В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
Я не слышала, чтобы людей, приезжающих в Москву за покупками, называли мешочниками. По-моему, так называли только спекулянтов в эпоху Гражданской войны, а спекулянты 90-х назывались уже челноками.
Но такое явление, как поездки в столицу за товарами, существовало, конечно. Вот только эти люди никак не отличались внешне от москвичей, и, поди, пойми, кто рядом стоит в очереди: местный или приезжий. И мешков у них не было, и даже сумок клетчатых, как у челноков.
К нам в Измайлово приезжали на автобусах. Автобусы ставили у леса на 9-ой Парковой. На них были номера Владимира, Рязани. Сколько было тех автобусов? Думаю, штук 5-6. Приезжали они с четверга. Вот только не знаю, оставались ночевать или нет. А снаряжали их, наверное, какие-нибудь заводы, потому что, например, у моего НИИ был только один пикапчик да директорский автомобиль.
Не знаю, кто приезжал: все желающие по очереди, или были специальные люди типа снабженцев, которые только этим и занимались.
Ну и сколько там было народу? На наш микрорайон - крохи. Что уж они могли скупить? Главный мой конкурент по очереди был не приезжий, а московская пенсионерка. Им, допустим, нужно каждый день было покупать свежую сметану. На второй день они на ней уже творог делали. Они клали сметану в суп, тушили в сметане мясо и овощи, делали на ней тесто, и не исключаю, что намазывали на себя - иначе я не могу объяснить объемы потребления этого продукта.
Бодрые женщины, ушедшие на пенсию с 55, а то и с 45 лет, могли себе позволить постоять в очереди, а мне, скажем, надо было в 8 уезжать на работу, в 18.30 заканчивался рабочий день, час до дому, а магазины закрывались в 8. Когда мне было успеть что-то купить? Я покупала, что придется в магазинах около работы в районе метро «Курская». Там тоже могли отовариваться приезжие. Но что-то мне доставалось, потому что это были большие гастрономы (теперь их нет), и продукты в них завозили беспрерывно. Какие-то кости мне регулярно оставались, а вырезки все равно не было в продаже в принципе.
Чем могли насолить приезжие: они занимали очередь в разных местах, а потом собирались вместе. Стоишь, думаешь, что перед тобой пара человек, а тут табор набегает: «Мы занимали». Ничего не поделаешь - таков был магазинный этикет. Иногда из-за этого не доставалось того, за чем стояла. Как обидно было: стоишь, волнуешься, хватит ли, вроде рассчитала, что хватит, а тут - они. Но много купить они все равно не могли, потому что действовал принцип не давать больше определенного количества продуктов в одни руки.
Были какие-то места, где в основном покупали приезжие: «Детский мир», «ГУМ», «ЦУМ», наш «Первомайский», а также магазин «Колбасы». То есть, именно они первыми становились за дефицитом: джинсами, сапогами, дубленками, меховыми шапками. Тут уж с ними трудно было конкурировать.
В целом москвичи не злились на приезжих. Не было такого, как сейчас отношения к чужим. Может, потому, что все русские были. А сейчас: «чурка», «узкоглазые», хотя, вроде и очередей нет.