Фильм «Трудно быть богом».

Mar 02, 2014 19:52


Впечатлений от картины у меня много, и они слишком разнородны, поэтому все вместе свести не могу - будет отрывочно.
1. Вот, говорят, что народу ничего не нужно, что все смотрят пошлый телевизор или же сидят в благородных Сетях, но на «Трудно быть богом» я попала не сразу. В 2-х кинотеатрах билеты перед сеансом были проданы. Купила билет на другой день.
Большой зал был полон. Вопреки рассказам всяких брезгливых зрителей-ЖЖков, ушли с сеанса всего человек пять после часа просмотра. Остальные смотрели. В конце даже хлопали.
Но что интересно: кончился фильм в 11 часов вечера, и народ хлынул в кассу покупать билеты на завтра, думаю, что на «Нимфоманку» фон Триера. Не может же быть, чтобы второй раз на «Трудно быть богом»?
Вот как людям нужно искусство. А у нас в районе приватизируют «Софию», «Первомайский», «Родину» с последующим их сносом. Т.е. Восток Москвы останется без кинотеатров вообще. И куда людям ходить? При этом теперь еще и скачивать фильмы запрещено. Платить 350 руб. за скачивание и смотреть на своем телевизоре? Ну, спасибо.

2. Фильм, по-моему, не получился.
А). Он мог бы стать лучше, если бы Герман снимал его еще 20 лет, но, к сожалению, режиссер скончался.
Б). Я подозреваю, что Герман ждал, пока войдут в жизнь технологии 4D - это чтобы передавать еще и запахи. Тогда зрители имели бы возможность обонять все эти фекалии, трупное разложение и прочую вонь, что надежно погрузило бы их в атмосферу Средневековья.
Артисты же всего этого нанюхались во время съемок. Ярмольник жаловался, что в сцене у дона Рэбы, где висели какие-то колбасы и окорока, был жуткий запах, потому что продукты протухли (еще бы, каждая сцена чуть не по году снималась), но Герман говорил, что так даже лучше, и бедный артист падал в обморок.
В). Безусловно, фильму бы пошло на пользу, если бы некоторых актеров второго плана можно было бы пытать и вешать по-настоящему.
Но не положено. Бедный режиссер мучился. Например, в одной сцене есть секундный кадр, когда пробегает собака, пронзенная стрелой. Очень трудно было приладить эту стрелу и заставить собаку бежать, куда надо. Ушло на это три месяца. Я бы эту собаку не заметила, если бы Ярмольник про нее не написал. Бежит слева направо и прячется за камень. Видно, что стрела приклеена. Вот если бы взять 100 собак и пускать в них стрелы, то был бы шанс получить хороший кадр. Тарковский в «Андрее Рублеве», например, сжег настоящую корову. Поэтому он большие международные призы получал, а Герман пролетал
Г). Но кое-что можно было сделать и в рамках возможного. Допустим, почти во всех кадрах видны повешенные люди и волки (или собаки?). Зачем вешали волков (или собак?) я не знаю. Но, возможно, был такой обычай. Скажем, их судили за то, что они задрали овец.
Так вот, видно, что висят чучела. А разве нельзя было договориться в морге насчет неопознанных трупов? Ведь отдают же их медикам. А найти трупы собак и вовсе не проблема.
Вырванные глаза, кишки, сердца тоже бутафорские. Но поскольку зритель их вряд ли видит то еще прокатывает, но вот отрубленные головы, плавающие в лужах, выглядят кукольными.

3. В каких отношениях фильм находится с повестью Стругацких? Воспроизведены основные моменты, но чтобы это понять, надо знать и повесть и сценарий Германа и его жены Светланы Кармалиты «Что сказал табачник с Табачной улицы». Если вы этого не читали, то не поймете ничего. Вначале фильм должен был называться как сценарий. А что сказал табачник? Читатель и зритель этого так и не узнал.
Пока показывают первые кадры мрачной внеземной цивилизации, закадровый голос сообщает, что произошла роковая ошибка: какие-то земные теоретики решили, что на этой планете вот-вот начнется Возрождение и послали сотню ученых Института Экспериментальной Истории наблюдать за этим прекрасным явлением. А Возрождения не получилось. Вместо него началась наступление реакционных сил на то, что так и не началось. Стали хватать и убивать всех умных, талантливых, грамотных, а еще рыжих. Историк Антон базировался в королевстве Арканар под именем дворянина Руматы. Свою задачу он видел в том, чтобы спасать талантливых людей - умников. И вот ему кто-то говорит, что на Табачной улице живет очень умный табачник, который сказал… А что он сказал, мы так и не узнаем. Румате не до него. Он занят спасением другого умника - Будаха. Вероятно, название сценария означало упущенную возможность, а, может быть то, что и для Арканара еще не все потеряно - в нем вопреки всему живут талантливые люди.

