Социальное проектирование полностью меняет мышление учителя

Dec 28, 2013 12:31


Вот эта статья, как говорится, вынесла мой мозг. Это интервью из «МК» с директором одной из московских гимназий.

«Средний класс как социальная группа заменит собой старую советскую интеллигенцию, которая в конце 1980-х - начале 1990-х годов была важным «заказчиком» для системы образования. Появление среднего класса привело к целому ряду социокультурных вызовов. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя приобретают ряд экономических, культурных, психологических признаков среднего класса.»
Так, следите за руками: современный средний класс = советская интеллигенция = советские учителя = современные учителя = средний класс. Отсюда следует, что учителя должны получать зарплату, не меньше, чем средний класс. «Съесть-то он съесть, да кто же ему даст?»
И в данном рассуждении ошибка в первой посылке - современный средний класс имеет не много общего с советской интеллигенцией, он, скорее, в родне с представителями советской торговли, а также с фарцовщиками, спекулянтами, теневиками и другими криминальными элементами.
А уж выражения! За один «социокультурный вызов» удавить хочется.
Самое неприятное в этой статье - лицемерие. Учителя должны стать богатыми не корысти ради, а чтобы лучше учить школьников.

«Выпускник должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя сам. Он должен уметь не только формулировать новую идею, но и находить команду, должен уметь находить ресурсы. А чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.»
Действительно, нужно будет молодому человеку есть омаров, рассуждать о достоинствах разных марок швейцарских часов, а в школе-то его этому не учили, из-за того, что учителя - нищеброды. А так ученики смотрели бы, как учитель регулярно меняет машины, часы, костюмы, кое-когда он бы им рассказывал о посещении ночных клубов, о проблемах с прислугой - так бы дети и научились хорошим манерам.
Так надо прибавить учителям зарплату? Не все так просто!

«С реформой системы образования это и произошло, и по показателям заработной платы современные учителя приближаются к среднему классу (у разных категорий учителей все, конечно, по-разному). Однако в ментальном плане учителя по-прежнему часто не относят себя к этой группе.»
Представьте себе, они до сих пор считают себя бедными! Видимо, не верят своему счастью. Надо менять их менталитет.

«На уровне образовательного учреждения можно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность учителей. Молодой педагог должен понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна дать ему сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. Он должен понимать, через какое время он поедет отдыхать за границу, купит автомобиль, возьмет ипотечный кредит.»
Черт возьми! А я думала, что учитель должен любить детей, хорошо знать свой предмет и уметь донести свои знания до учеников, заинтересовать их учебой. И он должен быть порядочным человеком. Я думала, что он должен интересоваться методиками преподавания и вопросами психологии образования, а он, оказывается, обязан брать ипотечный кредит и покупать машину.
Но раз уж учителям теперь столько платят, то, наверное, прежних идеалистов сменили бодрые потребители? Однако вот этот абзац в статье меня озадачил.

«Важным инструментом формирования мышления среднего класса является процесс социального проектирования. Социальным проектированием на уровне собственной жизни занимаются все успешные люди. Чтобы научить этому учеников, педагог должен сам это уметь. Он должен уметь искать свою нишу и реализовывать свои проекты, не ожидая помощи от государства, от общества и т.д. Раньше педагог этим не интересовался вообще, полностью доверяясь либо существующей системе, либо администрации учреждения. А на практике социальное проектирование полностью меняет мышление».
Т.е. просто так зарплату не дают, а учитель должен подсуетиться, чтобы ее получить. Интересно, какие у него возможности в этом плане.

«Это возможности выбора учителем того вида педагогической нагрузки, который для него наиболее комфортен. Он может брать себе большое количество часов, и таким образом повысить свою зарплату. Либо он может взять меньше учебных часов, но выбрать себе дополнительные занятия и другие формы работы с учениками. В этом варианте педагог доступен для учеников после уроков, становится тьютором, наставником. Он помогает ученикам готовить свои персональные проекты, занимается внеурочной деятельностью.»
Как ни крути, а все социальное проектирование сводится к тому, чтобы брать как можно больше часов. Тоже мне Америку открыл! Еще можно брать деньги с родителей. Об этом сказано с помощью следующих запутанных выражений:

«Конечно, значительная часть внеурочной работы (исследования, экспедиции, летние школы, спортивные лагеря и т.д.) является, по сути, самостоятельным педагогическим проектом, но можно попытаться придать ему черты и социального проекта. В этом случае учитель, однако, должен быть готов самостоятельно искать команду и ресурсы на реализацию…
Правительство РФ поставило четкую задачу - развить средний класс. Это поручение президента является и задачей для системы образования. С другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживается и родительским сообществом. Таким образом, мы выходим на ситуацию, когда у учителей и родителей происходит обмен социокультурным опытом. Учитель оказывается включенным в новый тип информационного общения, экономического и социального взаимодействия. Учитель воспринимает и учеников, и родителей, и представителей власти как партнеров, с которыми надо выстраивать договорные отношения.»
Четкая задача для учителя - воспринимать учеников, родителей и представителей власти как партнеров, с которыми надо выстраивать договорные отношения - сформулировано предельно прозрачно. Четкая задача для четких пацанов.
Обмен социокультурным опытом должен выглядеть примерно так:
- Мы так устали, так устали - только что закончили ремонт в новой квартире. А как ваши дела, Марья Ивановна?
- Тоже много хлопот было с садом в моем загородном доме. Дизайнер все перепутал.
- Мы на каникулы едем на Мальдивы, а вы, Марья Ивановна, куда собираетесь?
- Я… Кстати, у вашего Петеньки выходит тройка по химии. С ним надо заниматься дополнительно. Хотя я и очень занята, но возьмусь в этом вам помочь, а иначе у него будут большие проблемы.
Вот вам и все социокультурное взаимодействие.
При этом интервьюируемый учитель все же замечает, что не везде в России учителя способны стать средним классом:

