В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Часто сравнивают наш и зарубежный кинематограф. Кто хвалит их, кто любит нас. Думаю, что сравнения эти не совсем корректны, т.к. у каждой кинематографической станы был свой «золотой» период и своя «коронка». У итальянского это был неореализм и авторское кино Феллини, Антониони, Висконти. Умерли они - не стало итальянского кино. У французского кино была Новая волна, были отдельные режиссеры, да и сейчас этот кинематограф жив и производит что-то новое. Кто лучше всех делал мюзиклы? Конечно, США. Кто лучше всех делает триллеры, боевики, фантастику? США. Кто лучше всех экранизирует своих авторов? Англичане и американцы. Кто лучше всех делает мелодрамы? Индия и США.
А вот СССР лучше всех делал военное кино. «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Зося», «Белорусский вокзал», «А зори здесь тихие», «Освобождение» - перечислять можно долго. Ни один зарубежный фильм с ними не сравнится, сколько бы не давали премий Спилбергу и остальным. Одно время после перестройки наши военные фильмы было положили на полку, но быстро вынули, сообразив, что они еще пригодятся для сплачивания нации. Хватило ума не учить молодежь истории войны по голливудским фильмам, где русские в лучшем случае показаны скромными помощниками великой американской армии, а то или не упоминаются, или изображаются человекообразными животными. Тем не менее все 90-е годы новых отечественных фильмов о войне не было. Первым появилась новая экранизация повести Э. Казакевича «Звезда». Неожиданно фильм имел большой успех. Выяснилось, что можно обойтись без заградотрядов, репрессированных, штрафбатов, фраз о том, что «воевали не за Сталина, не за коммунизм, а за своих родных», «победил не Сталин, а народ» (А почему же тогда всех репрессировал один Сталин, а не народ? нельзя ли уж чего-то одного придерживаться?), «закидали врага своими трупами». Правда, потом появилось сразу много сериалов и фильмов, где эта тенденция не нашла поддержки, достаточно назвать омерзительный фильм «Сволочи», сериал «Штрафбат», «Ленинград».
И вот новый фильм. Поставил его маститый режиссер А.Малюков («В зоне особого внимания», сериал «Диверсант».) Сюжет основан на одной простой мысли: если бы все молодые хулители нашего прошлого (которые знают «всю правду», рассказанную им сванидзе и млечиными) попали в то время, они во многом пересмотрели бы свои взгляды. Не озабоченные соображениями морали «черные копатели», среди которых есть один неофашист, один рэпер, один «ботаник» и один бизнесмен (Данила Козловский, Владимир Яглыч, Дмитрий Волкострелов, Андрей Терентьев), попадают в 1942 год. Они волшебным образом оказываются на поле боя. Вот блиндаж, который они только что откопали. В этом блиндаже они только что нашли черепа, санитарную сумку и военные документы на самих себя. Они поняли, что блиндаж завалило во время боя, от этого люди там и погибли. Но неужели это они сами? А сейчас блиндаж цел. Ребята знают, что через 2 дня тут начнется бой. Благодаря неразберихе и тому, что они были голые (попали в прошлое, когда купались в реке, а река - граница между мирами), им удается выдать себя за солдат, вышедших из окружения.
Постепенно они понимают, что для того, чтобы выбраться обратно в 2007 год, им надо исполнить поручение некой мистической старухи, которая просила их найти ее сына. Парни тогда очень над ней смеялись: старуха думала, что они ищут погибших, а они искали чего бы продать. Обстоятельства складываются так, что сына старухи они находят, и он даже спасает им жизнь. Теперь можно и домой. Но тут начинается бой. И им приходится принять в нем участие. Одни уже адаптировались в прошлом и готовы защищать свою Родину, другие чувствуют себя чужими этому времени, да и Родине тоже.
Как ни странно, самым патриотичным оказывается неофашист-скинхед. Он готов когтями содрать у себя с плеча модную татуировку со свастикой. Никогда в жизни он больше не скажет, что зря Сталин воевал с Гитлером - им надо было объединиться и свалить США. (Кстати, реальный Сталин был не против, вот только Гитлер этого не хотел). Он понял, что они - враги, и нам во веки не объединиться. А вот рэпер - веселый парень. Песни поет для солдат, но идти в бой не хочет. Он не чувствует своей причастности к этим событиям, да и к стране - тоже. Ему, где кормят - там и Родина. Впервые дана разница между популярными молодежными группировками и показано, что скинхеды могли бы быть патриотами России, если бы это было нужно обществу. А два остальных парня, бывшие одноклассники, влюбились в санитарку. Это ее череп они утром держали в руках, но это знание не помещало оценить им красоту, доброту, цельность этой еще пока полной жизни девушки.
Интересно, что именно эта роль получилась лучше всего (Е.Климова). Актриса играет так же, как играли до нее в 40-х, 50-х, 60-х. То ли она очень талантлива, то ли женщины меньше меняются. Актеры, конечно, менее достоверны. В соперничестве двух красавчиков (Данила Страхов - лейтенант и Данила Козловский - пришелец-бизнесмен ) побеждает молодость. Вот так, только что Страхов был самый красивый, а уже пора в тираж.
Поучаствовав в кровавой атаке, где санитарка забегает в блиндаж, а он рушится от ударной волны, ребята возвращаются назад. Первое, что они видят - это неофашистов у метро. Бывший скинхед засучивает рукава.
В фильме использованы цитаты из знаменитых фильмов: «После первой не закусываю», - говорит бизнесмен на допросе у немцев, куда они попали в поисках сына старухи. В атаку ведет командир с пистолетом - известный военный фотоснимок.
В целом, все вместе смотрится неплохо, хотя видно, что сцена боя, на которую, очевидно, делали основной упор («война - это страшно») удалась не слишком. Очень по-голливудски, не зря были приглашены консультанты-американцы: шика много, а чувства - нет. Все-таки такие вещи надо пережить самому.
«Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.» (Ю. Друнина 1943)
картинки не мои