А. Маринина. Оборванные нити. Том 2.

Dec 15, 2012 22:40


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Вышел 2-й том романа «Оборванные нити» из серии «Другая Маринина».

про 1-й том - http://uborshizzza.livejournal.com/2257845.html

Сергей Саблин живет в Северогорске, работает в бюро судмедэкспертизы. К нему приехала его любимая Ольга. Все у них хорошо.
Зарплата у Саблина гораздо выше, чем раньше. Он ее пересылает жене и ребенку. Раз в год приезжает к ним в отпуск. Ездят в Турцию, в Испанию. Там Сергей изменяет любовнице с женой. Разводиться он не хочет из-за дочери.
Ольга устроилась патологоанатомом в больницу. Саблин считает ее своим лучшим другом. Придя домой, они обсуждают все, что было за день, разбирают профессиональные проблемы. Еще он иногда встречается с одноклассником Петей, который, собственно, и зазвал его в Северогорск. Они вместе выпивают.
Так прошло 7 лет, Саблину - 41 год. За эти годы Сергей защитил диссертацию и стал начальником своего бюро. Оля один раз делала аборт. Саблин был против, но она объяснила, что не хочет растить ребенка за Полярным кругом, и если родит, то уедет в Москву, а он останется один и будет совсем одинок. К тому же Саблин беспомощен в быту.

Большую часть книги занимают различные экспертные случаи и экспертные проблемы.
Это то, что можно назвать экспертными байками - интересные случаи, разумеется, с профессиональной точки зрения. Все это взято, видимо, из журналов «Экспертная практика». Также можно ознакомиться с очерками из истории медицины. Для этого введен специальный персонаж - биолог Таскон, который занимается этой проблемой в качестве хобби. Очень познавательно.
Лично я далека от судебно-медицинской экспертизы, и читать про трупы с гнилостным разложением мне неприятно. Хотя судебные медики работают не только с трупами, но и с живыми людьми, но эта сторона Маринину не интересует. Саблин категорически отказывался от таких экспертиз - вот и читатель не в курсе. Наверное, это правильно: так Марининой пришлось осваивать меньшее количество незнакомого ей материала.

Но обсуждаются и другие проблемы. Например, предвзятое отношение к экспертной работе, ее непрестижность среди других видов судебно-розыскной деятельности. Вот Саблин тщательно исследовал сложный случай внезапной смерти подростка. Устал, замучился, даже заболел. А матери умершего его вывод не понравился. Она считала, что виноваты врачи из детской поликлиники, и то, что ее сын умер от очень редкого заболевания, которое диагностируется только на вскрытии, выше ее понимания. Она обвинила Саблина, который уже еле держится на ногах, и в пьянстве, и в продажности. Ему было очень обидно.

Его родные тоже не понимают его работы - зарплата маленькая, трудозатраты - большие, почета - никакого, благодарности - тем более. Да и условия работы: холод, формалин, много сидит, много смотрит в микроскоп. Нажил межпозвоночную грыжу, посадил глаза...
Но сам Саблин находил в экспертной деятельности удовольствие: во-первых, каждый случай - это загадка и вызов; во-вторых, эксперт - совершенно независимая фигура: никто ему не указ; в-третьих, он не переживает, что его больные умрут или он им навредит.

Или один раз Саблин своим выводом перешел дорогу местному начальнику: он доказал, что за рулем попавшего в аварию автомобиля сидела его дочь, а не ее погибшая подруга. Его подкупали, его пугали, но потом отстали. Маринина правильно пишет, что в таких случаях надо давить не на эксперта, а на следователя или судью - это они решают, что считать доказательством по делу, а что не считать. Так и тут получилось: дело закрыли.

Большой конфликт случился у Саблина и с городскими педиатрами. Он терпеть не мог такого диагноза, как «Синдром внезапной младенческой смертности», и каждый раз доказывал, что ребенок умер от осложнений ОРВИ. Дело в том, что два огромных комбината и суровый климат снижали детский иммунитет, и они чаще, чем в других регионах страны, умирали от инфекционных заболеваний. Педиатрам такие выводы не нравились, потому что получалось, что смерть младенца - это их вина, хотя это было и не так. Просто в этом месте трудно родить и вырастить здорового ребенка.
Педиатры писали на Саблина жалобы и, возможно, добились бы его увольнения при переаттестации, если бы за эксперта не вступилась заместитель прокурора города Татьяна Каширина. Эта женщина взяла его под свое покровительство.

Реалистично показан отечественный бюджетный коллектив. Здесь люди работают не один десяток лет, преданы своей работе, здесь про каждого все знают, но не лезут в чужие дела. Начальник бюро (который был до Саблина) - алкоголик и взяточник. Специально стремился занять этот пост, чтобы иметь левые деньги. Берет взятки и еще один эксперт - Филимонов. Другие взяток не берут. Почему терпят, допустим, Филимонова? С начальником он делился, а свою работу делал быстро и качественно. Еще 2 эксперта взяток не брали, но были неважными специалистами. Еще одна женщина защитила диссертацию, но постоянно брала бюллетени по уходу за маленьким ребенком. Заведующая их отделением - отличный эксперт и честный человек - все это понимает и вынуждена кое на что закрывать глаза. Когда Саблин стал заведовать всем бюро, он поставил Филимонову ультиматум - никаких взяток. Людей на работе ценят за профессионализм, за работоспособность, за хороший характер. Иногда нет ни того, ни другого, ни третьего, но жалеют, если есть за что. Чтобы выжили надо постараться: надо быть заносчивым, хвастливым, наглым, скандальным бездельником и полным бездарем.
А Саблина в коллективе не любят: он язвительный, взрывной, нелюбезный. Но тоже терпят.
Все это - знакомые реалии.

Но это, пожалуй, все хорошее, что можно сказать о романе Марининой. Жизнь в Заполярье никак не отражена: полярная ночь, белые ночи, холод, тундра - все это отсутствует. Отношения Саблина с Ольгой за 14 лет никак не меняются. И, вообще, о ней написано очень мало. Хорошо, он живет своей работой, а она чем?
Жена Саблина, которая довольствуется тем, что видит его раз в год, абсолютно нежизненная фигура. Да и сам Саблин: почему бы ему не развестись с женой, раз ей нужны от него только деньги, а ему от нее ничего не нужно? Нигде он не проявляет интереса к своей дочери. Видеть ее раз в год ему вполне достаточно. При таком раскладе ничего бы не изменилось, если бы он женился на Ольге.

Саблин - не характер, а голая схема, остальные же персонажи и вовсе тени теней. Неизвестно зачем упомянутый отец Саблина так и остался упоминанием, его мать появилась во втором томе один раз с фразой: "Я же тебе говорила!".

Продолжают появляться главки про маньяка. Он уже начал травить людей. Выбирает незнакомца или незнакомку в людном месте (кафе, вокзале) и незаметно подсыпает им в напитки яд собственного изобретения. А потом смотрит как «умирает мир». Но чужие люди его перестают интересовать, он решает убить человека, о котором что-то знает.
Пока претендентом на роль маньяка может быть сын прокурора Кашириной. Он развелся с женой, с которой прожил очень мало, живет с мамой, работает экспертом-криминалистом и не пьет. Подозрительный тип. К тому же у Кашириной есть личный шофер, который свихнулся на войне (не сказано на какой, но он молодой), где снимал с людей скальпы, резал груди и пр. Его вылечили, а Каширина сняла его с психиатрического учета. Он ей очень предан. А в первом томе маньяк все время поминал своего Учителя. Может, это он? Посмотрим.
Окончание: http://uborshizzza.livejournal.com/2349079.html

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up