Любовь Высоцкого и Татьяны Иваненко

Jun 09, 2012 21:38


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Чужое)

В «Караване истории» №6 - статья Юнгвальд-Хинкевича, где он, помимо прочего, рассказывает о любви Высоцкого и Татьяны Иваненко.



А про отношения с Татьяной Иваненко и Мариной Влади Володе и говорить ничего не нужно было, потому что я и так видел все как есть. Марина была официальной женой Высоцкого, и их гром-гай роман воспет и тысячу раз обмусолен со всех сторон всеми и ею самой (после книги Влади «Владимир, или Прерванный полет» я не хочу с ней ни общаться, ни встречаться, Высоцкий, которого она описала, мне незнаком а неприятен). Единственной истинно и глубоко любящей Высоцкого женщиной была, конечно, Таня Иваненко, актриса Театра на Таганке. Вокруг ее имени и их загадочной любви до сих пор ходят слухи и сплетни. А я знаю эту историю не понаслышке.
Они с Высоцким никогда не жили в одной квартире, не оформляли свои скрытые от посторонних глаз отношения, но Таня была с ним еще до появления Влади и продолжала быть рядом практически все годы нашего с ним общения.


Вот у меня, как уже сказал, был Володя и остальное человечество, а для Иваненко ничего, кроме Высоцкого, не существовало в жизни, он был центром Вселенной, нет - вся Вселенная, Остальное - ерунда. Это та любовь, о которой мечтает любой мужик. И когда Высоцкий для нее умер, а это случилось до его физической смерти, она исчезла из реальной жизни, будто растворилась.
Начало романа Володи с Мариной (при том, что отношения с Иваненко не прекращались) совпало с моим романом с Таней Черновой, хотя формально я еще был женат - ситуация зеркальная. В тот момент мы были наперсниками друг для друга, делились, рассказывая, как сильно влюблены. Вдобавок обе не рядом: моя - в Ташкенте, его - в Париже. И мы часами ворковали с возлюбленными по телефону, я с Таней, он с Мариной, жил я тогда у Володи, А его линия, естественно, прослушивалась. Высоцкий говорил в трубку гэбистам: «Ребята, это очень личное. Прошу, не слушайте. Я вам потом спою». Щелчок - и отключились. Он: «Мариночка, любимая...» Закончил разговор, минут через десять-пятнадцать - звонок Беру трубку, там: «Володь, мы ждем обещанного». Кричу ему: «тебя - кагэбэ!» Ну и все. Часа два он им пел, а я стоял рядом, работая микрофоном для чекистов, трубку держал.