«В Москве заказчиком выступает государство. Надо понимать, что в разных регионах возможности финансирования сферы образования совершенно разные. Соответственно, не везде есть потребность введения подобной системы.»
Не везде у муниципалитета и родителей есть деньги на то, чтобы учителя покупали себе престижные предметы потребления, новые квартиры, дачи и могли по 4 раза в год выезжать на отдых за границу. А в Москве - средства на это есть. Вот вы и завидуйте.
Не знаю, в самом ли деле такие возможности есть во всех школах Москвы. Но, допустим, где-то есть.
Тем не менее, мне не кажется, что учитель, озабоченный проблемами потребления, может научить детей чему-то хорошему.
Разве в нашем детстве не было учительниц, которые любили дорогие подношения и задирали нос перед бедными учениками и их родителями? Но не их мы вспоминаем с благодарностью, а тех, кто умел хорошо и интересно изложить свой предмет, к тем, кто к нам по-доброму отнесся, дал хороший совет, кто по-настоящему любил детей и не жалел себя, был интересным человеком. А какие на учителе были часы, какой костюм носила учительница - разве это было важно?
Чего-то я, наверное, не понимаю. Ведь всерьез человек пишет.
Почему меня так задела эта статья? Ну, кроме того, что образцовый учитель изъясняется совершенно нечеловеческим языком, тем, что она показывает негативные, на мой взгляд, изменения в общественном настроении. Ведь учителя - это те, кто чутче всех улавливают царящий в обществе настрой. Если в советские времена учителя много говорили о честности, о долге, о знании, о науке, о порядочности, то теперь - только о потреблении и социальном статусе.
Да, черт возьми, дорогие учителя! Деньги вам добавили не для того, чтобы вы фуагра пожирали, а в память о тех бедных учителях, что выучили нынешних хозяев жизни. Это они так как бы долги отдают. Но при таких умонастроениях вы так же далеки от советской интеллигенции, как и они. Поймут это - и вообще перестанут вам платить.
В любом случае, не о том, чтобы быть или казаться средним классом, а о том, чтобы человеком быть.
Когда-то мне нравилась повесть «Шорох сухих листьев» об учителе Платонове, который тяжело болен и скоро умрет - он был ранен на фронте, остался неоперабельный осколок под сердцем. После войны Платонов не стал делать никакой карьеры, а продолжил прерванную работу учителя.
http://bookz.ru/authors/knorre-fedor/shoroh/page-7-shoroh.html
Показаны несколько дней из его жизни. Платонов ушел с поста директора школы и съездил в Москву, к женщине, которую он когда-то любил. Женщина замужем за успешным человеком (Как ни странно, это не директор мебельного магазина или партийный деятель, а большой ученый). Они очень душевно пообщались, вспомнили молодость и все такое. Затем он вернулся в свой город.
В конце повести Платонов получает письмо от своих учеников-старшеклассников:
«Твердо обдумав и проверив себя, мы скромно решили выбрать профессию номер ОДИН. Самую ВАЖНУЮ в мире профессию. ПЕРВУЮ полезную человеческую профессию, без которой люди не отучились бы даже бегать на четвереньках и кусать друг друга.
Итак, Вам уже ясно, что мы выбрали себе профессию учителей, первую в мире и необходимейшую для человечества.
Как-то один человек в разговоре сказал нам, что ведь это учителя готовят будущих руководителей земного шара, что это профессия переднего края. Что они готовят команды космических кораблей, которые уйдут на просторы вселенной. А эти команды должны формироваться из самых великолепных, передовых и свободных людей!..
Вы знаете, кто это сказал, но не знаете, какое сильное впечатление и сколько мыслей родили в нас эти Ваши слова.
УЧИТЕЛЬ - бедное, забитое, иногда гордое, но всегда несчастное, недокормленное существо! Сутулое, полуголодное, в очках и в страхе перед начальством. Или отупевший чиновник. Мы читали у Чехова о таких, сжимая кулаки от жалости и злости.
Недалеко ушел папа одной Вашей ученицы (понятно? - В.), который топает на нее ногами и кричит, что она хочет себя сгубить, если решит идти в педагогический! Он смотрит на это как на дурь, которая пройдет с возрастом. А мы не верим, что человек "отдает все силы на борьбу за освобождение всего угнетенного человечества", а сам груб и не любит, не сочувствует и не жалеет ни одного живого существа из тех, кто его окружает.
И мы себе рисуем такой разговор при приеме в будущий Всемирный Институт.
"С таким умом, талантом, с такой прекрасной внешностью, спортивными данными, с его музыкальностью и голосом просто жалко будет, если он не станет учителем!" - вот как будет разговаривать приемная комиссия когда-нибудь, в скором будущем.
А пока еще нет таких высоких требований, попробуем двинуться туда мы, трое!.."

Да, в этом отрывке тоже есть обида за бедность учителей и их зависимость от власти, но ведь не это главное. Здесь есть понятие того, чем должен являться настоящий учитель.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up