Рецензия на фильм «Облачный атлас»

Nov 11, 2012 14:10


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

«Облачный атлас» поставили режиссеры Братья Вачовски, которые прославились трилогией «Матрица». У этого фильма про мрачное будущее, где люди на самом деле помещены в ячейки и используются вместо батареек для нужд роботов, но благодаря хитрой иллюзии думают, что живут обычной жизнью, было очень много поклонников. Некоторые даже тронулись на почве того, что их обманывают, и они живут в Матрице, как в фильме.
В первой части «Матрицы» братья Вачовски еще были Энди и Ларри, а ко второй - Энди и Лана, так как Ларри заявил, что считает себя женщиной. В титрах «Облачного атласа» они значатся как Энди и Лана Вачовски.
Их соавтором стал немецкий режиссер и композитор Том Тыквер, самыми известными фильмами которого является «Парфюмер» и "Беги Лола, беги".

Для съемок они выбрали экранизацию романа Дэвида Митчелла. Роман у нас выходил, но я его не читала. Придется, видимо, прочесть. Не думаю, что он такой же агитационный и плоский, как фильм.

Я не очень понимаю такие картины, как та, что получилсась у Вачовски и Тыквера. Это своего рода очень дорогая и длинная идеологическая поделка с посланием: «Все люди равны и заслуживают любви, свободы и уважения», «Надо всегда бороться за правду». Все. Ничего больше в ней нет. Для иллюстрации этого тезиса даны 6 историй, проходящих с разными людьми в разные эпохи, две из которых - в далеком и очень далеком будущем.

Первая история происходит с адвокатом-зятем американского просветителя, философа и по совместительству рабовладельца. Именно по делам, связанным с покупкой рабов, герой отправляется морем в Новую Зеландию. Эта линия называется «Тихоокеанский дневник Адама Юинга - 1849 год», потому что он все время пишет дневник. Адвоката играет Джим Стерджесс («Через Вселенную», «Параллельные миры»). Прибыв на место, он заключает большую сделку неясного содержания, получает сундучок с деньгами и знакомится с местными нравами. Рабы - рослые негры, на их лицах затейливые татуировки, а еще недавно они были каннибалами. Адаму показывают множество зубов, оставшихся на месте их пиршества: «Зубы они выплевывали, как мы косточки из вишен», - говорит ему непрофессиональный исследователь. Также он видит, как мучают рабов. Они тяжко работают на плантации, а одного раба наказывают плетью. Рабовладельцы уверяют, что негры - не такие люди, как белые, ни на что лучшее, чем работа на плантации не годятся, а свои слова подтверждают цитатами из книги тестя Адама. Но Адам вдруг встречается глазами с бичуемым рабом и падает в обморок. Этот обморок потом дорого ему обошелся. Во-первых, к нему привязался назойливый врач, который взялся лечить его от болезни - он поил его особой микстурой, утверждая, что она уничтожает новозеландского червя, которым Адам якобы заразился. От микстуры больному становилось все хуже. На самом деле это был яд, так как врач-убийца задумал его отравить и присвоить себе золото. (Играет мерзавца совершенно непохожий на себя Том Хэнкс). Во-вторых, в каюту тайно проник тот самый раб, которого бичевали. Он просит адвоката заступиться за него. Оказывается, он моряк и не хочет работать на плантации, за что его и пороли. Адам вначале отказывался, но потом пожалел негра и попросил за него у капитана. Кэп проверил, правда ли негр знает морское дело. Тот доказал, что умеет ставить паруса, хотя был момент, когда капитан хотел его пристрелить, но адвокат отвел ружье. За все это негр отплатил добром: он понял, что врач травит его покровителя, и спас Адама. А адвокат порвал с тестем (Хьюго Уивинг- агент Смит в «Матрице») и стал аболиционистом. В конце эпизода вредный папаша объясняет ему, что все его усилия по наведению справедливости - капли в океане, а он отвечает, что океан состоит из капель.

Вывод: негры - такие же люди, как белые. Нехорошо делать их рабами. Надо бороться за справедливость.

