Дэвид Брукс. «Бобо в раю»

Jun 15, 2013 14:22


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Прочла книгу «Бобо в раю».




Впечатление от нее у меня осталось странное. Вроде бы пишет человек исключительно о приятном и пишет хорошо, а я как-то не врубаюсь. Примерно такое же чувство у меня было, когда я читала «Сон в Красном тереме» - классический китайский роман. Там в одной из сюжетных линий к отцу должна была заглянуть ненадолго наложница императора, и с ней - сам император, так хозяин дома с ног сбился, обустраивая свое жилье, а главное, сад к этому визиту. Как важно было правильно расположить мостик чрез декоративный прудик, а главное, придумать всему этому поэтические названия и стишки. Ведь если император останется довольным, то хозяина ждут какие-то новые блага. Но главное даже не это, а не ударить в грязь лицом. Читаешь, и понять не можешь важности данного события и разницы между тем, какое слово употребить в названии мостика и пр.
Автор «Бобо в раю» - колумнист The New York Times, политический и культурный комментатор Дэвид Брукс.


Чем он знаменит? Тем, что придумал слово «бобо». «Бобо» - это не слово «больно» в произношении сюсюкающей мамашки мелкого ребенка, а термин, составленный из начальных слогов двух слов bourgeois bohemian (богемные буржуа). Честно говоря, я по невнимательности прочла вначале «бонабо в раю», но в общем-то бобо не слишком отличаются от бонабо - маленьких шимпанзе, которые все время трахаются.
Увы! Книжечка устарела на 10 лет, так как вышла в США в 2000 году. Да с тех пор все поменялось! Правда, те люди, которым посвящено исследование, называемые у нас хипстерами и креаклами, в 2000 еще не существовали. Они появились в России в массовом количестве лет 5 назад. В целом это можно считать прогрессом - раньше западные моды опаздывали у нас лет на 30.
Итак, автор утверждает, что примерно с 60-х годов в США происходила смена элит. Прежняя называлась WASP (БАСП) - белые англосаксонские протестанты. Для БАСПов главным было происхождение, родовитость. Они подражали традициям и увлечениям британского королевского двора. Среди БАСПов были популярны закрытые частные клубы, в которых обычно не принимались чернокожие, католики и евреи (частные заведения в США имеют право дискриминировать); дети посещали закрытые частные учебные заведения или британские ВУЗы. Их типичными увлечениями были: гольф, теннис, бадминтон, конная езда, поло и яхты.
А что же бобо? Среди них уже не только белые англосаксонские протестанты. Посмотрите на самого Брукса. В качестве примера Брукс приводит фильм «Выпускник» 1967 года. (А у нас выходили фильмы к 50-тию революции) Это тот фильм, где герой молодого Дастина Хоффмана, олицетворяющий новое поколение, бунтует против жизни своих богатых родителей и их друзей. Вначале главную роль должен был исполнять Роберт Ретфорд,


