В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)
Мне не понравилось, что Ирина Антонова как-то вдруг сразу оставила свой пост директора ГМИИ им. А.С. Пушкина и превратилась в какого-то непонятного почетного председателя. Вы скажите, что ничего себе, мол «вдруг» - она почти полвека была директором. Пора и честь знать: возраст и все такое. Но в прошлогодний 90-летний юбилей Антонова была полна планов на будущее, и даже после отставки она бодро дает интервью, водит журналистов по выставке: не похоже, что со здоровьем у нее стало много хуже.
Даже, если отставка - это ее желание, то почему новым директором стала Марина Лошак - человек со стороны? Разве в самом ГМИИ нет достойных приемников? Обычно руководитель имеет кадровый резерв на свою должность, готовит смену. Что же, Антонова не допускала мысли, что ей придется уйти и не делала этого? Я в этом очень сомневаюсь.
Тем не менее, все СМИ дружно озвучивали, что Антонова захотела передать свой пост и именно Марине Лошак.
С чего бы именно ей? Лошак никогда не работала в музее. Она - галерейщица. По образованию она не искусствовед, а филолог. У нее нет научных работ по тем периодам искусства, которые представлены в Пушкинском. Лошак - специалист по современному искусству.
Она начала с того, что в 90-х стала совместно с еще одной женщиной владелицей маленькой галереи «Роза Азора». Такое было милое и очень дамское местечко при почему-то музее Востока. Потом их оттуда выперли, они переехали, и больше я там не была. Продавали в «Розе Азора» куколки, чашечки, подушечки, бусики, плюшевых мишек и пр. Потом такого добра стало навалом, но тогда это еще была редкость.
Потом Лошак возглавила галерею «Проун» на Винзаводе. Ничего не могу о ней сказать, т.к. она ничем не отличалась от всех остальных галерей в этом месте. По крайне мере, никаких интересных событий с ней связано не было.
Еще Марина Лошак работала в банке «Столичный» и собрала для него коллекцию живописи. Смоленский вместе со своим банком разорился, не знаю, что стало с той коллекцией.
В прошлом году Сергей Капков предложил возглавить ЦВЗ «Манеж». По этому поводу сразу писали, что теперь в «Манеже» наведут порядок, что оттуда уберут позорные выставки-продажи шуб и меда, а каждую неделю будут делать новую интересную выставку. Я уши и развесила. Но за год в «Манеже» не случилось ровно ни одной интересной выставки. Я вообще сомневаюсь, что они там были. ЦВЗ исчез из разделов «Афиши», а как мимо здания ни пройду - ничего там нет. Вот уж такого раньше никогда не бывало. Тот самый опозоренный бывший директор «Манежа», кроме выставки шуб делал еще осенние и весенние вернисажи, выставлял пусть спорных, но все же популярных художников русофильского толка, проводил антикварные ярмарки. А теперь огромный выставочный зал в центре Москвы постоянно простаивает! Что же в этом хорошего? Один только раз я там застала выставку - продавали какую-то экологическую чушь. И чем это лучше шуб?
Но Лошак все шло в плюс. Помимо «Манежа» ей дали еще «Новый Манеж», выставочный зал под постаментом «Рабочего и Колхозницы» и что-то еще - создали целое объединение из московских музеев. Кто-нибудь там за год что-нибудь интересное видел?
И вот теперь Лошак возглавит ГМИИ. Опять ждут чего-то необыкновенного.
Интересные люди, эти Лошаки. У Марины Лошак есть муж - журналист Виктор Лошак. Он похожим манером приходил руководить разными знаменитыми СМИ и превращал их во что-то похожее на кладбище. Так было вначале с «Московскими Новостями», которые приказали долго жить, а потом с «Огоньком», давно ведущим загробное существование. Но, что характерно, его тоже всегда только хвалят. Лошаки - просто волшебники какие-то!
Вот здесь о деятельности Марины Лошак написано подробнее.
http://zavtra.ru/content/view/kulturrejderyi/ При отставке Антоновой первым делом опровергали,
что ее уход связан с ее позицией по воссозданию музея Западного Искусства, который был в свое время расформирован, а его фонды, составленные из коллекций московских коллекционеров Щукина и Морозова, распределили между ГМИИ и Эрмитажем. Антонова хочет вернуть картины из этих коллекций в Москву. Разумеется, Пиотровский категорически против. А Антонова умудрилась весной выйти с этим вопросом на прямую линию с Путиным, и тому пришлось отвечать, что надо разобраться.
Очень сомнительно, что отставка не связана с этим случаем.
К Антоновой есть и другие претензии. Ее буквально ненавидят те силы, что хотят реституции. Они любят вспоминать, как она много лет врала, что Золота Шлимана в ГМИИ нет. Рассказывают, как она в военной форме ездила по всей поверженной Германии и отбирала лучшие произведения искусства для вывоза их в СССР. Бедные невинные овечки! Их ограбили!
Возможно, что именно непримиримая позиция Антоновой по вопросу реституции спасла для нас хоть что-то, а то Ельцин с радостью бы все отдал. Но еще не вечер: немцы продолжают долбить и долбить: «Верните нам все, что вывезли, а мы вам ничего не вернем, потому что не знаем, где оно».
Наконец, Антонова поссорилась с неким Попечительским фондом, который был создан при ГМИИ. А там были солидные люди: Эльвира Набиуллина, Петр Авен, Куснирович и еще 16 человек. Антонова говорит, что они неправильно понимали свои права. Олигархи считали, что могут определять судьбу тех 11 зданий или 28 строений, что ГМИИ получил под музейный городок. Они там хотят устроить магазины и отели! Конечно, разве наши богачи могут что-нибудь сделать без выгоды для себя? На каждый отданный рубль они хотят получить миллион - именно так они понимают благотворительность. Благотворительность может быть только в одну сторону - от общества в их карман.
И вот таким людям она сказала «нет»! Божественная женщина!
Обо всем этом есть в интервью, которое Ксения Собчак взяла у Антоновой.
http://tvrain.ru/articles/irina_antonova_ob_obedinenii_pushkinskogo_muzeja_s_ermitazhem_natsionalizatsii_iskusstva_i_serdityh_babushkah_smotritelnitsah-347762/Мне понравилось, что Собчак учит Антонову, как надо осовременить музей: надо слепки убрать - Давида, фриз Парфенона. Ведь на Западе слепки в таком количестве не выставляют, и нам не надо. А что музей был задуман Цветаевым именно таким образом, ее не интересует. Еще Собчак пытается приобщить Антонову к современному искусству и просветить ее относительно новых художников. Наглость все-таки сказочная!
Но зато Антонова наконец-то сказала, что вовсе не она предложила кандидатуру Лошак. Она предлогала три другие кандидатуры из мира науки, из МГУ, в том числе, а их не приняли. Взамен ей представили список из совершенно других людей. Один из них, например, директор российского отделения «Сотбис». Лошак Антонова выбрала, видимо, как наименьшее зло.
Марина Лошак уже успела заявить, что воссоздавать музей Западного Искусства в Москве не будут. Посмотрим, что она скажет по поводу реституции и по поводу отелей в музейном городке. А уж что она не сделает таких выставок, которыми славился ГМИИ, я не сомневаюсь.
Конечно, надежда умирает последней. Может, я и не права. Посмотрим.
В любом случае, по-моему, это наглый наезд нашего бизнеса на последнее народное достояние. Они его приберут к ручкам. Не удивлюсь, если и ГМИИ приватизируют.