Во второй истории - Письма из Зедельгема - 1931 год - действует молодой английский композитор Роберт Фробишер (Бен Уишоу - заглавная роль в «Парфюмере»). Он гей, за что его почему-то выгнали из семьи и из университета. Зато там остался его любовник Руфус Сиксмит, физик (Джеймс Д’Арси). Почему его никто не преследовал - загадка. Роберт устроился секретарем к старому композитору, прежде считающемуся гением, но давно ничего не сочинявшему (Джим Бродбент - играл папу из «Дневника Бриджит Джонс»). Они начали работать вместе. Старик что-то напевал, а Роберт записывал, но сколько в полученном было от одного, а сколько от другого - сказать трудно. По ночам Роберт сочинял свою симфонию «Облачный атлас». Кроме того, он спал с молодой женой композитора (Хэлли Берри, превращенная в блондинку - «Бал Монстров»,«Люди Икс»). Обо всем этом он писал в письмах физику. Далее маститый композитор попытался присвоить себе творение молодого коллеги. Тот в него выстрелил, ранил, но не убил. Пришлось скрываться. В конце концов загнанный в угол молодой человек покончил с собой, хотя его друг приехал к нему. Но было уже поздно.

Мораль: геи тоже умеют любить. Любовь вечна.

Здесь уже можно сделать кое-какие пояснения. В каждом эпизоде играют одни и те же актеры. Так в истории про адвоката Хэлли Берри была одной из рабынь, а Уишоу - юнгой, во второй линии Том Хенкс играл эпизодическую роль и т.д. В каждой последующей истории есть привет из предыдущей. Роберт, например, читает дневник адвоката, который он нашел в доме своего патрона. Когда композитор стреляется, он говорит, что смерть - это временное явление. Если человек умирает, то закрывается одна дверь и открывается другая. На груди у адвоката и на бедре у композитора одинаковое родимое пятно в виде кометы. Это означает, что мы имеем дело с переселением душ. Почему все люди равны? Потому что каждый может переселиться в кого угодно. (Странно, что у практикующих эту религию индусов было такое разделение на касты).

Данная ценная идея подтверждается еще и тем, что все шесть историй рассказывает загримированный в старика Том Хенкс. В самом первом кадре он сидит перед костром и вещает на зрителя.Речь Хенкса по-русски передается так, как говорил Йода в "Звездных войнах", т.е. вначале идет сказуемое, а потом подлежащее. Это должно подчеркнуть эпичность.
Одного глаза у него нет, а на лице - татуировки, как у тех негров на плантации, а на лысине у него родимое пятно в виде каметы. Он говорит, что слышит голоса предков и передает то, что они шепчут.

Истории рассказываются не последовательно, а параллельно, причем так, что подряд идут события, происходящие в разные эпохи: все бегут, или все дерутся, или все целуются.

В третьей линии действует чернокожая журналистка (Хэлли Берри). Она - дочь героя Корейской войны и очень гордится папой. Ей физик Сиксмит - любовник композитора из предыдущего эпизода - сливает информацию о неполадках на АЭС. Его убивает, естественно, «агент Смит» (чтобы не морочить всем голову буду называть его так). Берри читает письма композитора, которые физик всю жизнь носил с собой. Она находит и пластинку с записью симфонии «Облачный атлас» - оказывается, успели записать. Но это - раритет. Великим композитором покойный так и не стал. У журналистки на плече родимое пятно с кометой. В эпизодах этой линии - Периоды полураспада - много погонь. В одной из них даже есть элементы юмора. Так «агент Смит», гонясь за журналисткой, обозвал что-то лопочущую на своем языке мешающую ему мексиканку безмозглой жирной тварью и пристрелил её собачку. А она за это в последний момент, когда он уже хотел убить журналистку, стукнула его по голове и сказала: «Я тебе не безмозглая жирная тварь!».
Журналистка опубликовала доклад, а стояли за всей этой историей нефтяные корпорации, которые хотели устроить взрыв на АЭС, чтобы дискредитировать мирный атом.

Мораль: надо всегда бороться за правду.

