Этноэкономика

Oct 30, 2013 16:48


В метро «Киевская» на переходе видел негра. Он занимался традиционным делом - продавал с рук поддельные фирменные бумажники.

Советские жители времен железного занавеса, смотрящие на забугорье через призму голливудской продукции, хорошо знали, что негры в странах «развитого капитализма» есть, что угнетать их уже никто не угнетает, прошли те времена, а работают они преимущественно полицейскими и боксерами. К моменту массовых выездов россиян на отдых в заграницу обещанного культурного шока от еды и шмоток уже не возникало, у нас этого было навалом, но вот к толпам негров, стоящих вдоль набережных и продающих с рук поддельные сумки от Луи Вуиттон, часы Ролекс и прочее надо было привыкнуть, особенно к тому, что это - часть пейзажа любого курорта вне зависимости от страны. Тем более что у нас негров мало, холодно им тут и ролексы по 10 баксов у нас не покупают.

Сказать, что это просто такой способ заработка еще не адаптировавшихся мигрантов, нельзя - евронегры уже не в первом поколении сидят на пособии и подрабатывают продажей с рук. Мне наиболее интересным представляется вопрос о том, с чем связано подобное - с самовосроизводящимся культурным стереотипом или с генетическими предрасположенностями. К сожалению, серьезных работ на эту тему нет - после нацизма любые научные работы на подобные темы считаются подозрительными, хотя наличие расовых и национальных особенностей и расовое и национальное неравенство - это вещи разные. Из того, что негры быстрее бегают, не следует, что они хуже или лучше и уж, тем более - что-то про разные права.

Думаю, что этноэкономика, то есть тяготение разных национальностей к разным видам деятельности, нельзя объяснить только культурными стереотипами, воспринимаемыми от поколения к поколению. Поэтому этноэкономика, которая сейчас рассматривается как однозначное зло (в лучшем случае - как нечестная конкуренция) - это благо, просто каждый занимается тем, к чему он лучше приспособлен.

Например, азербайджанцы подмяли под себя рынки. Торговцами, кроме них, у нас часто выступают и другие представители южных и восточных народов. Но это естественно. Достаточно вспомнить арабские страны или хотя бы ту же Турцию. Сидит араб у своей лавчонки часами, балдеет, ждет, когда к нему кто зайдет. С каждым покупателем из-за копейки по часу торгуется. Оборот крошечный, не разбогатеешь, лишь бы на лепешку заработать. Да русский бы от такого взбесился, а араб сидит себе, балдеет - и счастлив! Так что азербайджанцам (фактически - отделившейся части Турции) на рынке комфортно.

Или цыгане. Гадать на улицах, выпрашивать милостыню, воровать коней - это у них в крови!

Есть свои генетические предрасположенности и у русских. Большинство русских очень любят что-то делать своими руками. Стоит зазеваться, как русский куда-то приколотит полочку. Поэтому совершенно естественно, что русские массово работают на заводе. Более того, совершенно понятно, почему они ТАК работают. Возьмем, к примеру, легендарный советский «Жигуль» Для большинства национальностей автомобиль - это тупо средство передвижения. Сел - поехал. Для русского автомобиль - это способ жизни. Есть у тебя Жигуль - ты его все время ремонтируешь. В гараж ходишь, с мужиками обсуждаешь, как там трансмиссию из садового шланга сделать.

Так что многие изменения в нашей жизни связаны с тем, что людей каких-то национальностей стало больше, а каких-то - меньше. Взять, к примеру, асоров, этих гордых потомков ассирийцев. Они у нас держали киоски, в которых чистили обувь, продавали гуталин и шнурки. Уехали асоры - и пропал бизнес, больше никто это тонкое дело торговли шнурками не потянул.

Или, еще к примеру - всем понятно, что за 20 лет либеральная идея в России захирела и выродилась. А почему? Либеральной идеей на профессиональной платной основе занимались евреи. И не только у нас - Карл Маркс, хотя и сейчас считается кондовым марксистом, начинал как скандальный журналист, а коммунизм в те времена был крут и либерален. А в 90е, как выезд открыли - почти все уехали, и на ставки либеральных журналистов уже своих евреев не хватает, приходится гастарбайтеров нанимать, типа Ганапольского. И все равно -приходится заполнять кем придется, а главами еврейских объединений приходится ставить таких людей, как Альбац…

Но, все равно, на безрыбье как-то тянут, потому как традиционный промысел. А вот, скажем, если Ганапольского и Альбац послать коней воровать или милостыню просить - не справятся, равно как если цыганку на радио поставить рассказывать о преимуществах монетарной экономической политики. А вот если либерального еврея ночью разбудить - он без запинки оттарабанит все что надо про невидимую руку рынка. А цыган - он разве что кошелек вытащит.

Конечно, абсолютно жесткой привязки национальности к профессии нет, есть профессии, которыми успешно занимаются люди разных национальностей. Достаточно, к примеру, посмотреть на фамилию главврача любой московской больницы, чтобы понять, кто там врачи - армяне или, к примеру, дагестанцы.

Близким к понятию «этноэкономика» является и понятие «этнопреступность», так как многие виды экономической деятельности, по факту, неотличимы от преступной. Но эту тему я развивать тут не буду, потому как, как известно, у преступников нет национальности.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы, Нации

Previous post Next post
Up