Вспоминая 80-е. БАМ

Oct 27, 2013 21:10




Длина основного пути Тайшет - Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 км, продолжается стройка на участке Кёрдем - Якутск) (1078 км); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути - Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов[4]. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них - самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (25 кВ), от Усть-Кута до станции Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль (БАМ) планировали строить еще в 1888 году. Начали в 1932. Строилась она не слишком интенсивно. Участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году. Первый поезд на полном протяжении линии Тайшет - Братск - Усть-Кут (Лена) прошёл в июле 1951 года, а в 1958 году участок был сдан в постоянную эксплуатацию.
В 1967 году (24 марта) вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и были возобновлены проектно-изыскательские работы. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) - Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет - Усть-Кут (Лена) - 680 км, линий Бам - Тында и Тында - Беркакит - 397 км.
В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На 17-м съезде ВЛКСМ (апрель 1974 года) также принимается решение о создании штаба строительства БАМа. Вот с этого времени БАМ и стала на слуху. До этого о ней не говорили. А тут песни стали сочинять, по телевизору показывать. Молодежь охотно отправлялась на эту стройку - комитет ВЛКСМ давал путевку, помогал устроиться. Помню, у нас в классе одна девочка очень хотела после 10 класса туда отправиться, но мама ее не пустила, даже, кажется, за ремень взялась. А один мой родственник из Минска поехал вместе с женой. Они оба были сапожники. Работали по специальности. Жили в Тынде. У них родилась дочь. Родственник был видный мужчина, без вредных привычек и очень правильный, а его жена - так себе. Мы все удивлялись, зачем он на ней женился. Но на БАМЕе она почувствовала себя раскрасавицей и начала ему изменять. Развелись. Он уехал в Минск, еще раз женился. Она тоже вышла замуж. Его дочь от первого брака так и осталась в Тынде. Иногда приезжает.
А про БАМ много споров - нужен он - не нужен. Но СССР его построил. С тех пор что-то ничего подобного и близко не было.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

80-е

Previous post Next post
Up