Румата так хотел спасти Будаха, который попал в лапы местного силовика и интригана дона Рэбы, что не понял, как средневековый тип обыграл его. Дон Рэба, оказывается, не хотел довольствоваться ролью кого-то типа Берии и управлять своими солдатами в серой форме, которых звали просто Серые. Он замыслил совершить госпереворот: отравить короля и привести к власти могущественный монашеский орден, превратив монархию в теократию. За это он сам получал звание епископа и должность наместника Арканара. Монахи носили черные рясы и звали их - Черные. Но отравили короля от имени Руматы. Тот рекомендовал королю лекаря Будаха, а Рэба заставил его изготовить яд, и яд подал подставной человек, изображавший Будаха. Таким образом получилось, что короля убил рекомендованный Руматой врач.
Румату арестовали, но не тронули. Дон Рэба был далеко не дурак, и он подозревал, что Румата обладает какими-то особыми возможностями. Сам он начал бояться Черных, и ему нужен был могущественный союзник. Но зато убили возлюбленную Руматы Ари (в романе - Киру). Тут он озверел и устроил резню Черных. Заодно убил и дона Рэбу. А землянам категорически нельзя было убивать - только наблюдать. Но Румата-Антон взорвался оттого, что пропустил заговор и оттого, что убили любимую.
По этому центральному узлу сюжета фильм одно время носил название «Хроника арканарской резни». В данном случае внимание фиксировалось на том, что и хорошего человека можно довести до преступления.
В фильме, в отличие от книги, убили еще и друга Руматы барона Пампу. Сцена, где прибывшие спасать Румату другие земляне, обнаруживают горы трупов, очень длинная. Трупы показаны во всех ракурсах, смакуются выпадающие кишки, отрезанные головы и другие неаппетитные подробности. Видно, что Румата убивал долго, рьяно и с упоением.

Но потом Герман вернулся к названию повести «Трудно быть богом». Мне странно, что он так долго колебался. Ведь весь акцент фильма смещен на божественное происхождение Руматы. Румата сам рассказывает о себе, что местные жители считают его потомком какого-то своего древнего языческого бога.
Все удивляются, что на главную роль был приглашен Леонид Ярмольник.
Но вначале должен был сниматься актер Лыков (Казанова из «Улицы Разбитых Фонарей»). Похоже, что Германа интересовал типаж с большим носом и выразительными глазами - одновременно смешной и трагический. Кто-то вроде Сирано де Бержерака. Для подчеркивания смешного в главном герое, он постоянно стукается головой о притолоки, разбивает лицо в кровь, на него какают птицы. Возможно, Румата должен был выглядеть немного смешным и неприспособленным к местной жизни, чтобы подчеркнуть его инопланетное происхождение.

Но, кроме того, его Румата - это замаскированный Иисус Христос. На некоторых картинах Северного Возрождения есть похожие изображения: Иисус не имеет той сусальной внешности, которой его стали наделять в 18-19 веке.
Среди необыкновенной грязи, сочащейся с экрана, на фоне закопченных лиц ярким пятном выделяется белая рубашка Румата и его белые носовые платки, которые он разбрасывает налево и направо. Еще он кидает белые розы. Откуда там белые розы? «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».
То есть, Германа интересует вопрос, как Иисус Христос мог общаться с людьми. Как он мог это вытерпеть? Как можно любить и жалеть людей, которые не любят и не жалеют ни себя, ни, тем более, никого другого? По Герману получается, что никак нельзя этого терпеть. По-видимому, он считал, что Конец Света грядет.

А если бы Иисус пожил на Арканаре, он сам бы деградировал. Румата ездит на осле, причем, для снижения образа он пьян и сидит задом наперед, у его осла - эрекция, а сам он озабочен покупкой некой травы, в которую для забористости добавляют ослиный навоз (чтобы его получить осла дергают за хвост).