Четвертая история - это дань кино - Страшный Суд Тимоти Кавендиша - Наши дни (2012 год). Она чисто пародийная. Некий издатель (Джим Бродбент) издал книгу одного бандита «Кулаком в зубы». Они вместе присутствуют на приеме по поводу присуждения каких-то литературных премий. Бандит (превращенный в негра Том Хенкс)- в бешенстве из-за разгромной рецензии критика. Он заявляет, что сейчас даст еще одну премию. Кому? Критику. Критик начинает над ним стебаться, а тот выбрасывает его с балкона - прием проходил на крыше небоскреба. Снято смачно: видно, что так сами авторы хотели бы поступить со своими критиками. В итоге бандит сел, издатель издал книгу тиражом в 90 тыс. экземпляров, который считается у них большим. Но все равно деньги ушли за долги, а бандит требовал свою долю. Тимоти пришлось скрываться. В этом ему помогал богатый брат (Хью Грант, загримированный, как в цирке. На себя он был похож в предыдущем эпизоде, где играл босса с АЭС). По дороге в убежище Тимоти вспомнил смешную историю из своей юности, произошедшую, когда он спал с одной девушкой. Они лежали голые в постели, когда внезапно пришли родители девушки. Тимоти вскочил, прикрыл срамное место подвернувшейся под руку кошкой, та его тяпнула, он выпал в окно, сломал ногу...Больше он не виделись. Оказалось, что она до сих пор живет в том же доме, но у нее уже внуки (Сьюзан Сарадон). Он думал спрятаться у нее, но постеснялся и пошел по адресу, что дал ему брат. А там - засада! Это была психушка для стариков, от которых хотели избавиться. «Агент Смит» трудился там дамой-надзирательницей. Брат отомстил Тимоти за то, что тот когда-то соблазнил его жену. Но после множества испытаний несколько стариков все же сбежали. Они добрались до кабака с шотландскими болельщиками, но туда пришли охранники из психушки. Болельщики - пьяные, самого дебильного вида. И тут один из стариков, считающийся полным овощем и говорящим всего одну фразу:"Я знаю", залез на стол и толкнул речь против наглых англичан, притеняющих бедных шотландцев. Тут охранникам и наваляли.
Издатель обо всем этом написал книгу, ее издали и по ней поставили фильм, в котором его играл Том Хенкс. В последних кадрах этой истории Тимоти говорит: «Вот я сижу и пишу, как Солженицын в Вермонте, но в отличие от Солженицына, я не один». И, действительно, с ним Сьюзан Сарадон. Но у Солженицына в Вермонте еще и детишки были.

Мораль: старики тоже люди. Они могут любить. Надо сражаться за свободу.

Следующая история уже целиком в духе «Матрицы» - Оризон Сонми-451 . Действие происходит в 22 веке в Нью-Сеуле. Старый Сеул затонул. Все актеры, играющие в прежних эпизодах, переделаны в корейцев. Выглядит это дико. Корейцы получились похожими на людей, которым сделали пластическую операцию после сильного ожога. Хорошо, хоть девушку играет кореянка Пэ Дуна. Зато она странно выглядит, когда в других эпизодах играет белых, например, жену адвоката.
В будущем есть люди, а есть фабрикаты - это биороботы. Их синтезируют неясным образом и используют на тяжелых работах. Через 12 лет им врут, что отправят в рай, а на самом деле убивают и делают из них еду, которой кормят других роботов. По определению роботы не должны иметь свое мнение и возражать. На планете действует жестокая диктатура, но есть и революционеры, живущие в подполье. Они подпортили несколько роботов так, чтобы те мыслили. Так появилась Сонми-451. Она работала вместе с другими девушками-фабрикатами в закусочной быстрого питания с утра до ночи. Спала в капсуле, ела раз в день коктейль «Энергетическое мыло», а на шее ее был чип, чтобы в момент прекратить ее жизнь, если понадобится. На плече у нее было родимое пятно в виде кометы, хотя она и родилась в искусственной матке. Революционеры хотели, чтобы она выступила по вселенскому средству связи сразу на все республики и колонии на других планетах. Она должна была своим выступлением доказать, что биороботы - тоже люди. Сонми освободил и прятал Хэ Джу Чен (Джим Стерджесс - адвокат из первой истории). Он ей показал фильм по книге, что написал издатель из предыдущего сюжета, и рассказал, кто такой Солженицын. Оказывается, это - философ. А мы-то и не знали. В фильме про издателя ей запомнилась фраза: "Вы не смеете ущемлять мое достоинство". Еще Сонми увидела на бойне тушки своих бывших подруг - из них делали корм.
Джу Чен и прыгал, и стрелял с двух рук, и дрался, и бегал по лестнице над пропастью. (Мне понравилось, как это было сыграно - не хуже "Матрицы"). Робот в него влюбилась и выступила с такой речью, что все потряслись. Всех арестовали. На допросе Сонми спросили, что неужели она верит в победу революции. Она ответила, что нет, но все равно, надо сражаться. Ее казнили, но она стала богиней для последующих поколений. Ее слова «Мы живем не сами по себе, а в тесной связи с окружающими нас людьми» стали откровением.Странный там народец, ничего не скажешь, если их такой банальностью до печенок пронять можно.

Мораль: роботы тоже люди. И роботы любить могут. Надо сражаться за свободу.