т.е. актер, имеющий внешность БАСПа, но потом роль отдали Хоффману,


решительно не похожему на англосакса. Так произошло потому, что времена изменилось, и элита стала другая.
Прежде ведь дела обстояли так, что буржуазия была богата, влиятельна, состояла из БАСПов, а богема существовала отдельно и была бедна. Одни сидели в своих закрытых клубах и курили сигары, другие курили травку в сомнительных заведениях. Богемы отрицательно относилась к буржуазии, критиковала ее, слово «буржуазный» носило негативный оттенок. Но с 60-х годов началось сращивание богемы и буржуазии. У богемы появились деньги, а буржуи стали более эксцентричными. Так появились бобо. Сегодня, по мнению Брукса, бобо - это господствующий класс. В принципе, они все же скорее буржуазия, а не богема, потому что далеко не все из них принадлежат к художественной интеллигенции. Среди бобо много ученых, врачей, юристов, всевозможных экспертов (тех, кто дает экспертные оценки политическим и культурным событиям или экономике).
Автор не удосужился подробно расписать профессии, которыми занимаются бобо. Это, скорее, мои догадки.
Я не поняла, что же тут нового? Еще в 17 веке в состав буржуазии входили не только промышленники, купцы, банкиры, но и врачи, юристы, известные ученые, художники и архитекторы. Критерием принадлежности к буржуазии был доход, а не занятие. После череды буржуазных революций, приведших к вытеснению крупной земельной аристократии из власти, общество поделилось на буржуазию и народ. Кем тут была богема? Частью интеллигенции, являющейся в свою очередь прослойкой между буржуазией и народом. Впрочем, вопрос о соотношении интеллигенции и буржуазии сложен. Получающий высокие доходы финансовый аналитик или адвокат относится к интеллигенции, так как у него нет собственности на средства производства, и он зарабатывает на жизнь своим интеллектуальным трудом, или же он представитель буржуазии, так как гораздо богаче, например, учителя или мелкого лавочника? Топ-менеджеров и просто менеджеров куда отнести? Я не знаю. Брукса же это не интересует.
А ведь подзаголовок книги - «Откуда берется новая элита». Единственный ответ - это смесь богемы и буржуазии. Все.
Брукс описывает бобо через его потребление. Скажи мне, что ты потребляешь, и я скажу тебе, кто ты. (Вот только выделяют все одно и то же).
Автор буквально плачет от умиления над собой и своими друзьями. Они все такие классные! Такие умненькие-благоразумненькие. Главное - это то образование, что они получали. А как же Билл Гейтс или Стивен Джобс, или Цукербе́рг? Получив хорошее образование, бобо устраиваются на хорошо оплачиваемую работу и приступают к главному смыслу своей жизни - начинают тратить деньги. Вот, например: «представители элиты образованного класса могут со спокойным сердцем тратить баснословные суммы на то, что определяется как потребность, а вот на очевидные прихоти тратиться не положено. К примеру, выложить 25 000 долларов за ванную комнату - позволительно, а заплатить 15 000 за акустическую систему или широкоэкранный телевизор - дурной вкус. 10 000 за джакузи во дворе - полнейшее упадничество, но если вы не потратили вдвое больше за неприличных размеров кабинку для душа из сланца, это может означать, что вы, вероятно, не научились еще ценить естественное биение жизни.
Похожим образом потратить несколько сотен долларов на самую дорогую модель походных ботинок вполне позволительно, а вот покупать дорогущую модель кожаных туфель под костюм за ту же сумму неприлично. Отдать $4400 за дорожный велосипед Merlin XLM можно, ведь всем нужны физические нагрузки, а вот покупка большого, бросающегося в глаза катера воспринимается уже как жалкое пижонство. Только поверхностный человек готов потратить сотни долларов на икру, напротив отслюнявить столько же за первоклассный грунт для сада способен только человек глубокий.
Неограниченные суммы можно тратить на любой предмет, подходящий под категорию «рабочий инструмент», например на «Рэндж Ровер» с огромным багажником за 65000, однако предметы, в эту категорию не вписывающиеся, как, например, винтажный «Корвет» за 60000, покупать стыдно… Когда же речь заходит о таком утилитарном пространстве как кухня, снимаются всякие ограничения. До появления бобо кухня считалась ущербной частью дома. Архитектор XIX века Калверт Вокс, к примеру, ужасался людям, принимающим пищу на кухне. «Такие манеры свидетельствуют о низком уровне развития», - считал он. В книге 1972 года «Текущий статус или как стать оплотом верхушки среднего класса», Чарльз Мерилл Смит отмечал: «Дамы, принадлежащие к высшему свету, никогда не заходят на кухню... Женшины из верхушки среднего класса заглядывают туда по необходимости, но стараются произвести впечатление, что не бывают там вовсе. Получается, что жилище представителей верхушки среднего класса имеет мало общего с расхожими представлениями о домашнем уюте». В то же время, на противоположном конце культурного спектра Бетти Фридан и ее соратницы феминистки призывали своих сестер забыть про кухню, хоть и на совершенно других основаниях. В домах сегодняшнего образованного класса кухня стала настоящим символом семейного счастья, каким для буржуазии когда-то был очаг.
