Дэвид Митчелл. Облачный атлас. Часть 2

Nov 17, 2012 01:03


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Начало в http://uborshizzza.livejournal.com/2246015.html
Итак, что объединяет дневник нотариуса, письма несостоявшегося композитора- самоубийцы, триллер, сценарий не самого лучшего комедийного фильма, оризон (фантастический вечный носитель из 23 века) будущей богини Сонми и устный рассказ дикаря, который его потомки передают из уст в уста?

Первый ответ тот, что все это - информация к размышлению, размещенная на разных носителях. Но обратимся к их содержанию. Они рассказываются половинками по очереди. Единственная история, которая дана сразу целиком - это рассказ дикаря Закри. При этом в первой части историй герои влипают в какую-нибудь неприятность, а во второй, преодолевая трудности, из нее выбираются. То есть, 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1. Вершиной горы является история Закри, в которой описывается умирающая планета и деградировавшее человечество. Возникает вопрос, как же до этого дошло? Именно это Закри спрашивает у одной из последних представительниц цивилизации - Метроним из племени Пророков. Она отвечает, что Цивилизацию погубило то же, что ее и построило - жажда людей улучшать свою жизнь. Они хотели более вкусной еды, более быстрых скоростей, более долгих жизней. Мир оказался недостаточно велик для их жажды. В итоге они отравили почву, моря и воздух, дети стали рождаться больными, а государства деградировали: вначале медленно, а потом быстро и резко превратились в варварские племена. Закри пытается сформулировать отличия дикаря от цивилизованного человека (себя он считает цивилизованным, потому в их племени чтут богиню Сонми, соблюдают заповедь «Не убий» и умеют немного читать). Он говорит, что дикарь - раб своих желаний, а у цивилизованного человека желания - рабы. Он не станет съедать все сразу, а оставит на завтра, не будет спать с сестрой и т.д. Цивилизованный человек чтит закон. Метроним его разочаровывает: в каждом живет и дикарь и цивилизованный человек. Вот ведь и Закри ведет себя по-разному. Дьявол подговаривает его совершать дикие поступки, а он с ним борется. Например, он сумел преодолеть соблазн убить Метроним, когда ему казалось, что она хочет навредить его племени, но он не сумел справиться с собой, убив спящего врага, что чуть не привело к его собственной смерти. Убийство - это прерогатива дикаря. Дикарь труслив, потому что он убивает слабого. Смелость, защита слабого, стремление к правде - это путь цивилизованного человека.

По-видимому, борьба с дикарем в себе и с дикарем в обществе и есть путь, который может спасти человечество. Ведь пока еще катастрофы нет. Будущее не предопределено.

Этот тезис и развивается в изложенных в романе шести историях. А зерна того, что случилось в будущем, лежали в прошлом. Рабство было все время. В 19 веке в Новой Зеландии и в США рабы работали на плантациях. Не только белые держали рабов. Большинство рабовладельцев в Новой Зеландии маори. Они захватили, убили и поработили много других племен. Так, тот раб, что пробрался в каюту больного нотариуса и в конечном итоге спас его от серийного отравителя, представляющегося доктором, был маорити. Это племя маори держали рабами, потому что те умели охотиться на тюленей, плавать по морю, но не любили воевать и убивать людей.
И посмотрите, что изменилось через 500 лет? На Гаваях рулит племя Конов, которые убивают, съедают и порабощают более миролюбивых представителей других племен.
В 20 веке, когда Луиза Рей, убегает от наемного убийцы, она прячется в первом попавшемся небоскребе. А в его подвале - швейная мастерская, где работают нелегальные работницы из Латинской Америки - фактически рабыни.
В фантастическом мире Сонми рабов растят в маточных цистернах. Биоинженерия позволяет создавать рабов любого роста, с любой внешностью, с любыми навыками и свойствами мышления и характера, и им ничего не надо - только энергетическое мыло, которое получают из отработавших свой срок клонов. А без мыла они умирают - никакая другая пища им не подходит. Вот вам и каннибализм.
Насилие, издевательства друг над другом тоже в природе людей. Нотариус узнает, что молоденького юнгу насиловала вся команда «Пророчицы», из-за чего тот повесился.
Закри видит, как Коны насилуют захваченного в плен мальчика.
Медсестра из дома престарелых тиранит беззащитных стариков.
Маститый композитор грозит уничтожить своего ученика.
Замысел страшного корпоративного государства, в котором жила Сонми, тоже возник в прошлом. Когда Луиза Рей ужинает в доме своей богатой матери и ее отчима, трое гостей рассуждают о том, как хорошо было бы создать такое государство, где всем будет руководить бизнес. Бизнес установит подлинную систему заслуг, интеллектуальную меритократию. Богатые не должны ни с кем считаться, а бедные должны быть на самом дне жизни.
Точно так же, только короче, думал отравитель Гуз. Он говорил, что все эти разговоры о преимуществе одной расы над другой - это ерунда. Правда одна: сильный ест слабого - и все. Престарелый классик, на которого работал Роберт, тоже держит при себе томик Ницше.
По мнению Митчелла, именно такие идеи ведут человечество к гибели.