Но все же Румата-Антон не бог, а землянин, интеллигент. Здесь мы встречаемся с другим аспектом. Интеллигент, по сравнению с народом - бог. Такое впечатление достигается за счет того, что среди окружающих Румату людей очень много уродливых лиц, много карликов, еще все необыкновенно грязные: их внутренняя грязь проявляется снаружи. Они не говорят - они мычат. Даже лучшие из них, например, тот самый Будах - недостаточно хорош, как и другой спасенный Руматой пассионарий Арата - глава крестьянского восстания. Румата заранее знает, все, что они могут сделать и изобрести. Один из его подопечных изобрел самогонный аппарат - только на это они и способны. А вот крылья попробовал изобрести - так летает только вниз.
Революционер Арата возьмет власть, перережет нынешних правителей, освободит рабов, раздаст земли своим соратникам, и они заведут новых рабов.
Он спрашивает Будаха, что бы тот сделал на месте бога. Ни один ответ его не устраивает. Дать людям все? Сильные отберут у слабых. Приструнить сильных? На их место заступят слабые. Переделать людей, внушив им добрые чувства? Но это будет не их история. Ждать постепенных естественных улучшений нравов? Но для этого не нужен бог. В книге такой разговор тоже есть, но в фильме Будах все это произносит во время мочеиспускания. Ему приспичило пописать, а Румате нужен немедленный ответ. И вот он очень долго писает и говорит. Согласитесь, что в таком состоянии трудно выглядеть умным.
Выход один: развитым людям не место рядом с недоразвитыми. Интеллигенты не должны общаться с быдлом, а то они себя потеряют и сами превратятся в быдло. Это показано на примере землян. Когда они встречаются с Руматой, то уже почти ничем не отличаются от местного населения, пьют и спорят с другом, кто виноват, что они застряли на этой мерзкой планете. Да и сам Румата привык к грязи. Он пьет из кувшина, предварительно выловив оттуда какую-то гадость, с носа у него свисает сопля, он регулярно разбивает нос и перемазывается в крови, а то и в дегте, ловко ловит блох на себе и на других, пробует вино из чужих сосудов - брезгливым его не назовешь. Как-то раз он пытается, но не может вспомнить стихотворение «Гул затих, я вышел на подмостки». Вот до чего дошло! Это уже полное падение!

В итоге он совершает убийство. Румата в этом совершенно не раскаивается - он не считает, что убил людей. Но на Землю возвращаться тоже отказывается - превратился в настоящего арканарца. В конце фильма мы видим его главарем какой-то шайки, которая неизвестно куда пробирается через заснеженные болота.

Ярмольник считает, что Румата - это сам Герман, который всегда хотел, чтобы все люди были равны, но он был немного равнее других. Актер своей игрой пытался донести именно это. Может быть, есть и такой аспект. На эту версию работает образ возлюбленной Руматы Ари. Если у Стругацких - это чистая умная и красивая девушка, то у Германа - очень обычная. Они с Руматой все время переругиваются, но отношения их похожи на те, которые показаны в документальном фильме про семью Германа - если не знать истории этой семьи, то не поймешь, какие глубокие чувства их связывают. Возможно, и актриса напоминает молодую Светлану Кармалиту. Никак невозможно представить, что именно убийство Ари, на которую Румата, казалось, не обращал особого внимания, приведет его в такую ярость.

4. Румата ненавидит Арканар и его людей. И если смотреть фильм, то понятно, что есть за что. Все время здесь идет дождь, а под ногами чавкает болотистая грязь.На каждом шагу - виселица с трупом, который усыпан какими-то блестками. Это рыбная чешуя, потому что повешанного обливали помоями, чтобы вороны ему скорее выклевали глаза. К трупам подходят дети и внимательно их разглядывают, отрывают палец для талисмана. А некоторые просто их не замечают и играют под раскачивающимся телом. Дети в этом фильме очень противные.
Не скажу, что очень часто, но раз 5-6 в кадре кто-нибудь опорожняет кишечник - это их дурно характеризует. Видимо, в светлом будущем люди не какают.
Люди уродливы, грязны, неопрятны, тупы и жестоки. Почему-то в домах висят свиные головы и то ли трупы, то ли чучела собак или волков. Вообще, сверху все время свисает что-то мерзкое, гниющее, осклизлое и мешает воспринимать действие - хорошо еще, что первые 2.5 часа ничего и не происходит. Зритель просто должен погрузиться в Средневековье и понять, что жить там невыносимо.