Наконец, последний эпизод - Переправа возле Слуши и все остальное - 2321 год, мир после ядерной войны. В нем главную роль играет Том Хенкс. Земляне, в общем, доигрались. Что-то там взорвали, и теперь часть из них живет дикарями, а часть сохранила знания предков, но все вымирают от болезней, и осталось их мало.
Закри - белый дикарь. Он верит в богиню Сонми и в дьявола, который ему частенько является (опять «агент Смит», но в виде негра). Дьявол подговаривает Закри не сражаться с врагами-каннибалами, а прятаться. Тот так поступил один раз, когда варвары из племени Кона убили его брата и племянника. Эти Кона вместо скромных татуировок раскрашены во все цвета радуги и жутко страшные. Закри переживает. Тут к ним приезжает ученая негритянка Мероним (Хэлли Берри). Она делает вид, что интересуется жизнью дикарей, а на самом деле хочет найти проводника через земли племени Кона, чтобы пройти на вершину горы, где стоит передатчик, способный передать сигнал бедствия земным колониям на других планетах. Закри получает откровения-советы от богини Сонми. Впоследствии два из них он выполнил, а третье нарушил, из-за чего чуть не погиб. Он помогает Мероним добраться к передатчику, хотя дьявол его и искушает. Там она ему рассказывает о судьбе настоящей Сонми и о Солженицыне (показывают его портрет). Сигнал подан. Но когда они спустились вниз, то обнаружили, что деревню Закри сожгли варвары Кона. Уцелела только одна девочка. Деревня была пуста, но один из врагов спал среди трупов. Здесь Закри нарушил завет Сонми: она ему велела не убивать спящего врага, а он убил. Т.е. он повторил ошибку одного из прежних носителей своей души - композитора, который выстрелил в старика. Из-за этого начались неприятности: варвары вернулись за своим товарищем, а он мертв. Тогда они стали искать его убийцу. Закри и Мероним пришлось сражаться с варварами. Он лишился глаза, ее ранили в ногу, но их спас корабль цивилизованных Пророков (Мероним была из этого племени). Закри уже понял что к чему, он не очень верит, что за ними прилетит космический корабль, но жить с Пророками все же лучше, чем быть съеденным Конами. К тому же он влюбился в Мероним.
Мораль: дикари - тоже люди. И белый может быть дикарем, а черный - цивилизованным.
В последних кадрах нам опять, как и вначале, показывают состаренного Тома Хенкса. Теперь видно, что он рассказывал все эти истории своим внукам, половина из которых белые, а половина черные. Над ними - звездное небо и две луны. То есть корабль все же прилетел.
Закри уходит в дом, где его ждет старушка-Мероним. Конец фильма.

Я так и не поняла, нарочно ли в некоторых эпизодах у актеров был жуткий грим: хотели показать, что это - балаган, или лучше не смогли? Зачем надо было делать из белых негров, из корейцев - белых и наоборот? Ради концепции? Так ведь некрасиво же получилось.
Сам посыл - давайте жить дружно, друг друга любить и уважать - так очевиден, что вряд ли нуждается в такой громоздкой и лобовой конструкции. Разве что для детей? Зачем тогда сцены любви, ведь детей не пустят? Почему Солженицын вдруг философ? А папа - герой Корейской войны? Хорошо, хоть не Вьетнамской. Гуманисты. На социализм их толерантность что-то не распространяется.
Проблемы с логикой: послали сигнал в колонии Земли, оттуда прилетели и забрали выживших. А до этого колонии не поняли, что в метрополии что-то не так? Или их спасли не люди, а незнакомые инопланетяне?

Потом, что же все так мрачно с человечеством? Маори-каннибалы ели своих врагов - пришли белые: людей есть перестали, но сделали из негров рабов - рабство отменили, но создали биороботов- рабов - перестали делать биороботов, но превратились в дикарей и опять стали есть людей. Нефть - плохо, атомная энергия - еще хуже. Планету все равно погубили, хотя поселились где-то еще. И там погубят? Но надо стараться быть хорошими. Так что ли?

Носители одной души слишком разные: то они герои без страха и упрека, то так себе. Если они совершают одни и те же ошибки, как говорится в фильме, то почему это относится только к 2-м из них? Как два носителя души (издатель и журналистка) могут жить примерно в одно время?

Вообще, складывается впечатление, что зрителей держат за дурачков.

В США фильм не отбил свои деньги, и, значит, провалился.Ну как мог получиться хороший фильм у таких разных режиссеров? Впрочем, ему прочат стать классикой. По-моему, зря.

P.S. Читаю книгу: она намного лучше фильма, и там все мне так. Прочту - расскажу.

Критика

Previous post Next post
Up