И вот когда Володя говорил с Мариной по телефону - это были самые яркие сцены в их отношениях. Когда они находились рядом, ничего подобного не было, ну или это бывало не при мне. Никогда не видел его страстным с Мариной. С Таней он не скрывал своих чувств, был самим собой, а с Мариной вел себя как западный человек: сдержан, предупредителен. Я не узнавал Володю и тяготился, когда мне приходилось быть с ними обоими одновременно. Мы были открыты друг перед другом. Я говорил:
- Володь, ну не получится ничего, такие вы разные, это просто невозможно. Вы оба играете в какую-то игру.
- Что ты х... несешь? Как ты можешь? - Высоцкий обижался на меня, но эти перепалки не меняли наших отношений.
Мне Марина как женщина не нравилась совсем, ни внешне, ни внутренне, что, впрочем, наверное было взаимно. Хотя она никогда не демонстрировала своего истинного отношения к кому-либо, в том числе и ко мне. Как французы обычно: о, фантастик! А что они там на самом деле думают - поди знай. Все это было в Марине в полной мере, она очень холодная женщина, истинная француженка, а они эмоции дальше пуговицы не пускают. Ни капли русских страстей, жертвенности - легкость во всем.
У Высоцкого запой, желудочное кровотечение, его рвало собственной печенкой. Лежал на кровати бледнее смерти, слабый, худенький, совсем маленьким казался под белой простыней, как ребеночек. Марина уезжала в пресс-клуб, вызывала Таню Чернову, тогда уже мою жену, та ночью приезжала и сидела с Володей, подтирала там за ним. Влади потом подарила Тане золотое колье, по тем временам таких вещей ни у кого в помине не было, разве что у дочери Брежнева. Но как можно уехать в пресс-клуб, курить сигареты и болтать, когда любимый валяется при смерти? Вот вам любовь по-французски. Чтобы Танька Иваненко его на кого-то бросила, когда он болеет? Да она скорее бы себе руку отрубила! Готова была и летела к нему с уколами по первому звонку, бросив все, хоть на край света. Это была вот такая, как в кино, самоотверженная любовь - по-русски. Наверное, Марина любила его по-своему. Но мне трудно это понять, Мое отношение к ней не имело значения, для меня она была любимой женщиной Володи, и этим все сказано. Я старался не мешать Высоцкому жить, и без того ему было муторно. Он мучился, что я в курсе его продолжающегося романа с Таней б период, когда уже есть Марина и вся шумиха вокруг их небывалой любви. Окончательно это понял, когда в последние годы жизни у него параллельно с Влади появилась Оксана, нынешняя жена Ярмольника, с которой он меня упорно не знакомил, Я спросил:
- Володь, ты чего, скрываешь ее от меня?
Он ответил:
- Ну, пусть для тебя будет только Марина.
Почему, имея Танину любовь, такую, о которой всякий нормальный мужик может только мечтать, Высоцкий сделал выбор в пользу Влади - для меня загадка. Тем более что, судя по всему, Володя не так уж сильно ее любил. Говорил, что обожает, но я-то вместе их ви-дел! И так же видел их вместе с Таней: какие там были страсти как с одной, так и с другой стороны. Он ей, сидя за столом в ресторане, руку невзначай на бедро клал, она загоралась вся и трепетала так, как иные женщины не способны на вершине самого великолепного секса. Она и без того невероятной, божественной красоты девочка, но от малейшего его прикосновения преображалась Невозможно было это наблюдать - завидно,
А как она смотрела на него, половичком готовая стелиться у ног! Я как-то вместе с Иваненко пошел на «Гамлета» второй раз, она - в сто двадцать второй, наверное. В результате весь спектакль глядел не на сцену, а на Таньку, Она, конечно, очень соблазнительна, но дело совсем не в этом. Надо было видеть, как она погружена была полностью в Высоцкого-Гамлета, будто играла вместе с ним - необыкновенное впечатление.
Прекрасно его, как мужчина, понимаю: можно влюбиться и захотеть какую-то женщину, а та, которая была до этого, еще какое-то время тянет, тянет, и трудно очень с ней порвать. Вот влюбился он во Влади! Но была Танька с ее нечеловеческой любовью, к тому же глубокий доверенный друг, и он продолжал тайно с ней встречаться. Ему было стыдно, что Марине изменяет, он мучился, все время мучился. Скорее всего понимал, что надо разрубить этот гордиев узел, хотел порвать с Иваненко, но не мог. Как выпьет - так к Тане. Марина ему другом не стала. Володе все время в ней чего-то не хватало. И сильно не хватало. С Влади он себя насиловал, уподоблялся ей, застегивался, ограничивался и метался, потому что его самого все это тяготило и не могло не раздражать.
Володя был до мозга костей русский человек, и эти французские цирлихи-манирлихи - не наши! - его напрягали.
Ведь почему народ сходит с ума по моим «Мушкетерам»? Потому что гениальный фильм? Нет, Что там актеры - все Николсоны? Нет. Потому что мушкетеры все - наши! Они получились до мозга костей русские - не французы. Ничего там нет французского. Так и тут. Высоцкому необходимо было отдохнуть, питаясь беззаветной жертвенной любовью - по-нашему, которую дарила только Таня. Любой мужик тянется к такому безусловному чувству, когда без вопросов, что бы ты ни сделал, Марина так любить не могла. Ему нужна была другая женщина не потому что он был развратен по натуре, а потому, что ему необходимо было то, без чего он просто не мог дышать, - русский дух. Тот, что ему давала Таня, а когда он с ней расстался, давала Оксана.




