Биография Лили Брик в бытовых подробностях. Ч4

Sep 29, 2013 18:31


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Окончание. Начало раз два три

В 1926 году Маяковский сообщил Брикам, что у него в США родилась дочь. Это было в Берлине, куда Лиля приехала с итальянского курорта. Заметим, что никакие тяжелые времена не мешают ей наслаждаться жизнью. "Но ведь ты совершенно равнодушен к детям, Володечка!" - только и сказала в ответ на эту сногсшибательную новость Лиля. И это было так. Маяковский обожал животных, но не любил детей. А вот Лиля любила и тех, и других. И дети к ней тянулись. Например, сын ее четвертого мужа, несмотря на то, что его мама ненавидела разлучницу, постоянно проводил время в доме у Лили. В эту ночь Маяковский написал Элли: он окончательно убедился, что никого, кроме Лили, не любил и никогда полюбить не сможет. Что касается ребенка, то, он, конечно, примет на себя все расходы...
В 1928 году Лиля влюбилась в кинорежиссера Всеволода Пудовкина и, не встретив ответа, пыталась покончить с собой, выпив большую дозу снотворного. Ее откачали, хотя выздоравливала она несколько месяцев.

Осенью 1928 года Владимир Маяковский собирался в кругосветное путешествие, которое обернулось всего лишь поездкой во Францию. Одной из основных целей французской поездки была покупка автомобиля для Лили Брик. В Париже он случайно встретил нью-йоркскую знакомую, которая сообщила ему, что в это время в Ницце отдыхала его бывшая американская возлюбленная Элли Джонс с их общей двухлетней дочерью.

20 октября Маяковский выехал в Ниццу, захватив с собой двух молодых, говорящих по-французски «знакомиц» - вероятно, для того, чтобы скрыть истинную цель поездки от Лили, знавшей о каждом его шаге от живущей в Париже своей сестры Эльзы Триоле. Однако, на вопрос Элли, почему он приехал не один, ответил: «Я не хотел смущать тебя». Всю ночь они проговорили в номере Маяковского, в котором Элли осталась из-за проливного дождя, и уснули под утро. Близости между ними не было: Элли боялась снова забеременеть и понимала бесперспективность будущих отношений. Уже 25 октября Маяковский вернулся в Париж, откуда на следующий день написал в Ниццу письмо. Элли ответила, но уже следующее её письмо, на которое она не получила ответа, ушло в Москву, куда собирался уехать Маяковский - но не уехал: в день возвращения из Ниццы в Париж он встретил Татьяну Яковлеву. Встреча Татьяны Яковлевой и Владимира Маяковского была подстроена Эльзой Триоле.

25 октября Татьяна позвонила доктору Сержу Симону с жалобой на тяжёлый бронхит, и он велел ей немедленно прийти на приём. Надежда, русская жена Симона, тут же позвонила Эльзе и пригласила её с Маяковским. Эльза, жившая с Луи Арагоном в той же гостинице, что и Маяковский, попросила только что приехавшего из Ниццы Маяковского сопроводить её на приём к доктору Симону, где Маяковский и увидел Яковлеву.
Это было сделано для того, чтобы отвлечь Маяковского от намерения жениться на Джонс. А он и не собирался. Но сестры-то об этом не знали. Зато они знали тип женщин, которые нравились поэту. Джонс, кстати, к нему не принадлежала. А вот Яковлева настолько походила на идеал, что Маяковский влюбился всерьез.


Это был первый случай, который Лиля засчитала за настоящее предательство: ведь Маяковский написал Татьяне два стихотворения и чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу. Одна из подруг Маяковского Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». Кстати, на Брюханенко он тоже хотел жениться, но Лиля отсоветовала. В октябре 1929 года Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Татьяна собирается замуж за виконта дю Плесси. Хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя. Чтобы забыть Татьяну, Маяковского свели с Полонской. После съёмок в картине «Стеклянный глаз» её пригласил на бега режиссёр этого фильма Осип Брик. Там же был и поэт, в тот же день они встретились ещё раз у Валентина Катаева. Вскоре сблизились и стали встречаться. Маяковский и на Полонской хотел жениться. Но она была замужем и очень почитала Лилю Брик.


А потом он застрелился.

В ноябре 1935 года Лиля Юрьевна отправила Сталину письмо. В нем она пишет, что Маяковского забыли, мало печатают, из школьных программ вычеркнули, музей его памяти не делают, и надо все это поправить. Стали прочел письмо и переадресовал его Ежову, тогдашнему секретарю ЦК, с пометкой: "Очень прошу вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей Советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление. Жалоба Брик, по-моему, правильна. Свяжитесь с ней (с Брик) или вызовите ее в Москву… Если моя помощь понадобится - я готов. И. Сталин". Цитата - "Маяковский был и остается…" - была широко известна после ее публикации в "Правде" 5 декабря 1935 года, но то, что она впервые появилась в письме Лили Брик вождю, стало известно лишь много лет спустя.
А как, вы думаете, Лилино письмо дошло до Сталина? По почте? Да ему вся страна писала. Не читал Сталин и писем, которые пытались передать ему через близких к нему людей. Он читал только то, что пришло по установленной бюрократической линии, было зарегистрировано, и было в папке занесено в кабинет Поскребышевым. Комендантом Кремля в то время работал П.П. Ткалун - хороший знакомый мужа Лили Виталия Марковича Примакова по Гражданской войне. Ткалун пустил письмо этим путем, но под своим надзором, чтобы оно не отсортировалось и дошло до Сталина.
А так не знаю, помнили бы теперь Маяковского. Может быть, он был бы кем-то вроде Хлебникова.

