В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
Московская протестная тусовка располагается сегодня у памятника казахскому поэту и музыканту Абаю.
Памятник ему поставили здесь из-за близости посольства Казахстана.
В свое время (лет 5 назад) мне это не понравилось. Во-первых, бульвар московский, и мало ли какие там посольства рядом: что же теперь всем их поэтам тут памятники ставить? Никто у нас знать не знает этого Абая - и нечего его памятнику тут делать. Во-вторых, я до сих про переживаю, что Казахстан, как и остальные республики, самостоятельное государство. Посольство Казахстана! Для меня это звучит до сих пор дико. Понимаю, что это нехорошо, но что поделаешь…
Поэтому глаза бы мои не смотрели на этого Абая. И не смотрели. А по поводу протестов я его рассмотрела. И знаете, он мне понравился. Хороший памятник.
Нашла я и стихи Абая. Они мне не сильно приглянулись. А вот его «Слова назидания» ничего.
http://abai.norbekov.kz/Вот первое из них.
«Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.
Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.
Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям - останутся при мне.
И нет у меня теперь иных забот».
Да он же типичный блогер!
А вот еще:
«Люди молят Бога о ребенке. Зачем человеку ребенок? Говорят, надо наследника оставить, чтобы сын кормил родителей на старости лет, молился за них после их смерти. Только и всего?..
Что значит оставить наследника? Боишься, после смерти твое имущество окажется без хозяина? Тебе ли печалиться о вещах, которые останутся после тебя? Или тебе жаль оставить их людям? Какие сокровища ты нажил, чтобы жалеть о них?
Хороший ребенок - в радость, плохой - в тягость. Как знать, какого ребенка даст тебе Бог? Или тебе недостаточно унижений, которые ты вынес за свою жизнь? Или мало гнусностей сотворил ты своими руками? Почему тебе хочется еще породить ребенка, вырастить его таким же негодяем, обречь его на те же унижения?
Хочешь, чтобы сын молился за тебя после твоей смерти? Если в жизни ты делал людям добро, кто не помолится за упокой твоей души? Но если ты чинил только зло, что тебе молитвы сына? Разве он сделает за тебя те благодеяния, которых ты сам не совершил?
Если просишь ребенка для радостей потусторонней жизни, значит заведомо желаешь ему ранней смерти. Если просишь для радостей этой жизни, разве родится у казаха такой сын, который бы, возмужав, окружил родителей заботой, ограждал их от мук? Твоему ли народу, такому ли отцу, как ты, воспитать подобного сына?
Ты хочешь, чтобы он кормил тебя, когда ты одряхлеешь? И это пустое. Во-первых, доживешь ли ты до немощной старости? Во-вторых, вырастет ли твой сын настолько милосердным, чтобы заботиться о твоей старости? Кто не возьмет на себя заботы о тебе, если у тебя есть скот? Не будет скота, еще неизвестно, кто и как будет кормить тебя. Также неизвестно, будет твой сын множить добро или примется транжирить нажитое тобой.
Хорошо. Скажем, Бог услышал твои молитвы, дал тебе сына. Сумеешь ты дать ему хорошее воспитание? Нет. Не сумеешь. Мало тебе своих грехов, погрязнешь еще и в грехах сына.
С самого начала жизни будешь обманывать ребенка, суля ему то одно, то другое. И будешь радоваться, что удалось обмануть. Кого будешь винить, когда он вырастет лгуном? Учишь его сквернословить, поносить других, чуть что защищаешь: «Не троньте этого упрямца», потакаешь его озорству. Отдавая в учение, выбираешь муллу за малую плату, лишь бы научить ребенка читать и писать, учишь хитрости и подлости, вселяешь в его душу недоверие к сверстникам, прививаешь дурные наклонности. Это и есть твое воспитание? И от этого ребенка ты ждешь милосердия?"
Да он еще и чайлдфри!
Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев (каз. Абай Құнанбайұлы) родился в 1845 в Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая была потомственной аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Абай (внимательный, осторожный) - это его прозвище. Он был основоположником казахской письменной литературы и её первый классик, реформатором культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Писал стихи, прозу, музыку. С 13 лет занимался делами семьи по настоянию отца. В 28 лет отошел от дел и стал заниматься самообразованием. Писать стихи стал поздно - в 40 лет. Умер в 1904 году. По нынешним временам прожил недолго. Но успел много.
Все советское время Абай считался казахским классиком, ему ставили памятники, в его честь называли улицы.
После 1991 года в Казахстане была попытка пересмотреть отношение к Абаю, как к проводнику русской культуры, которую некоторые считали оккупационной. Но эти настроения не победили.
И вот теперь, наконец, русские заинтересовались Абаем, а заодно вспомнили о казахах. Собирают деньги для рабочих Северного Казахстана. Помните, у них были волнения, которые жестоко подавили? Около Абая выступают и казахские оппозиционеры.
Все-таки Советский Союз все еще напоминает о себе.
А может, всю эту акцию казахи замутили с целью пропаганды творчества Абая?