В одной из глав "Вы конечно шутите мистер Фейман" Ричард Фейнман рассказывает как он однажды приехал ... эм... не важно куда... где-то в Штатах на какой-то симпозиум и ему довелось жить среди ортодоксальных евреев. Не помню почему. Не суть важно. Фейнман, как он говорит, сам вырос в еврейской семье поэтому никаких предрассудков не испытывал. Ему было даже крайне интересны эти люди, которые живут по талмуду не отступая от него ни на шаг. Фейнман с детской непосредственностью заинтересовался этими людьми, раззнакомился. И вот когда его новые друзья узнали что он физик, то обратились к нему за посредничеством в их споре. Они поведали ему, что их давно мучает один сложный вопрос. Является ли электричество огнем или нет? Фейнмана поразила такая постановка вопроса. Кажется в своей книге он так и не рассказывает что он им ответил, но его удивил сам вопрос и он стал добиваться причины его возникновения. И вот когда он узнал причину, то был потрясен. Потрясен до глубины своей проданной физике души. Оказывается, талмуд (коему ортодоксальные евреи следуют безоговорочно) запрещает им в день субботний пользоваться огнем. Но можно ли тогда зажигать электрическую лампочку или пользоваться лифтом? Действительно, как сложна дилемма у этих ортодоксальных евреев, не правда ли? Вот незадача! Кто-то когда-то, пускай сколь угодно умный расписал чего следует делать праведному человеку, а чего нет. Конечно, он охватил все стороны жизни людей и сотворил Благой Закон. Но электричества тогда не было. И этот нюанс ветхозаветные мудрецы явно упустил из виду. И вот теперь эти люди, зацикленные на следованию благости просто оказались поставлены реальностью в тупик! Фейнмана это просто в конце концов разозлило! Он недоумевал как здравомыслящие люди могут быть настолько глупыми?! Но если мы проведем естестеннонаучную ревизию своих "общечеловеческих ценностей", то обнаружим там массу таких вот талмудических записей. Точно такой же талмудической системоай записей является и наш генофондю Когда-то отбор зарядил в нас массу рефлексов на все случаи той жизни. И теперь мы слепо следуем им, полагая их великой, трансцедентной мудростью. Но не уподобляемся ли мы тем самым ортодоксальным (глупым) евреям?
Плывет крокодил и видит, что обезьяна в реке пустую шкурку от банана полощет. Он ее и спрашивает: "а зачем ты пустую шкурку полощещь?". "Дай сто рублей - расскажу" отвечает она. Подумал крокодил и дал ей сто рублей. Она и говорит "да просто так". "Ну и дура ты, обезьяна!" воскликнул крокодил и поплыл по делам дальше. А обезьяна деньги спрятала, стала дальше шкурку полоскать, а себе под нос бормочет "дура-дурой, а свои полторы тыщи в день имею".
Только метафора - обоюдоострое оружие, и если мы посмотри на реальность, то вопрос насчет того, кто на протяжении истории имел "свои полторы тысячи" решается во вполне определенную сторону.
P.S. Кстати, по части вашего заглавного поста настоящий кладезь - «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского (есть в сети). Книга замечательна своим непримирмым боевым настроем в опоре на знания, в противовес апатичному строю вашего рассказа.
Все - меня друзья из Израиля развели на то, чтобы я отсканировал и выложил книжку жены ребе о правильном еврейском быте. Я, право слово, держался, но раз они сами требуют...
Оказывается, талмуд (коему ортодоксальные евреи следуют безоговорочно) запрещает им в день субботний пользоваться огнем. Но можно ли тогда зажигать электрическую лампочку или пользоваться лифтом? Действительно, как сложна дилемма у этих ортодоксальных евреев, не правда ли?
Вот незадача!
Кто-то когда-то, пускай сколь угодно умный расписал чего следует делать праведному человеку, а чего нет. Конечно, он охватил все стороны жизни людей и сотворил Благой Закон. Но электричества тогда не было. И этот нюанс ветхозаветные мудрецы явно упустил из виду. И вот теперь эти люди, зацикленные на следованию благости просто оказались поставлены реальностью в тупик! Фейнмана это просто в конце концов разозлило! Он недоумевал как здравомыслящие люди могут быть настолько глупыми?!
Но если мы проведем естестеннонаучную ревизию своих "общечеловеческих ценностей", то обнаружим там массу таких вот талмудических записей. Точно такой же талмудической системоай записей является и наш генофондю Когда-то отбор зарядил в нас массу рефлексов на все случаи той жизни. И теперь мы слепо следуем им, полагая их великой, трансцедентной мудростью. Но не уподобляемся ли мы тем самым ортодоксальным (глупым) евреям?
Reply
Плывет крокодил и видит, что обезьяна в реке пустую шкурку от банана полощет. Он ее и спрашивает: "а зачем ты пустую шкурку полощещь?". "Дай сто рублей - расскажу" отвечает она. Подумал крокодил и дал ей сто рублей. Она и говорит "да просто так". "Ну и дура ты, обезьяна!" воскликнул крокодил и поплыл по делам дальше. А обезьяна деньги спрятала, стала дальше шкурку полоскать, а себе под нос бормочет "дура-дурой, а свои полторы тыщи в день имею".
Reply
P.S. Кстати, по части вашего заглавного поста настоящий кладезь - «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского (есть в сети). Книга замечательна своим непримирмым боевым настроем в опоре на знания, в противовес апатичному строю вашего рассказа.
Reply
Reply
Reply
Все - меня друзья из Израиля развели на то, чтобы я отсканировал и выложил книжку жены ребе о правильном еврейском быте. Я, право слово, держался, но раз они сами требуют...
Reply
Leave a comment