Дэн Браун. Инферно

Sep 18, 2013 10:19


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Инферно - это ад, чтобы два раза не вставать.

Новый роман Брауна похож на всего остальные романы: это около детективная история, где решение находится с помощью расшифровки символов, которые сумасшедший злодей подкидывает людям, стремящимся его остановить. Казалось бы, зачем злодею нужно, чтобы его ловили? Делал бы свое черное дело потихоньку - никто бы и не мешал. Но не таковы злодеи у Дэна Брауна. Сумасшедшие - что с них возьмешь? Символы злодей выбирает попроще: чтобы каждый школьник догадался. Для этого он использует самые раскрученные литературные и архитектурные бренды. Это очень удобно для последующих экранизаций, которые принесут автору новые миллионы. Я думаю, что его спонсируют туристические агентства, причем американские. Американцы не так уж охотно летают в Европу, вот и приходится таким образом рекламировать и без того навязшие на зубах достопримечательности Франции и Италии.

В «Инферно» пиарят Флоренцию, Венецию и Стамбул. Причем во Флоренции - сады Боболи, палаццо Векко, коридор Вазари, баптистерий св. Джованни и церковь, именуемую для краткости церковью Данте. В Венеции это уже только собор св. Марко, а в Стамбуле - св. София и цистерна Базилика.

А в качестве загадочной книги фигурирует «Божественная комедия» Данте.

Злодей - это генный инженер Бертран Зобрист. Данный гражданин озаботился перенаселением планеты и обратился к главе ВОЗ - импозантной женщине Элизабет Сински со своими опасениями. Но она сказала, что ВОЗ и так имеет программу по раздаче бесплатных презервативов африканцам. Но негры презервативы не используют! Они размножаются! Видя, что понимания он не найдет, Зобрист пообещал заставить Сински поплясать. Ранее он писал статьи о том, что людям пора начать изменять свой организм сознательно, продлять жизнь человека, но огромная перенаселенность мешает новому этапу эволюции. Он предлагал всем врачам прекратить лечение и изобретать не лекарства, а новые болезни. Идеалом Бертрана было Возрождение, причем он считал, что оно началось благодаря уничтожившей треть населения Европы чуме. Людей проредили - и началось развитие.
Зобрист обожал Данте и знал «Божественную комедию» почти наизусть. Особенно ему нравились слова: «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтральность».
У него было много последователей.
Сински поняла, что этот человек опасен, и начала за ним слежку, а он исчез. Для исчезновения Бертран обратился в особую фирму, которая за большие деньги бралась прятать людей и обеспечивать их безопасность. Пользуясь услугами этой фирмы, Зобрист создал очень заразный вирус. Однако сам он был смертельно болен, отчего покончил с собой во Флоренции, бросившись с колокольни, но до этого успел оставить некие загадочные послания, одно из которых попало в руки Сински. Собственно, оно и было для нее предназначено, но она должна была получить его позже - в определенный день.

Для разгадки зашифрованного послания ВОЗ пригласила профессора Роберта Лэнгона - главного героя «Кода да Винчи», который по-прежнему хорош собой и одинок. Он ведь главный специалист по всяким символам. Но ему противодействуют люди из той фирмы, которую нанял покойный злодей. Хотя заказчик и умер, но его задание должно быть выполнено.
Обо всем этом читатель узнает в самом конце.

А в начале книги Лэнгон потерял память и пришел в себя в больнице во Флоренции. Последнее, что он помнил - это то, что он мирно сидит у себя дома в Бостоне, пьет виски и читает Гоголя, а тут он вдруг в кровати, с трубкой в вене, а в окне - Флоренция. Роберта мучит кошмар: он видит во сне женщину на берегу реки, перед ней - гора трупов и она говорит ему, чтобы он торопился - остался один день.
Около постели - двое врачей: мужчина с бородой и женщина-блондинка. Ему говорят, что в него стреляли, и он пришел в больницу сам, а уже в приемном покое вырубился. Пока это рассказывают, в помещение врывается женщина в черном и с порога стреляет во врача-мужчину, но женщине-врачу удается закрыть железную дверь реанимации и вывести Лэнгона из здания.
Женщину зовут Сиена Брукс. В детстве она была вундеркиндом, необыкновенно умна и артистична. К сожалению, она совершенно лысая и носит парик. А облысела она от стресса, когда пытаясь помочь людям в слаборазвитых странах и едва не подверглась там изнасилованию.

Брукс рассказывает Лэнгону, что при нем был странный предмет, похожий на контейнер для опасных веществ. Контейнер она прихватила с собой. Когда его открывают, то в нем оказывается мини-проектор, показывающий фреску Боттичелли с картой дантова Ада. Он замечает в изображении некоторые изменения и символы, которых нет в оригинале. Это ключ к поискам чего-то, что важно найти.
Но спокойно искать неизвестно что Роберту не удается, потому что за ним и Брукс все время гоняются спецслужбы и женщина, которая в него стреляла. Позже выясняется, что она из фирмы, которая охраняла погибшего генного инженера.

Глава полукриминальной фирмы (его зовут просто Шеф), охраняющей за деньги кого угодно, изменяет своим правилам не лезть в дела клиентов и просматривает ролик, который покойный Зобрист велел ему распространить в определенный день во всех информационных агентствах. Там было сказано, что жизнь навсегда изменится, а запись велась из какого-то подземного помещения, освященного красным светом и частично залитого водой, и было видно, что под водой лежит некий зловещий мешок. Шеф испугался и решил сам найти это место.

Основную часть романа занимает погоня за Лэнгоном, протекающая в знаменитых флорентийских музеях, которые я указала выше. А он по дороге разгадывает загадки с помощью подсказок из «Божественной комедии» и знаменитых фресок. Некоторые загадки читатель отгадывает раньше профессора. Например, он не может узнать, где похоронен дож Энрико Дандоло и едет в Венецию вместо Стамбула, а также долго не может опознать на видео цистерну Базилику.

К концу романа выясняется, что все было не так, как кажется: враги оказались друзьями, а друзья - врагами, все обманывали бедного профессора.

Но самое интересное, что сумасшедший гений все же осуществил свой план: он распространил вирус, который заразил всех людей на свете, но это не был возбудитель чумы, как все думали. Это был вирус, который сделал треть человечества бесплодной.
Глава ВОЗ оценила и одобрила план Зобриста. Автор романа тоже с ним согласен: действительно, уж очень много людишек развилось. Надо же что-то делать. Самый большой грех - это оставаться нейтральным, как Данте написал. То ли дело сознательно уменьшить количество людей.

Я не говорю о диких несуразностях интриги. Зачем нужно было, например, прятать вирус в стамбульской цистерне? К чему были все эти игры и символы? Почему они такие идиотские? Но мне не нравится сам посыл «Инферно»: если не уменьшить количество населения - будет ад.

Самое известное произведение Брауна «Код да Винчи» заставил многих людей поверить в то, что Христос был женат на Марии Магдалене и имел детей.
Как бы и «Инферно» не привел к тому, что планы по созданию вирусов для уменьшения населения - это то, что Данте прописал.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up