В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)
Дарья Асламова в «КП» публикует интервью с Срджем Поповичем, одним из основателей сербского движения «Отпор».
http://kp.ru/daily/25864.5/2830948/Вот краткая тактика движения «Отпор».
1. Тактика распыления: протесты и уличные политические театры должны идти по всему городу, а не в культовых местах, и по всей стране, даже в крохотных городках и деревнях. Ты не имеешь права быть скучным для толпы. Каждый день нужно придумывать новый спектакль или сумасшедший трюк, новые значки и фишки. Чтобы держать внимание граждан, надо создать карнавальную атмосферу и поминутно высмеивать режим.
Юмор расплавляет страх. Еще один важный момент: когда сильные личности долго находятся у власти, они сами начинают верить в свой имидж, растиражированный на телеэкранах. Когда ты, как Мубарак, видишь каждый день свое лицо на плакатах, ты начинаешь вести себя как монумент. А если кто-то тебя осмеивает, у тебя просто крышу сносит. И вот тут ты делаешь глупости! Мы шутили над режимом, а реакцией властей был наш арест. Что уже смешно. Если ты арестовал кого-то за шутку, значит, шутка и впрямь хороша. Каждый день мы придумывали новую забаву и новый информационный повод. Секрет успеха, чтобы сделать сумасшествие нормой. Десять человек протестующих на улице - это не новость. Но десять человек, делающих что-то вызывающее и клевое, тут же попадают в медиа.
2. Мы бились над задачей, как сделать революцию сексуальной и привлекательной для молодежи. Сделать ее прежде всего модой. Позже нас стали называть «кока-кола революционерами». Мы впервые задумались о коммерческих приемах, увидев, как продает себя «кока-кола», и ЧТО она продает. Не сладкую, газированную шипучку, а способ получать удовольствие от жизни. Компания НИКОГДА не говорит о самом напитке.
Мы поняли, что не надо забивать головы людям экономическими и социальными проблемами или рассказывать о высоких налогах. Или рекламировать какие-то партии. Все нормальные люди ненавидят политику, - это скучно до одури, грязно и коррупционно. Только старые клячи интересуются выборами. Мы должны предложить молодежи персональный образ жизни, способ выразить себя и взять инициативу в свои руки. Объяснить им, что лучше быть арестованным на демонстрации за свои взгляды, чем за драку на футбольном поле или разбитые окна. Почему люди присоединяются к какому-то политическому движению? Вовсе не потому, что они хотят решить проблему, скажем, безработицы. Они хотят быть частью чего-то большего и делать нечто, за что другие их будут уважать. Начинать всегда надо с маленькой проблемы и индивидуального сопротивления. Сделайте что-нибудь конкретное. Боритесь с местной коррупцией или произволом на отдельном полицейском участке, защищайте права студентов в университете или спасайте лес от вырубки. Атакуйте власть в ее слабых точках. В чем смысл? Во-первых, в процессе борьбы из большой группы молодежи обязательно выделятся самые активные и решительные, которые составят костяк будущего движения. Во-вторых, любая маленькая победа дает чувство уверенности в себе. Много маленьких побед приведут к большой победе. Мы называем это track record (список прежних достижений). Не можете же вы сходу предложить людям: а давайте-как свергнем диктатора! Вы их просто напугаете. А вот небольшой успех непременно внушит им оптимизм.
3. «Отпор» поменял структуру движения: вертикаль заменили горизонталью.
«Мы поняли, что нам не нужны лидеры, - говорит Иван Марович. - Лидеров легко купить. После успешных протестов их могут переманить политические партии, и движение останется обезглавленным. Лидеры могут нас продать, или их могут шантажировать и даже убить. Прежде революции ассоциировались с определенным символом - Нельсоном Манделой, Лехой Валенса или Махатмой Ганди. Нас это не устраивало. Вертикаль с индивидуальным лидерством в массовом движении просто не работает, она делает его уязвимым. Мы живем в эпоху маркетинга. Движение «Отпор» само по себе должно было стать брэндом, а брэнд в тюрьму не посадишь.
