Нож, сыр и шоколад 5 Страна поездов

Jan 08, 2013 00:49


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

Оглавление проекта - http://uborshizzza.livejournal.com/2320112.html



Нередко нелегко связать целую страну с каким-то определенным образом. Обычно мне это и не приходит в голову, но в случае Швейцарии сложилось: Швейцария похожа на игрушечную железную дорогу. Очень-очень навороченную, из тех, что любовно собирают взрослые коллекционеры. Большие озера, почти прямые реки с прозрачной водой, горы с белыми пиками ледников, зеленые равнины, холмы, городки, состоящие из пряничных домиков, островерхих церквей и замка на пригорке, но, главное, конечно, пересекающие это пространство железнодорожные блестящие рельсы и бегающие по ним разнообразные поезда, которые в принципе не могут столкнуться или опоздать.
Какая в Швейцарии железная дорога: пользоваться ею - одно наслаждение. Мне кажется, что нет населенного пункта, а страна заселена очень плотно, не охваченного «железкой». Из пункта в пункт можно отправиться не по одному, а по трем и более направлениям. Интервалы между нужными тебе поездами короткие, так как уедет поезд по одному направлению - придет, идущий по другому. Мне ни разу не пришлось ждать электричку или поезд больше 3-х минут.
Видов пригородных электропоездов несколько. Есть двухэтажные, есть обычные. Мне нравится, что в некоторых на остановке выдвигается подножка, и нет зазора между вагоном и платформой. Сиденья мягкие, просторные, при них столики, сиденья стоят и напротив друг друга, и в виде углового диванчика по краям вагона. Внутри вагона чисто. Стекла прозрачные.
Внутри каждого вагона есть бесплатный чистый туалет, такой же, как в самолете. Вместо рычагов и кнопок там сенсорная панель - достаточно приложить палец, и вода пойдет.
Есть кондиционеры.
В электричках вагоны 2-х классов. В первом - кресел меньше, там просторнее, но цена значительно выше. Большинство ездят вторым классом.
Снаружи электрички не расписаны, как, например, в Италии, а пассажиры не кладут ноги на сиденье, как в Нидерландах и Израиле. Но, видимо, такие попытки делаются: имеются правила поведения в вагонах, где с помощью пиктограмм показано, что нельзя класть ноги на сиденья, шуметь и портить вагон (перечеркнутые человечки с трубой, чем-то вроде монтировки и пр.).
Очень удобно оповещение: есть световые табло, показывающие направление, следующую остановку, еще несколько ближайших остановок. Все это дублируется по громкой связи, качество которой хорошее, а не как иногда бывает, что ничего не поймешь. В одной электричке, видимо, старого образца, светового табло не было, так там перед отправлением пробежал служитель и раздал каждому листок с подробным расписанием именно этого рейса.
Контролеры проверяют билеты достаточно часто. У нас за 12 поездок проверили 3 раза. Контролеры - белые швейцарцы, машинисты и кассиры - тоже.
Один раз за поездку по вагону проходит человек, продающий кофе, бутерброды и др. Обычно, это негр. В некоторых электричках есть мини-бар с водой.
Люди ведут себя тихо, их немного, свободных мест хватает. Некоторые в поезде едят.
Но самое лучшее - это то, как электричка идет: она движется, как по маслу - мягко и бесшумно, но при этом быстро. Поезда то и дело заходят в туннели - видимо, через горы.
Есть скоростные поезде. Есть и тематические поезда, например, «ледяной экспресс» - идет через перевалы по ледникам, и «шоколадный экспресс» - по местам, где делают шоколад.
Также прекрасно развит и другой общественный транспорт. В Цюрихе и окрестностях основной вид транспорта - трамваи, а в Люцерне много троллейбусов. А вот автобусы (по крайней мере там, где мы были) - не самое популярное.
Отдельного слова заслуживают вокзала. В Цюрихе он просто огромный, но и в совсем крошечных городках они довольно большие. На вокзале есть все, что положено и даже больше. В Цюрихе под старым зданием еще 2 подземных уровня. Там 28 путей и 56 платформ. То, что не платформы - это магазины и кафе. Кафе на каждом шагу и на любой вкус. Чисто. Просторно. В магазинах можно купить все, что угодно, например, переходник для дурацких швейцарских розеток, узких и с тремя дырками.
В Цюрихе в главном (старом) здании есть туристический офис. Здесь можно найти номер в отеле, записаться на любые экскурсии, купить транспортные карты, взять небольшой путеводитель по Цюриху на русском языке.
Есть бесплатные залы ожидания. Тоже чистые и удобные.
Но еда на вокзале не самая дешевая, а посещение туалета обойдется в 70 руб. Правда, там можно подзарядить телефон. Нечего и говорить, что чисто. Убирают там девушка из Юго-Восточной Азии.
Удобные камеры хранения. На 24 часа - 300 рублей. По сравнению с туалетом, так дешево.
Очень понятные и удобные указатели и расписания. Пользуясь ими, мы, люди, не понимающие ни слова по-немецки, сходу все находили и ни разу не запутались.
Как швейцарцам удается поддерживать железнодорожное сообщение в таком блестящем состоянии? Тем более, что туннели, горы. Стоимость проезда - примерно 10 руб. за километр.
Известно, что пассажирские перевозки нигде в мире не являются рентабельными. Если дорога что и зарабатывает, то на товарняках. Кстати, я их не видела. Где-то есть, конечно. Может, ночью ходят?
Видимо, отличное состояние железных дорог - часть социального договора населения с государством. Так же, как очень качественное здравоохранение, образование. Наверное, и пенсии у них высокие. Пособие по безработице - большое. Мне называли цифру в 60 и более тыс. на наши деньги.
А с чего бы быть по-другому? Население - всего 7 млн. человек, а проценты за хранение чужих и часто уворованных бандитами у своих народов денег, позволяют швейцарцам жить припеваючи. Они, наверное, могли бы и вовсе не работать, а всей страной жить на ренту. Но это, видимо, пока их религия не позволяет.
Увы, нам таких дорог не видать, как своих ушей. Где расстояния - громадные, где - слишком много народу скучилось. Вот сколько электричек надо Москве, чтобы они имели столько мест и оставались почти пустыми? Не влезет у нас столько электричек, хоть пути через каждые 50 метров клади. Да и денежки, добытые в России, не на нас работают, а на ту же Швейцарию. Так что, увы.

Путешествия

Previous post Next post
Up