И была бы еще третья, если бы с ней что-то не вышло, четвертая - но здесь, в нашей стране. К слову, к этой не знакомой мне Оксане он привязался очень сильно, вплоть до того, что уже хотел разрывать отношения с Мариной, все к тому шло, если бы не смерть...
Влади говорила: дескать, ах какая я молодец, вывела Володю из запоя, и он не пьет, И это истинно бывало так Всегда привозила с собой лекарства, даст ему шипучую таблеточку, вычистит и уезжает. Понимаю, она живет в Париже. Но понимаю и то, что с Таней он бы не начинал пить снова и снова. Знаю, о чем говорю, потому что происходило все у меня на глазах в моем доме в Одессе. Марина уезжала, Володя опять начинал пить, приезжала Таня, возилась с ним как с дитем малым, ни на минуту не оставит без присмотра, чтобы, не дай бог, не соблазнился, не выпил где-то с кем-то.
А что Влади? С ней рядом больной человек, алкоголик, и он «в завязке», а у нее при этом в холодильничке всегда бутылочка хорошего вина, к которой она вечерком по западной традиции прикладывается под сигарку! Ее привычки были выше любви, Марина не отказывалась ради него ни от чего. И Володя запивал снова и снова. Ну, терпел человек месяц-другой, а потом, конечно, думал, что выпьет как она - всего бокальчик из ее бутылочки, и понеслось. Даже я, чтобы не провоцировать, за все долгие годы нашей дружбы не пил рядом с Володей никогда. Алкоголик со стажем, но ради него - не пил, А потом совсем перестал - ради любимой моей девочки, жены, ради Надиры. Она так меня любила, мне стало ее настолько жалко, что я завязал, А Володе незачем было жалеть Марину, она уезжала восвояси во Францию, а он опять начинал употреблять и в запое валялся тут, И этого я не могу ей простить.
Только Таня Иваненко могла бы помочь ему соскочить с этого чертова круга своей преданной любовью. Я снимал ее в фильме «Внимание, цунами!» по просьбе Володи. Было непросто пробить кандидатуру никому не известной актрисы опального Театра на Таганке. Начал снимать очень довольный: у нее там такие портреты в картине - чокнуться можно. Все женщины Володи хороши, но самая красивая - Таня. И вдруг, когда работа была в разгаре, Володя приехал ко мне на съемочную площадку нетрезвый и заявил;
- Не снимай Таню!
- Володь, это невозможно.
- Не снимай, и все.
- Не могу Я тебя обожаю, преклоняюсь, но поезд ушел.
Действительно, процесс уже был запущен, а потом - к Тане я относился исключительно хорошо. Высоцкий обиделся жутко.
Выяснилось, что он озверел, узнав, что Иваненко забеременела, и потребовал сделать аборт, пригрозив самым для нее страшным: что она больше никогда его не увидит. Таня ответила: «Я не могу убить твоего ребенка и готова за его жизнь заплатить любую цену».
После этих слов, распалившись, Высоцкий заявил, что если Таня родит, он для них обоих - и для нее, и для ребенка - умрет! «Что ж, я буду нести этот крест и исчезну из твоей жизни».
И исчезла начисто, испарилась как призрак. Ушла из театра, мой фильм стал первым и последним. Никто не знает, где она, не знают ничего и об их с Володей родившейся и уже повзрослевшей дочери. Таня никогда ни слова не написала и не сказала о романе с Высоцким.
За четверть века с тех пор был один звонок. В своей статье о Володе в день какой-то годовщины его смерти я написал о Тане то, что на самом деле думаю. Что она не только самая преданная и любящая женщина Высоцкого, но и просто великая женщина. И у меня дома раздался звонок, снял трубку и услышал ее голос: «Спасибо. Это Таня Иваненко». И - ту-ту-ту - отключилась. Я даже сказать ничего не успел. Как Володя хотел, так она до сих пор себя и ведет, ни разу не нарушив данного ему слова.

А вот что рассказывает еще один друг Высоцкого Валерий Янклович в «Экспресс-газете». (11 Мая 2007 г. Номер 18 (639)

- Мы сблизились с Высоцким, когда он уже был состоявшимся гением. И сам знал об этом. Может, он меня и приблизил к себе, поскольку я это прекрасно понимал. Во всяком случае Высоцкий никогда не был для меня Володькой.
Рядом с Владимиром Семеновичем я пробыл последние семь лет его жизни. Он объединил вокруг себя самых разных людей. После его смерти все разбежались по углам, стали, по сути, врагами. Потому что ничего духовного в нас по сравнению с ним не было и вряд ли уже будет.
Море любви
- Баб у Высоцкого действительно было много.
Вот говорят, главная, мол, Людмила Владимировна Абрамова. Потому что она родила ему сыновей.