4. Следующей нашей задачей было увеличить количество репрессированных.
Репрессии надо понимать и использовать в своих целях, как прием в джиу-джитсу. Главная цель репрессий - не бить или арестовывать активистов. Главная мишень - люди, которые за ними наблюдают. Если арестовали меня, то, в действительности, мишень - это ты. Ты смотришь на это и говоришь: э, я не хочу через такое пройти, лучше останусь в стороне. Что же делать? Нужно вовлечь как можно большее количество людей в административные аресты. Ну, посидят пару суток и выйдут. Ничего страшного. Если власть арестовала пять человек, для нее нет проблем. А вот если больше, куда их девать?
5. Молодым крайне важно быть звездами, и чтоб все видели их и восхищались.
Мы придумали бренд движению: черно-белый сжатый кулак, стилизованный в духе партизан времен Второй Мировой войны, и краткий лозунг «Готов jе!» («Ему конец!») Тем самым внушалась мысль: мол, мы партизаны, а Милошевич наци. Мы черпали вдохновение из черно-белых фильмов сороковых годов. В чем тут посыл? В смене понятий: не оппозиция выступает против правительства, а народ против диктатора».
6. В какой-то момент это стало отвратительным: движение подбирало все, что плохо лежит, даже подонков из криминальных структур и экстремистов. Оппозиция искала предателей повсюду: в секретных службах и среди военных, переманивая их на свою сторону. Так бывает всегда, когда цель - свергнуть лидера: Саддама Хусейна, Каддафи или Милошевича.
Ничего вам не напоминает? Создается движение, объединяющие разнородные политические и неполитические силы с единственной общей целью - сместить действующую власть. Главное - оно должно быть максимально широким, чтобы создавалось впечатление, что против законной власти выступает не оппозиция, а весь народ. Лидера у такого движения нет, а иначе сказали бы, что этот лидер хочет сесть на место прежнего. Нет, это вполне бескорыстные люди борются с тиранией.
При этом движение продвигается как бренд и делается модным. Придумывается какой-нибудь символ. Тот, кто с нами - крут, моден, он особенный, он выше серой массы и пр. Движение строится как сетевой маркетинг: вступил сам - приведи друга. Оно ни в коем случае не должно быть скучным. Мы не сидим на собраниях, мы занимаемся прикольными штучками. Протестовать против власти - весело. Нельзя ни на день прекращать движуху. Каждый день - новый информационный повод: то боремся за лес, то за дом, то за право проводить митинги где угодно и когда угодно, то за право жить в палатках, где угодно, то за право плясать в церквях, то обличаем патриарха, то того или иного чиновника, то благотворительный фонд - главное, чтобы каждый день было что-то новое.
Добиваемся арестов, но таких, чтобы их было много, но они были недолгими. Всех не пересажаешь. В итоге рамки дозволенного все расширяются и расширяются. А потом делаем что-нибудь такое, чтобы власть применила репрессии и подверглась давлению Запада, осуждению всего народа и ушла сама или же ее разбомбили бы.
Чего добился «Отпор»? Югославия развалилась. Чего хочет добиться наша белоленточная оппозиция? Того же, но для России. А оно нам нужно?
Ходят с придурочным видом со своими ленточками и, делая невинные глазки, спрашивают: «А что, нельзя?»
Сплясали в ХХС - «А что, нельзя?»
Палатку на Красной площади поставили - «А что, нельзя?»
Хаматову обхамили - «А что, нельзя?»
Патриарха затравили - «А что, нельзя?»
Нельзя. Ничего нельзя. Хватит из себя дурачков строить и нас за дураков держать. Фиг вам, а не палатки на Красной площади.
Я думаю, что все те, кто действительно противостоит власти по каким-то вопросам, например, «Архнадзор», должны от оппозиционеров отмежеваться и не допускать, чтобы они использовали любое недовольство граждан в своих целях. Одно дело добиваться улучшений, другое все сметать.
автоном :
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1906