Груз 200

Jul 26, 2007 14:13


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Долго не хотела смотреть груз «200», но все же набралась храбрости. Не хотела смотреть потому, что о фильме очень много писали, и было известно, что фильм о последнем десятилетии впавшего в маразм и разлагающегося СССР. Действительно, хорошего мало. Герои - маньяк-милиционер, его мать-маразматичка, разлагающийся труп погибшего на Афганской войне сержанта, дебильный телевизор, в режиме нон-стоп показывающий концерты «Бони М» и «Песняров», интеллигент-трус, разумеется преподаватель научного атеизма, бывший зек-идеалист-мечтатель, несчастная жертва-дочь 1-го секретаря местного райкома, женщина из народа с суровым характером, простые пьяницы, раб вьетнамец, работающий у зека-идеалиста в огороде за еду, военком, сожалеющий о напрасных жертвах в Афгане, мальчики- будущие кооператоры, простые пьяницы, готовые на все. При желании, героев можно рассматривать как символы. Женщины - это Россия, в ипостасях - жертвы, насилуемой бессильной властью, впавшей в полный маразм старухи-алкоголички, не замечающей даже смерти сына- кормильца, наконец, родины-мстительницы (недаром представляющая ее Антонина напоминает Родину-мать с известного плаката). Власть - беспомощна, импотентна на всех уровнях, но еще может убивать: это полумертвый Черненко в телевизоре, секретарь райкома, не сумевший защитить собственную дочь, военком, не находящий средств на похороны героя и только вздыхающий о погибших мальчишках, милиционер-маньяк, не способный к совершению полового акта и свихнувшийся на этой почве. Мужчины представляют идеологию, например, преподаватель атеизма - лживую советскую: он всего боится, не верит тому, чему учит, в конце фильма собирается окреститься. Бывший зек, павший жертвой скорого и неправедного правосудия, олицетворяет народну русскую идеологию: жизнь на земле есть грех, чем раньше умрешь, тем меньше нагрешишь, никакое государство не нужно, каждый хозяин своей жизни, приветствуется рабский труд и мечтается о городе Солнца, вот только додумать не получается - самогон мешает. Наконец, люди будущего: мальчик-мажор, сын зав.кафедрой атеизма и мальчик в майке из наших времен с надписью «СССР», рассуждающие, что главное в жизни - деньги (бабки) и собирающиеся в конце фильма замутить какое-то денежное дело. Вкратце, сюжет таков: Россия любила десантника, но пока он героически сражался на войне, отправленный туда импотентным государством, она увлеклась молодым шабашником-фарцовщиком, который немедленно ее бросил при первой же опастности, так как любил одни деньги. Герой-десантник погиб. Но Россию любит маньяк-силовик, ревнуя к десантнику. Попутно силовик губит и чудом сохранившегося последнего представителя русского реликтового этноса. Родина-мать его за это убивает, но никого у нее не осталось: все умерли. Итак, у страны было ужасное прошлое (СССР) и есть ужасное настоящее: что хорошего может получиться из мальчика, мечтающего о больших заработках и из перековавшегося в новую веру (из атеизма в православие) интеллигента? Оба трусы, оба не помогли жертвам, а сбежали. Хороших мальчиков убили в Афгане. И, вообще, что хорошего могло получится у народа, которого отображает герой Серебрякова: работать не умеет, только водку жрет, работали на него представители угнетенных советской властью народов ( например, вьетнамцы), мечтает о какой-то утопии, а сам и не поймет никогда, что это такое (может, чтобы никто не работал, все были сыты и пьяны, и Бог всех простил?)? Хотя есть в нем и хорошие черты: гостеприимство,обояние, чувство Бога. В общем, типичный русский герой: добрый по натуре, но убил кого-то по пьянке ( с кем не бывает), зато признался, покаялся; не хочет работать, пьет, зато как о идеалах рассуждает, как философствует; свинская жизнь на земле, зато с Богом в душе; жить такому герою ни к чему - соблазн один (того гляди еще кого ненароком убьет), смерти он не боится, берет на себя чужую вину и с улыбкой, счастливый, расслабленный идет на расстрел. Вот так и скончился русский народ: от своего зверства и святости.Фильм полемизирует с перестроечной «Ассой»,как с главным фильмом 80-х, в которой была надежда на положительные изменения. Помните, в конце, где Цой поет «Мы ждем перемен». Здесь тоже в конце дискотека, с которой мальчики уходят в жизнь - бухать и грабить. Не зря, видимо, и одного из отморозков играет Баширов, впервые появившийся в «Ассе» (в роли летчика-самозванца). Имеет ли право Балобанов на такое виденье? Конечно, он талантливый человек и на все имеет право, тем более, что он сам это тяжело переживает (несовершенство мира, России, человека и себя, видимо, в частности). Но против всей этой мизантропической концепции работает, как ни странно, музыка 80-х, призванная подчеркнуть мысль автора. Слушаешь эти песни, и думаешь, а не так уж они были и плохи (особенно, по сравнению с нынешними), не так все было, хот какая-то часть правды в фильме есть (разумеется, не в реалиях. Фильм- притча и меньше всего в нем следует искать реалии 80-х). В частности, я не согласна с трактовкой русского народа и народной русской мечты и с перспективами на будущее. Не так страшна Россия, как ее малюют.

Критика

Previous post Next post
Up