Да, родила! И что? Люся - лишь маленькая часть его огромной жизни. Самое большое место в сердце Высоцкого занимала все-таки Марина Влади. И я считаю несправедливым, что на последних торжествах по поводу дня рождения Высоцкого ее имя даже не звучало.
- А что, без нее такого Высоцкого мы бы не знали?
- Безусловно! Это был бы куцый продукт системы, в которой все тогда жили. Смею утверждать, именно Марина Влади сумела привить Володе правильное отношение к деньгам, настоящему труду. Именно она открыла ему мир и открыла его миру. В Марине есть все - и величие, и бабская русская натура, замешенная на кухонной скандальности. Но самое главное в ней - огромное, просто вселенское море любви. Посмотрите на ее полуулыбку. Никакой Джоконде такое даже присниться не могло.


- Многие с вами не согласятся…
- Да, Влади обижена на близких Высоцкому людей, оскорбивших ее после смерти мужа.
Одним из поворотных моментов в жизни Марины стало отношение к ней Никиты Высоцкого. Когда после выхода в России книги «Владимир, или Прерванный полет» он резко выступил - будем в суд подавать! Конечно, Влади очень субъективна в своих оценках. И родителей Высоцкого не в последнюю очередь. А разве она могла быть другой со своими личными ошибками, алкоголизмом, мужьями? И потом нужно учитывать, что в книге есть элементы художественного образа.
- Но ведь у них все было очень и очень непросто…
- Конечно, в отношениях Высоцкого и Марины была не только любовь. С сексом там, кстати, было не все в порядке. Особенно в последние годы. Когда после Володиной кончины Влади узнала о Ксюхе (Оксана Ярмольник, в девичестве Афанасьева. - Б.К.), это был для нее страшнейший удар. Но смаковать, честно говоря, не хочется. Гораздо важнее понять, на какой почве сформировался талант такого уникального человека. Он же не сам по себе возник?
Плохие гены
- Разумеется, не сам! Что-то, видимо, досталось от родителей.
- У Володи были, между прочим, не самые хорошие гены. Мама с папой дали ему, к сожалению, только жизнь в момент его рождения. И все. О какой-то духовности речи нет. Они сами были обкрадены, ущемлены. Так же, как все люди их поколения. Нина Максимовна просто мечтала сделать из него «пионера-героя», то есть «правильного» человека. А Володя таким быть не мог! Потому что жил слишком широко, нараспашку.
- Некоторые считают, что женщины любили Высоцкого за талант, а не за, так сказать, мужскую стать. - В молодые свои годы он ведь не был для баб Высоцким. Просто мужчиной, мужиком. Это уж потом многие вообразили себя его музами и ангелами-хранителями. Вот та же Татьяна Иваненко заявляет, что без нее, мол, Володя бы спился. Что говорить об Иваненко? Она одна из его сотен девочек. Ей очень хотелось им поуправлять.
Все, не больше. Какого-то серьезного духовного влияния на Высоцкого, как на художника, она не оказала. Просто Татьяна одно время очень устраивала его в сексуальном плане.
- У них ведь и дочка общая?
- Говорят, девочка ее Настя на него похожа. Но Высоцкий ее не признавал. «Как ты думаешь, - говорил он мне, - если бы я чувствовал, что это мой ребенок, неужели не стал помогать?!» Он к детям великолепно относился, возможно, потому, что общения со своими сыновьями был практически лишен. В конце концов, если кому-то сильно нужно, можно ведь сделать анализ ДНК. Где-то же сохранились волосы Высоцкого. У Марины, например.
- Говорят, что его последней любовью была все-таки Оксана, нынешняя жена Ярмольника.
- В последние годы его жизни Ксюха Афанасьева имела, конечно, на него влияние. Володя принимал активное участие в обсуждении ее художественных работ, эскизов. Но при этом рядом с Володей теплились еще как минимум пяток баб. Афанасьева ведь совсем девочкой была. Ему секс с ней очень нравился. А Марина к тому времени становилась слишком довлеющей. «Она так руководит в постели, что у меня уже вставать не хочет!» - признавался Володя. А он не терпел давления, особенно от женщин, ни в каком виде!

Но после выхода материала Иваненко подала в суд на газету, заявив, что ни с кем из журналистов не встречалась, и процесс выиграла. С тех пор об этой запутанной романтической истории ничего не было слышно. Вспомнить о ней нас заставила фотография, присланная в редакцию, на которой была запечатлена та самая Анастасия, предполагаемая дочка Высоцкого. [того фото, о котором идет речь, я не нашла.]

