая изображается над входом в гуситские храмы. Первым такое требование выдвинул магистр Пражского университета Иероним Пражский, сожженный через год после Гуса. Главной для Иеронима стала национальная идея. Он считал, что чехи происходят от античных греков, что чехи - «наисвятейшая нация», и поэтому чех просто по определению не может быть еретиком. Прага же - святой город, а другое название Чехии - Богемия, т.е. попросту, "Божья" . Таким образом Иероним додумался противопоставлять чехов всем остальным народам, тогда как ранее христианство не знало национальных различий.

В 1419 году были арестованы несколько гуситов из простых людей. 30 июля пражане ворвались в ратушу Нового Города и выбросили всех чиновников из окна (осуществили «дефенестрацию», от немецкого слова фенстер - окно).



Ратуша в Новом Городе

Чиновников, разумеется, убили. С этого события начались гуситские войны, продолжавшиеся до 1434 года. Король Вацлав IV умер от инфаркта, не оставив наследника на момент смерти. Но его жена была беременна и родила мальчика. Потом была длительная тяжба за престол между опекунами мальчика, в роли которых выступили гуситы и братом покойного короля Сигизмундом. Этот Сигизмунд, бывший уже императором Священной Римской империи, отправил в Чехии не одно войско, укомплектованное крестоносцами со всей Европы, но проиграл все сражения. Кроме того, он все равно не мог бы короноваться, потому что гуситы украли корону св. Вацлава.

Движение гуситов было неоднородным. Было умеренное крыло - «чашники» и радикальное - «табориты». Табориты помимо церковной реформы хотели социальных изменений, они требовали невозможного: чтобы все жили одинаково, по Божьим Заповедям. Их центром был город Табор, потому что из Праги их выгнали. Они называли себя «божьи воины», подчинялись гетманам, самым известным из которых был Ян Жижка (1360-1424). Жижка был бедным рыцарем, т.е. происходил из рыцарского сословия и, вероятно, вел жизнь наподобие самураев, охраняя тех, кто мог заплатить. По одной из версий он был даже участником Грюнвальдской битвы, где потерял глаз. Жижка был гениальным воином, не проигравшем ни одного сражения. В 1420 году он разбил крестоносцев на окраине Праги на горе Витков. С тех пор гора называется Жижков. В боях Жижка потерял и второй глаз. Его звали Великий Слепец. Удивительно, но и будучи слепым, он умудрялся направлять ход сражений. Впрочем, враги испытывали страх от одного вида телеги, в которой возили Жижку перед войском. Жижка был жесток. Он не брал пленных, часто приказывал уничтожать все местное население за сотрудничество с католиками. Католические священники гроздьями свисали со всех деревьев на пути его войска.

Впереди гуситского войска шел священник Ян Чапек, сочинивший гуситский гимн «Кто есть божьи воины», за ним на белом коне ехал Жижка с повязкой на глазах, а за ними - войско, вооруженное цепами, которыми бывшие крестьяне молотили своих врагов. Над ними развивается флаг с изображением чащи, они поют. В 1424 году во время одного из походов Жижка неожиданно скончался, возможно, его отравили. По преданию он велел натянуть свою кожу на бубен и бить в него, устрашая врагов. После смерти Жижки табориты продолжали воевать, хотя основной их целью стал откровенный грабеж. В 1434 объединенные силы католиков и умеренных гуситов разбили войско таборитов, чем и закончились Гуситские войны, унесшие треть чешского населения.

Еще долгое время Гуситская Церковь сохраняла ведущие позиции в Чехии, но в 17 веке произошла контрреформация, возглавляемая Габсбургами. В 1620 были разбиты войска гуситов под Белой Горой, и Чехия вернулась в лоно Католической Церкви. В честь этого события в Праге установлен собор Марии Торжествующей, о котором я писала ранее.
Чехи с тех пор, по-моему, так и не стали по-настоящему религиозным народом. Примерно то же произошло с русскими после реформы Никона. Люди поверили в то, что считали правильным, а их увели с этого пути. В 20 веке множество людей отказались от религии вовсе. И сегодня больше половины чехов признают себя атеистами. Кроме того, чехи навсегда утратили свой боевой дух. Они спокойно переносили иноземных властителей. В Первую Мировую войну почти 2/3 чешских солдат сдались в русский плен, откровенно саботируя военные действия. Во Вторую мировую тоже не упирались. Но великих земляков почитают. В Праге есть район Жижков, в нем - улица Таборитская, на горе Жижков с 30-х годов стоит огромная статуя Яна Жижки. Ее видно отовсюду. Железный Слепец едет по небу. (Кстати там же был мавзолей с первым советским руководителем Чехии Готвальдом, но тело испортилось и его захоронили.)




P.S. Возможно, я пишу слишком подробно. Но я это делаю потому, что раньше сама смутно все это представляла. Помнила разве что выражение «святая простота», восходящее к сожжению Гуса. Якобы так он сказал одной старушке, подбросившей хворосту в его костер. Желание чуть-чуть разобраться с этими событиями возникло у меня после того, как я послушала нашего экскурсовода. Он нес такую пургу, что я не выдержала (например, что католики давали причастие только аристократам, а крестьянам и горожанам не давали, отчего те не могли попасть в рай). И еще мне очень хотелось бы услышать гуситские гимны «Господь, твердыня наша», «Восстань, восстань великий город Прага» или еще какой-то. Искала в Интернете, но не нашла. Может, кто знает?

Для упрощения загрузки материал выкладывается небольшими кусками. Как обычно, переходить туда-сюда можно кнопками перехода по теме.

Путешествия

Previous post Next post
Up