Cтатуэтки Гуммель

Apr 09, 2014 10:25


В «Стране радости» Кинга есть персонаж - колоритная роковая женщина-предсказательница Мадам Фортуна, которая коллекционирует статуэтки Гуммель. Я поняла, что ее хобби должно что-то говорить о ее характере, но ничего не знала об этих статуэтках.
Это фарфоровые фигурки детей, которые выпускают на заводе компании «Гебель» (Германия) по эскизам Берты Хюммель (Гуммель).
Goebel была основана в 1871 году Францом Детлеффом и Уильемом Гебелем. Марка Гебель - одна из самых престижных марок в мире в области фарфора. Первый фарфоровый завод возникает в 1878 году и позже называется „Wilhelmsfeld”, обосновывается в местечке Oeslau-Rцdental, в Кобурге.
Около 1893 года возникает монограмма „WG” и компания переходит к Уильяму Гебелю. Его фарфор выходит на рынок, огромной популярностью пользуются небольшие фигурки в стиле рококо, а также экзотические животные и милые детские фигурки. В 1911 Макс Луис Гебель взял на себя руководство мануфактуры. После стажировки в 1919 году в Нью-Йорке он создал люксовый бренд «художественные мастерские Wilhelmsfeld". В период 1921-1931 золотые статуэтки и декоративные элементы в стиле ар-деко пользуются спросом. В 1935 внук Франца Гебеля нашел новые образы для фарфоровых фигурок. Знаменитые статуэтки HUMMEL разлетаются по Европе. Они делают Гебель в течение многих лет неповторимым и знаменитым образом „Hummelwerk”. В 1971 фирма Гебель справляла 100 лет. Кульминацией празднования 100-летия открытие памятника в виде фигурки Hummel мальчика.
21 мая 1909 года в семье коммерсанта Адольфа Хуммеля, в баварском городке Массинг родилась девочка Берта (Berta Hummel). С раннего детства Берта увлечённо рисовала и в 12 лет ее приняли в школу для девочек в Симбахе, где преподавали сестры католического ордена Englische Fraulein. Здесь она создала свои первые иллюстрации к книге Фридриха В. Веберса. Закончив школу в 1927 году, по настоянию монахинь-преподавательниц Берта решила продолжить обучение и в 18 лет была зачислена в Академию прикладных искусств в Мюнхене. Преподаватели связывали с Бертой большие надежды. Существует более 400 ее работ тех лет. Годы учебы в Мюнхене считаются самыми творчески продуктивными и счастливыми в жизни Берты. Во время учебы в академии Хуммель познакомилась с сестрами-студентками францисканского монастыря, также обучающимися в Академии и по окончании обучения, выросшая в религиозной семье, Берта принимает решение уйти в монастырь. С апреля 1931 года и до конца своих дней бывшая Берта Хуммель, а ныне - сестра Мария Инносентия прожила в монастыре Зисен близ Вюртембергa. Ее послушанием было преподавание искусства в монастырской школе. Работа занимала много времени, но каждую свободную минуту Берта занималась живописью. Картины так поразили сестер, что они послали несколько их копий в издательство в Мюнхене, специализировавшееся на книгах по религиозному искусству. И оно выпустило работы Берты в виде почтовых открыток, которые в те годы были очень популярны. В 1934 году вышел сборник рисунков Берты.




Вскоре после этого Франц Гобель, владелец фарфорового производства, увидел эти открытки в одном из мюнхенских магазинов. Гобель как раз был в поиске новой художественной линии для своей фабрики. Он предложил выпускать фарфоровые фигурки, сделанные на основе рисунков Берты. В 1935 году на Лейпцигской торговой ярмарке статуэтки имели ошеломляющий успех.
В 1940 году правительство закрыло все религиозные школы. Из 250 сестер монастыря осталось 40. Берта жила в маленькой келье, служившей ей и мастерской. Тяжелые условия жизни подорвали здоровье художницы, у нее обнаружился туберкулез. "Я отдаюсь Божией Воле - я глубого уверена, что всё, что происходит со мной, это величайщая благодать" - эти слова она писала уже будучи больной. Её последняя работа - картины 14-ти стояний Крестного пути.
Сестра Мария Инносентия умерла 6 ноября 1946 года, в возрасте 37 лет.
А в 1945 году американские солдаты привезли статуэтки Груммель в качестве трофеев-сувениров в США. С тех пор их там очень полюбили и коллекционируют.
Фарфоровые фигурки продолжали выпускаться в Германии почти до конца 2008 года.
В родном городе Берты, Массинге, есть ее музей.
Есть музей и в Техасе . Он организован дамой, которую, когда она была ребенком, изобразила Берта в одной из своих работ. В музее выставлены 280 подлинных рисунков. Во время войны они были сохранены коллекционером из Швейцарии.
Подписывала М.И.Хуммель свои работы не только именем, но иногда и изображением шмеля - своеобразного «герба», символа ее фамилии.




















Мне эти статуэтки не нравятся. Я бы их не купила. Видела, что продают по Интернету, cтоят от 8 до 120 тыс. И у нас в магазинах их нет. Наши солдаты не привозили их домой, а привозили других, например, в стиле рококо. Все-таки мы с американцами во всем разные.

Так о чем может говорить коллекционирование таких статуэток? О сентиментальности? О чистоте помыслов? Не знаю.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))
Previous post Next post
Up