Но мы знаем, что наши либералы никогда не считали «Трудно быть богом» просто фантастикой. Мы не обманемся, что Арканар - это фантастическая страна на фантастической планете. Это страна, которую особо ненавидят боги-интеллигенты.
Но не бывает такого, чтобы всегда шел дождь, а грязь никогда не высыхала. Где у нас все время дожди? В деревне Гадюкино. А что у нас подразумевают под деревней Гадюкино?
Не бывает так, чтобы не было красивых и добрых людей. Ах, Возрождения в Арканаре не случилось! Горе-то какое. Известно, что Возрождение было только в Западной Европе. В России или, допустим, в Китае его не было.
Но разве Возрождение не выросло из Средневековья? Разве средневековье можно мазать одной грязной серой краской? Разве бывают страны, эпохи и народы, в которых все омерзительно?

Многие люди в Арканаре - рабы. Почему-то они носят на шее колодку. Если ее с них снять, то они немедленно умирают - привыкли быть рабами иначе не могут. Даже в конце фильма люди из банды Руматы носят эти колодки и снимать их не хотят. Намек понятен?

«Трудно быть богом» уже много лет является любимейшей книгой наших либералов. А больше всего они любят фразу «За серыми обязательно приходят черные». В их мифологии серые - это Путин и силовики, а черные - будущие фашисты, которые придут к власти вслед за Путиным.
Это единственная фраза, которую внятно выговаривает Ярмольник-Румата.
Так что Арканар Германа - это современная Россия, из которой интеллигентным людям пора валить, пока они тут всех не переубивали от отвращения.

5. Но хотя основная мысль в фильме проста, изобразительный ряд в нем очень причудлив. Несмотря на то, что Арканар - проклятое и омерзительное место, все равно иногда получаются такие красивые кадры, что их хоть ставь в рамку (операторы В. Ильин и Ю.Клименко). Честное слово, они не менее выразительны, чем картины Брейгеля.


Я представляю, сколько работали над каждой деталью. Вот Ярмольник рассказал про собаку, а сколько сил ушло, чтобы в глазу коровы отражалась нужная картинка? Или он добивался, чтобы сумасшедший посмотрел в камеру на определенной минуте заката, и потратил на это много дней. А я этого кадра не помню: в фильме много эпизодов, где кто-то из массовки заглядывает прямо в камеру и кажется, что он смотрит с экрана прямо на зрителя - из средневекового Арканара. Это такой прием: мы дивимся им, а они дивятся нам.


Интересно показан момент, когда Румата готовится к убийству. Он надевает свои латы, перчатки и становится на четвереньки. А перчатки у него с такими накладными когтями, и на латах шипы. И вот Румата становится похож на какого-то хищного ящера.
Если бы можно было пересмотреть только красивые кадры!


Иногда Румата играет на старинном духовом инструменте. Но играет он что-то в духе Дюка Эллингтона. Как же, как же! Несчастные советские диссиденты, для которых американский джаз был единственной отдушиной. И в конце фильма, когда Румата едет на лошади среди грязного, но все же снега, музыка звучит красиво.

Ярмольник рассказывал, что во время съемок они не произносили текст, а говорили «286» и т.п. Он переживал, что при озвучке не сумеет попасть в губы. Но это оказалось совершенно не нужно. Слов разобрать нельзя, как нельзя понять, что говорит в данный момент. У Германа и в других фильмах была такая особенность, но здесь она доведена до предела. Правдоподобие Герман воспроизводит так: персонаж не может просто так произнести фразу. В это время он обязательно должен ковырять пальцем в носу, испражняться, либо на него должно что-то падать сверху, или его должны толкать, неплохо, если он пару раз упадет, и уж конечно, все говорят одновременно. Странно, обычно при разговоре таких помех не наблюдается, но только не в кино Германа. Разумеется, разобрать хоть слово при таком подходе сложно. Но это не мешало Герману добиваться нужной интонации в трех словах месяцами - жалко, что так ничего и не было слышно.
Зато внизу идут титры на английском языке. Так что те, кто знают английский, не пропадут.

Стоит ли смотреть «Трудно быть богом»? Решать вам. Я посмотрела, и не считаю, что зря потеряла время. В нем Герман изобразил свои фобии и комплексы, всего себя. Как он не любил окружающую действительность, да и себя самого! Ему не нравилось болеть, стареть, даже, возможно, отправлять свои физиологические потребности, быть бедным, общаться с придурками, за которых он, видимо, держал 99,9% людей. Трудно было быть Германом.

В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии

Previous post Next post
Up