Рецензия на книги Ф.Пулмена «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп»

Apr 03, 2008 22:25


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Я прочла все три части трилогии «Темные начала» (и может теперь их пересказать, что является подвигом во имя читателей. прим. редакт. ), о первой части которой я уже писалаhttp://uborshizzza.livejournal.com/131032.html.
В «Чудесном ноже» главная героиня, девочка Лира из параллельного мира, встречается с мальчиком из нашего мира Уиллом. Они встретились в городе, бывшим перекрестком миров. Лира вошла в него в отверстие, которого проделал ее отец лорд Ариэль на Северном полюсе, а Уилл случайно обнаружил окно между мирами в парке. Уилл жил с больной матерью, а его отец, исследователь Северного полюса, пропал без вести. Было это давно. Однако в их дом ходили подозрительные люди, расспрашивали об отце, тревожили мать, рылись в вещах. Одного из непрошенных гостей Уилл случайно убил, подставив ему подножку. Вот ему и пришлось бежать. Город, в который попали дети, был странный. там всюду кружили призраки, убивающие взрослых, но не трогающие детей. Спастись от призраков мог только человек, владевший волшебным ножом. Уиллу удалось завладеть артефактом. Нож мог разрезать любой металл, но главное - прорезал окно между мирами. Лира и Уилл вернулись в наш мир. Здесь они познакомились с физиком Мэри, которая исследовала таинственные микрочастицы, известные в мире Лиры как «пыль». С помощью Лиры ей удалось войти в контакт с этими частицами и попасть на планету, где их было максимальное количество. Планета эта была своеобразным Эдемом. Там жили беспозвоночные животными, некоторые из них обладали разумом. Их звали мулефа. Оказывается, пыль производили взрослые разумные существа, в том числе и мулефа, когда они любили, размышляли или творили добрые дела. Но у мулефа эти частицы образовывались еще благодаря неким колесным деревьям и их маслянистым семенам. Семенные коробочки имели форму колес, мулефа одевали их на ноги и ездили по дорогам, образованным потоками лавы. Это нужно было для того, чтобы коробочки раскрывались, т.к. у растения были трудности с их раскрытием. А вырабатываемое семенами масло способствовало образованию пыли. 33 тысячи лет назад мулефа додумались одевать на ноги коробочки. Так они освободили себе 2 конечности. Они стали разумными и начали вырабатывать пыль. Деревьев и пыли стало много, она как-то понемногу попадала в другие миры, и там появились разумные существа. Они тоже могли вырабатывать пыль, но источник от мулефа был необходим. Пыль присасывалась только к взрослым, потому что ей были нужны способные влюбляться люди. Но 300 лет назад что-то случилось: пыль стала утекать большим потоком, деревья не успевали вырабатывать масло, все приходило в запустение. Это грозило утратой эмоций и превращением разумных существ в подобие роботов.
Между тем отец Лиры лорд Ариэль собрался бороться со всевышним. В этом ему помогали некоторые ангелы. Ангелы образовывались из умерших людей, превращающихся в частицы пыли. Отчего это происходило с одними людьми и не происходило с другим, никто не знает. Ангелы жили долго, но они старели и умирали. Всевышний был самым первым ангелом, но не творцом вселенной. Он старел. Подтверждением этому было то, что с Адаму он являлся сам, Моисей уже его не видел. а слышал только голос, а потом его никто не видел и не слышал. Он удалился от дел и передал власть регенту. Регент же захотел установить диктатуру. Он собирался возродить всюду инквизицию и строго следить, чтобы люди соблюдали правила. Поэтому лорд Ариэль и собрал армию. В его армии были недовольные ангелы, ведьмы, крохотные люди-эльфы, бронированные медведи и прочее. Регент и подчиняющиеся ему церковники с той планеты, где родилась Лира, узнали о пророчестве. В нем говорилось, что Лира спасет мир, что она будущая Ева. Регент и Священный совет считали, что это означает, что она совершит новое грехопадение, чего они не хотели. Поэтому они хотели ее убить.