Конечно, складывается ощущение, что Брики хотели удержать Маяковского при себе. Я в прошлых постах приводила запись со сном Лили через несколько месяцев после смерти Маяковского: «Всю ночь снился Володя: я плакала, уговаривала не стреляться, а говорил, что главное на свете это деньги, что без денег не стоит ЖИТЬ». Причем тут деньги? Видимо, Маяковского все же рассматривали как некий ресурс. Хотя и без него Лиля не пропала: вышла замуж за генерала Примакова. Правда, его расстреляли. А вот уже вся жизнь с Катаняном была построена на эксплуатации наследия Маяковского: тот публиковал кусочки из доставшегося Лили архива поэта: далеко не все ушло в ЦГАЛИ - она многое припрятала. Да еще 15 лет получала авторские. Так что сон в руку был.
И при жизни поэт выступал кормильцем. Бывая за границей, Маяковский выполнял Лилины поручения. "Первый же день по приезде, - рапортовал Маяковский - посвятили твоим покупкам. Заказали тебе чемоданчик замечательный и купили шляпы. Духи послал (но не литр, как ты просила, - этого мне не осилить) - флакон, если дойдет в целости, буду таковые высылать постепенно. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками".
Она тоже привозила ему и Осе горы подарков.
Вообще, у них было много общего. Например, они оба были азартными игроками. Я давно замечаю, что игроки образуют крепкие супружеские союзы. Так, говорят, что игроками являются Голикова и ее муж Христенко, Максим Галкин и Алла Пугачева. Может, другие люди не могут понять игроков? У обоих была склонность к самоубийству, оба были щедрыми людьми, любили устраивать праздники для друзей, оба курили, оба считали нормальным иметь множество половых партнеров. Попробуйте найти человека с таким же набором предпочтений.

А Осип был человеком, который любил и прощал их обоих. Хотя, и у него с Маяковским в последний год случались ссоры. В бумагах близкого к Маяковскому поэта Николая Асеева исследователи обнаружили запись: "Когда однажды я пришел домой к Маяковскому, то увидел странную картину. Лиля сидела на диване, закинув ногу на ногу, и курила папиросу. А Маяковский и Ося Брик держали друг друга за грудки и злобно ругались. Я попытался разнять их, но Маяковский грубо остановил меня и предупредил, чтобы я в их личные дела не вмешивался... Но больше всего меня удивила Лиля Юрьевна. Она громко подзадоривала мужчин и буквально уговаривала их устроить "небольшую драчку". К счастью, серьезной драки не вышло. Вскоре мы все пили чай". В последние годы жизни Маяковского, когда его поведение, по утверждению того же Асеева, "было немного странным". Маяковский то "грубо и жестко разговаривал с Осипом, то называл его своим лучшим другом".

Прав был поэт: разбилась их семейная лодка. Стали они друг другу в тягость.
Но все же, кого любила Лиля: Осю, Володю, двух других мужей, еще кого-то из своих любовников? Сама она говорила, что Осю. В воспоминаниях Фаины Раневской есть такие строки: "Лиля говорила о своей любви к Брику. Сказала, что отказалась бы от всего, только бы не потерять Осю. Я спросила: "Отказались бы и от любви к Маяковскому?" Она, не задумываясь, ответила: "Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо было быть только с Осей".
Она пишет, что любила (читай, жила) с Маяковским только потому, что его любил Ося (читай, потому что он был нужен Осе). А сам Маяковский ей не нравился: слишком яркий был, привлекал чужое внимание. На кого смотрели, если они были рядом? Ведь на него, скорее всего. Он же был как теперь поп-звезда. К стихам его она была равнодушна. А кому понравятся постоянные измены? Это ее он ревновал, а себе-то позволял.
Если она и вправду, неважно почему, любила Осипа, то могла Маяковского и почти ненавидеть: ведь Ося уделял ему больше внимания, чем ей. Он ведь все бросил, чтобы помогать Маяковскому стать великим поэтом, теорию разрабатывал, как лучше писать стихи. Другой вопрос, что это еще бабушка надвое сказала, помог он ему или нет.
А ради Лили он что бросил, чем пожертвовал? Он саму Лилю бросил, нашел обычную домашнюю женщину.
Хорошо, что у Лили был легкий характер и широкий взгляд на вещи, а другая Маяковского и не потерпела бы в своем доме. Хотя, тогда Осип сам мог бы уйти.
А за что Лиля любила Осипа? Кто же знает? Может, за то, что он ее никогда не осуждал, уважал, помогал, ничего не требовал. И она считала его очень умным.
Знаете, почему она завещала ее не хоронить, а развеять ее прах? Боялась, что ее могилу будут осквернять.

(25 лет назад работал вместе с дамой, которая в своей студенческой юности лично знала Лилю Брик. Та играла в бридж в компании колоритных стариков, один из них до революции был владельцем отеля «Метрополь», играли по старой привычке в одном из его номеров. Так как рассказчица была тогда молода, то Лиля производила на нее впечатление какого-то ископаемого. Больше всего ее потрясало то, что у Лили все время выпадала вставная челюсть, но она очень ловко ловила ее на лету. Прим. ред.)

Критика

Previous post Next post
Up