Рецензия на «Горе господина Гро» Фрая Макса

Jun 11, 2008 22:14


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам



Роман из цикла «Хроники Ехо», где рассказывается о прошлом героев «Лабиринтов Ехо». В свое время Фрай Макс (Светлана Мартынчик) стала знаменитой, благодаря циклу мистико-детективно-приключенческих романов «Лабиринты Ехо». Потом она пыталась уйти от надоевших ей героев, сочиняла похожие вещи, но читатель хотел только истории про Ехо, про волшебный мир, где почти все жители волшебники, про волшебные преступления, про лихих сыщиков. Им понравилось бродить по узорчатым плиткам мостовых Ехо, пить камру в его трактирах, общаться с сером Максом - землянином, силой мысли перенесшимся в чудесный край. Это была проза, похожая на плетение кружев: вроде ничего особенного, а красиво. Новые книги Фрай такого успеха не имели. Пришлось ей вернуться к старому доброму Ехо. Теперь автор стала расчетливее: в каждом романе она тянет одну-две линии, а не фонтанирует приключениями, как раньше. Стало и больше морали, но читать все же можно.
В «Горе господина Гро» действует один из сослуживцев сера Макса Кофа Йоха. В «Лабиринтах Ехо» он был второстепенным персонажем, занимался тайным сыском, потому что умел принимать облик разных людей. Его задача заключалась в том, чтобы подслушивать в кабаках, о чем судачат люди, и докладывать шефу. В новом романе мы узнаем о его тяжелом детстве. Оказывается, он был сыном могущественного колдуна, одного из основателей ордена Семилистника. Колдун под старость лет совсем сошел с ума и решил жить как простой человек. Он женился, завел ребенка и почти не колдовал. Но жена от него сбежала, а он остался один с сыном. Их отношения не сложились, потому что сын считал, что отец к нему придирается, а отец считал, что сын не слишком удачный и хотел его исправить. Сын думал, что отец не потерпит, чтобы он был талантливым и нарочно притворялся тупым и неспособным. Когда сын вырос, они стали жить отдельно. Отец был богат, снабжал Кофу деньгами, но однажды заколдовал его. Он изменил внешность сына и его характер по своему вкусу. В результате Кофу стал ниже ростом, коренастее, начал по-другому одеваться, сделался спокойнее, терпимее, жизнерадостнее. Хотя эти перемены и пошли ему на пользу, но он очень обиделся на отца. Больше они не встречались. Потом отец умер, а через 200 лет явился к Кофе Йохе в виде призрака. Он хотел все исправить, подружиться с сыном, следить за ним, давать советы, кормить и оберегать. На этом волшебная часть истории кончается, потому что ситуация эта знакома многим. По тем или иным обстоятельствам взрослым людям иногда случается общаться со своими старыми родителями больше, чем им бы хотелось. Приходится терпеть их вздорность, поучения, хвастовство, постоянную критику и глупые советы. Все это бесит. Но постепенно выясняешь, что казавшийся прежде всемогущим родитель, слаб и жалок, что он нуждается в опеке и любви. Понимаешь, что все его советы и критика - не со зла, что он не хочет тебя унизить, а искренне любит, боится за тебя, хочет быть полезным. Становится ясно, что ты не правильно оценивал прошлое: многое из того, что делали по отношению к тебе отец и мать, было правильным, что они помогли тебе, сформировали твой характер и умения, что ты многим им обязан. Ты видишь по отношению к ним окружающих, что они были хорошими профессионалами и сегодня их советы не смешны, а могут принести большую пользу. Все это произошло и с Кофу Йохой и его отцом.
Другая линия связана с преступлениями, которые расследовал Кофу. В Эхо стали умирать люди, причем эти люди были всегда или из пары одиноких супругов, или из братьев и сестер, очень привязанных друг к другу. Оставшийся один человек испытывал огромное горе. Это горе можно было материализовать. Горевавшему давали снадобье, горе вытекало из него ручьем, а потом становилось маленьким мальчиком или девочкой, что помогало страдальцу. Эти дети держались вместе, но они не могли помочь друг другу. Каждый мог говорить только о себе, излагать свои страдания. Если горе-мальчика или горе-девочку убивали, то горе опять перемещалось внутрь человека, и он начинал страдать, как и раньше. То есть горе не проходит, горе ни с кем нельзя разделить, а два пострадавших человека не помогут друг другу, потому что не услышат друг друга. Лучше быть одиноким, если уж у тебя нет большой семьи, чем быть привязанным к кому-то одному, кто может умереть и оставить тебя одного.

Все это, конечно, спорно, но, видимо, отражает жизненный опыт автора.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up