Апофеозом их выступает корпоративное государство Новой Кореи. Там одновременно существует бизнес и Чухче. Люди делятся на тех, что родились естественным путем и тех, кто выращен в искусственной матке. У первых есть душа, у вторых - нет. Но душа - это счет в банке. Люди разделяются на высших и низших в зависимости от количества денег. Низшие живут не лучше, чем рабы, разве что едят обычную пищу, а не энергетическое мыло. Зато высшие многое могут себе позволить. Для них существует огромное количество товаров. Мне понравилось, что вырастили беззубых крокодилов. И не только - есть живые куклы - крошечные фабрикаты, живущие в кукольных домиках. Плохо только то, что когда он надоедают детям, их выбрасывают на помойку. Прошла мода - и крошечную, но живую, мыслящую и страдающую женщину спокойно убивают и покупают новую. Продают таблетки от всех болезней и от старости, постоянно делают косметические операции. На рождение детей даются квоты, которыми можно торговать.
Над новыми клонами работают в университете. Сонми была экспериментальной моделью. Эксперимент состоял в том, чтобы в клон обычной прислуги вставить такие гены, которые при добавлении особых добавок к энергетическому мылу приводили бы к «восхождению», т.е. прислуга начинала бы мыслить. Смысл был в том, что она не сразу была умной, а интеллект ее рос постепенно: ведь обычные модели появлялись сразу взрослыми со всем объемом необходимых качеств, например, есть клоны-прислуга, а есть клоны-шахтеры. Из закусочной Сонми перевели в лабораторию. Она очень быстро освоила вначале школьный, а затем и университетский курс. Ей даже разрешили ходить на лекции. Тут на нее вдруг начались гонения, и молодой революционер из подпольной организации «Союз» спас ее от уничтожения. Убегая от врагов, Сонми пересекла всю Корею, потом ей показали, как из ее бывших сестер по маточной цистерне делают корм для других клонов. Все это подвигло ее на написание некоего произведения, где она изложила свои взгляды на жизнь - что-то вроде "Катехизиса революционера". После этого Сонми арестовали. Обо всем, что с ней произошло, она рассказывает архивариусу, который запишет ее рассказ на оризоне - вечном носителе информации. Архивариус не верит, что фабрикатов уничтожают. Все в стране уверены, что после 12 лет почти круглосуточной работы их отправляют на пенсию на прекрасные острова. К тому же он понимает, что Сонми считает «Союз» организацией провокаторов, нужной, чтобы держать недовольных под контролем. Вся ее жизнь с рождения была спектаклем, нужным для создания образа врага из рабов и легализации их убийства. «Зачем же вы согласились с ними сотрудничать?» - удивляется архивариус. Сонми объясняет, что она смотрит дальше: уголовный процесс над ней сделали открытым - все узнали то, что она написала. Потом ее катехизос будут изучать в школах, чтобы показать, на что способны рабы: мол, дай им волю, отнесись к ним с добром - они революцию устроят. Но это приведет к обратному эффекту. Многие воспримут ее идеи, и жизнь изменится. Будущее показало, что Сонми была права. По крайне через 200 лет племя Закри жило по ее заветам. Один из них заключался в том, что убийство отягощает душу и мешает ее возрождению в другом теле.

Пример героизма Сонми и других героев нужен для доказательства другого тезиса Митчелла: постоянные совместные усилия хороших людей могут победить зло. Слабый способен противостоять сильному. Больной нотариус сумел выжить, несмотря на яд, которым его травил убийца, журналистка одолела могущественную корпорацию, старики перехитрили своих тюремщиков, Закри спасся от страшных Конов. Всего этого герои достигли не одни, а с помощью других людей, которым они или их родные когда-то сделали добро. Нотариусу помог раб, за которого он заступился, Луизе - человек, когда-то спасенный ее отцом, старики помогли друг другу, Метроним помогла Закри, а он - ей. И неважно, что подвиги разные: от мученичества Сонми до злоключений Кавендиша. Главное - преодоление зла.

Самая последняя фраза в романе - это ответ, который нотариус мысленно дает своему тестю. Он представляет, как сообщит тестю, что будет аболиционистом. Тесть скажет ему, что добрые усилия - это капля в океане, а он ответит, что океан состоит из капель.

Как видите, роман имеет совсем другую идею, чем экранизация. Он не про толерантность. И большинства глупостей в нем нет.
За Закри и Метроним не прилетает космический корабль, да и не подавали сигнал в космос. В горах Метроним искала сохранившиеся генераторы и другие агрегаты, оставшееся от древних. Ее племя думало туда переселиться, но не получилось - пока Метроним искала, большинство из них умерли от чумы.
Тимоти не женился на своей первой девушке - у нее ведь была семья, и о Солженицыне упомянуто только один раз в ироническом контексте, когда издатель сравнивает себя с ним: "Вот я здесь сижу и пишу, как Солженицын в Вермонте".
Не было любви между революционером и Сонми, хотя они и спали пару раз вместе. Она знала, что он провокатор.

Так же по другому звучит история с самоубийством композитора. Его вовсе не травили за то, что он гей. В книге Роберт был игроком, за что его и лишили наследства, вел беспорядочный образ жизни, спал с мужчинами и с женщинами, а влюбился в дочку хозяина, которая не ответила ему взаимностью. Он не стрелял в старого композитора, хотя тот и угрожал ему всякими глупостями. Но Роберт покончил с собой, чтобы начать новую жизнь в другом теле - он считал, что в этой уже все сделал, так как вложил себя без остатка в симфонию «Облачный атлас».

Что касается переселения душ, которые похожи на облака, и сегодня там, а завтра здесь, то это - не главный мотив книги. Автор не слишком на этом настаивает.

Для меня осталось загадкой, почему от нашего времени в будущем остался только такой паршивый фильм, как скетч про Тимоти Кавендиша. Возможно, это означает, что ценно любое усилие со знаком плюс и любое доброе слово - все это когда-нибудь составит океан добра. А может быть, автор хотел сказать, что наши знания о прошлом случайны, и то, что мы считаем шедеврами, просто уцелевшие произведения? Ну что же: если от нашего времени уцелеет один «Облачный атлас», это будет не самый худший вариант.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up