Поэтому, когда вы заходите в недавно отремонтированный дом милых, заботливых хозяев, кухня, скорее всего, будет больше похожа на авиационный ангар со всеми коммуникациями. Периметр старой кухни стерт, новая поглотила несколько прилегающих комнат, как старый Советский Союз поступал со своими соседями. Понять, где кончаются сегодняшние мега-кухни бывает непросто. Вам кажется, что там, вдали мерцает стена большой комнаты, глядь, а это оказывается мираж, созданный километровой столешницей из искусственного камня. Заглянув в кладовую для продуктов, вы обнаружите, что она больше, чем квартира, в которой жил хозяин в студенческие годы… Что касается кухонного оборудования, сегодняшняя бобо кухня - это кулинарный парк аттракционов, где владельцев ожидает целый ряд незабываемых переживаний. Первое, что бросается глаза - это многометровое нечто, похожее на никелированную стену ядерного реактора. На самом деле это плита. Никто уже не готовит в консервных банках на бунзеновской горелке, сегодняшним бобо гурманам подавай 48-дюймовую с шестью двойными конфорками по 20 000 BTU каждая. Включенные на полную мощность они напоминают сопла космических ракет-носителей. Понадобятся так же навороченные прибамбасы типа гриля с вулканическими камнями, встроенная супермощная горелка для вока и медные зажигалки для плиты (алюминиевые - такое мещанство), и стальной противень в дюйм толщиной. Духовка должна быть объемом 8 футов минимум, просто чтоб было понятно - если надо, мы и бизона зажарим. Вся эта крутизна должна быть покрыта металлом с таким содержанием никеля, что магниты не пристанут. Вот тогда всем будет понятно, что вы закупились всем необходимым в хозяйстве оборудованием, которого достойна ваша семья. Подходящая плита с газовыми и электрическими конфорками производства La Corune обойдется примерно в 23000 долларов. Запатентованная в 1922 году 59-дюймовая плита AGA имеет вид настолько непритязательный и капитальный, что можно предположить, что когда-то в ней из лошадей варили клей. Тем не менее, в ней есть такие удобства, как шкаф для разогрева, отделение для тушения, хлебопечка, духовка, и бесконечный запас конфорок. Прямой огонь в ней не используется, только тепло-излучающие поверхности, что отражает философию спокойной жизни. И стоит всего 10000.
Над кухонной машинерией возвышается холодильный комплекс. Эта секция обустраивается исходя из того, что просто заморозить - мало. Техника должна быть способна доводить температуру до абсолютного нуля, когда прекращается всякое движение молекул. Сам холодильник должен быть размером с поставленный на попа микроавтобус. В нем должно быть как минимум две двери - одна, собственно, для холодильной камеры, другая - на случай, если вы решите сдать часть холодильника под жилье. Кроме того в дверь должна быть встроена система подачи охлажденной воды (с угольным фильтром) и льда (колотого, кубиками, или в виде букв, чтобы детишки лучше усваивали алфавит), и, возможно, нескольких видов компотов. Внутри должны быть вместительные отделения на дверце, полки с защитой от протечек, герметичные отделения для сухих закусок, полностью выдвигающиеся ящики; в дверце нецарапающееся стекло, а снаружи холодильник должен быть покрыт не белой эмалью, как в обычном супермаркете, но нержавеющей сталью, ставшей новой приметой кулинарного мачизма… Строить себе огромный особняк посреди наманекюренного поместья - дурной вкус. Однако ни кто не обвинит вас в излишнем раздувании щек за пристальное внимание к таким небольшим предметам домашней обстановки, как тщательно подобранный, тот самый дуршлаг, особенная дверная ручка, или штопор оригинального дизайна. Хлебницу можно выложить терракотой - мелочь, зато улучшает воздухообмен. Можно часами созерцать кафельную плитку, направив всю мощь своего зрительного аппарата на распознование той самой, практичной и ненавязчивой. После долгих зимних вечеров можно стать специалистом по изоляционным материалам. В каталогах металлопродукции можно рыться до тех пор, пока вы не обнаружите кран KWC швейцарского производства с распылительной головкой, которую многие считают лучшей на земле. Все эти усилия предпринимаются в частности для того, чтобы продемонстрировать обширность своих интеллектуальных ресурсов, которых хватает даже на тщательно продуманный водосток».

Как все сложно-то! Пожалуй, страдания из китайского романа все же мне ближе. Зачем им такая кухня, если они питаются в ресторанах, заказывают еду на дом? Чтобы что-то разогреть? Ну, так эти люди просто идиоты, которым некуда девать деньги. Но автор так не думает. Он в восторге от всего этого.

Окончание http://uborshizzza.livejournal.com/2555711.html

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up