- Настю я снял в начале 90-х на могиле Владимира Семеновича, - рассказал нам поклонник барда, москвич Олег Васин. - Фотографию случайно обнаружил в своем архиве. Слухов о романе Иваненко и Высоцкого было множество, однако подробности их отношений ни разу не выплеснулись на страницы прессы, кроме того случая с судом. И про Таню, и про дочку Настю широкой публике практически ничего не известно.
Подняв архивы, я обнаружил, что на том злополучном процессе Татьяна Иваненко вовсе не отрицала, что отцом ее дочери является Высоцкий. Более того, она заявила в присутствии многих людей: «Я могу привести массу свидетелей, которые скажут, что Володя на коленях умолял меня записать ребенка на его имя».
Дочь, как и ее мама, никогда не давала интервью. Известно только, что зовут ее Настя, родилась она 26 сентября 1972 года. Окончила среднюю школу с углубленным изучением французского языка. Позже поступила на факультет журналистики МГУ. После окончания университета некоторое время Настя работала на канале «Культура», пока не ушла в декретный отпуск и благополучно родила ребенка.
Про Татьяну Иваненко удалось узнать гораздо больше.
Бросила мужа
После окончания ВГИКа осенью 1966 года Татьяна была зачислена в штат Театра на Таганке. Высоцкий, проработавший там уже два года, и день ото дня становившийся все популярней, быстро сблизился с юной красавицей.
Вот что рассказывает про Иваненко режиссер фильма «Впереди день» Павел Любимов (он известен по культовому фильму «Женщины»), в котором Татьяна Иваненко сыграла главную роль.
- Танечка Иваненко - моя давняя любовь, если хотите, даже страсть. Она была настоящей сексуальной бомбой еще во ВГИКе. Могла соблазнить любого. В институте все мечтали с ней переспать. Честно признаться, талантливой Таня не была. Ее бриджитбардовские данные никак себя не подкрепляли изнутри. Но я настолько был ею очарован, что даже пригласил в фильм на главную роль. Ее уже тогда считали любовницей Высоцкого: на съемочной площадке только об этом и говорили. Роль коварной соблазнительницы ей как раз очень в то время подходила, она стала для Иваненко самой большой работой в кино. Татьяна почему-то очень хотела познакомить меня со своей дочерью. Открыто признаваясь, что она от Высоцкого. В это я, кстати, верю.
Павел Любимов вспомнил и про первого мужа Татьяны - Виктора, который работал в цирке акробатом. Супругу тот холил и лелеял, забрасывал ее дефицитными вещами, привезенными из загранкомандировок. Но однажды во время выступления Виктор наткнулся на ножку стула и сильно травмировал глаз.
Говорили, что именно в этот период Иваненко встретила Высоцкого и ушла от любящего супруга.


Боролась за любовника
Свидетели их близких отношений, включая тогдашнюю супруга Владимира Высоцкого, мать его двух сыновей, Людмилу Абрамову, в один голос твердят, что Татьяна благотворно влияла на Володю: постоянно вытаскивала любимого из запоев, принимала его в своем доме в любом, самом «разобранном» состоянии. Короче, была настоящей палочкой-выручалочкой. Но лишь до момента встречи поэта с Мариной Влади.
15 октября 1968 года на квартире московского корреспондента французской газеты «Юманите» Макса Леона произошла знаменательная встреча Высоцкого с Мариной. Там же была и Иваненко. В непримиримой борьбе за любимого мужчину, высказав друг другу пару «ласковых» слов, женщины расстались врагами. Победа, как известно, осталась за Влади. Хлопнув дверью, Татьяна покинула «поле битвы», пообещав Владимиру «что уйдет из театра и с сегодняшнего дня начнет отдаваться направо и налево».
Брак между Высоцким и Влади был официально заключен 1 декабря 1970 года.
Но это не помешало Владимиру сохранить близкие отношения с Татьяной. Их часто видели вместе в одних компаниях на гастролях театра в разных городах Союза. А потом на свет появилась Настя.
- Поступила она чисто по-женски - захотела и родила от любимого мужчины, - считает Павел Любимов. - Может, надеялась на то, что брак с Мариной Влади распадется. Но этого так и не произошло.
После смерти Высоцкого Иваненко, в отличие от многих других, не стала спекулировать на своей близости к легендарному барду. И его родственники это до сих пор ценят.

(На похоронах Высоцкого).

- Не мое дело комментировать отношение отца с женщинами, но об этой истории я слышал, - говорит Никита Высоцкий, сын Владимира Семеновича. - И хочу сказать, что ее участники ведут себя очень достойно.

Любопытно, насколько по-разному друзья Высоцкого оценивают одни и те же события.

Чужое

Previous post Next post
Up