Мать Лиры осознала, что дочь - главное в ее жизни и объединилась с лордом Ариэлем для ее спасения. Лира же вместе с Уиллом проникли в мир мертвых, чтобы встретится с умершим другом Лиры, которого в конце первой части убил ее отец, чтобы сделать окно в другие миры. Там же они встречают отца Уилла. Итак, у каждого человека есть тело, душа и дух. Душа в мире Лиры персонифицирована каким-нибудь животным, называемого деймоном. Смерть у каждого своя, находится рядом с каждым человеком и приближается к нему, когда пора умирать. Она проводник. Когда умирает тело, деймон распадается на частицы, а смерть сопровождает дух в мир мертвых. Потом она сама умирает. Мир мертвых создал Всевышний, раньше его не было. Пулман описывает его, как Тартар у греков. Там есть река, перевозчик и долина, где вечно в полумраке бродят голодные тени. Они страдают. Никакого рая нет. Лира и Уиллл прорезают окно, чтобы духи могли уйти. Те выходят наверх и распадаются на частицы. Почему-то их это устраивает и почему-то это - большой удар по Всевышнему. Может быть, имеется ввиду. что ему перестанут поклоняться?
Между тем, родители Лиры борются с Регентом и побеждают, погибая вместе с ним. Лира и Уилл находят хрустальную клетку, в которой сидит невероятно древний ангел. Когда они открывают ящик, он распадается на атомы. Это и был Всевышний. С Царством Небесным покончено.
Лира и Уилл прорезают очередное окно и попадают в мир мулефа к Мэри. Там они осознают, что любят друг друга. В этот момент вся пыль, которая уходила в космос огромным потоком, стекается к ним. Утечка прекратилась. Мэри же открывает им причину утечек. Оказывается, каждый раз, когда ножом прорезали окно (а его изобрели 300 лет назад), туда утекала пыль, а появлялись призраки. А большой поток образовался после того, как лорд Ариэль сделал большое окно для прохода в другие миры. Молодые люди объясняют ангелам, как заделать окна, а сами решают расстаться, т.к. покойный отец Уилла, которого он встретил в мире мертвых объяснил ему, что если кто-то живет в чужом мире, он быстро умирает. Сам отец случайно попал в мир Лиры, не мог оттуда выбраться и сильно болел. Уилл решил, что его долг - ухаживать за больной матерью, и он не хотел смотреть, как Лира будет умирать лет через 10. Единственное окно, которое они решили оставить, было окно не для себя, а для мертвых. Но они договорились раз в год приходить в парк, который есть в обоих мирах, и сидеть на одной и той же скамейке.
Вот такая история. Осталось добавить несколько симпатичных деталей.
Два ангела, помогающие детям, при жизни были мужчинами, любящими друг друга.
Бронированный медведь, узнав о смерти своего друга- человека, идет посмотреть на него. Так как он проголодался, он съедает труп, и испытывая благодарность к хорошему человеку, клянется за него отомстить.
Лира начинает доверять Уиллу, когда узнает, что он убийца. Убийца не предаст.
Замечательно описаны русские, живущие в мире Лиры. К ним попадает Уилл, ему надо узнать дорогу в город. Там нет России, но есть Московия. Русские живут в очень грязной и убогой деревне с покосившимися избами. Они угрюмы, носят шубы и сапоги, смотрят нехорошо. Уилла ведут к их священнику. Тот знает английский. От него разит потом, водкой и чесноком. Он невероятно болтлив, елеен, все старается услужить и все неудачно. Предлагает варенье, хвастает, что его жены варила, а варенье - приторно мерзкое. Потом он требует, чтобы 12-летний мальчик пил с ним водку. Зовет его по отчеству «Джоньевич». Отказать нельзя. Бедный ребенок пьет, поп указывает ему дорогу, но Уилла потом долго тошнит.
В гвардии мисс Колтер, матери Лиры, состоят русские, разделенные с их деймонами. Они лучше всех выдерживают эту операцию. Другие умирают без души, а им хоть бы что. Становятся идеальными солдатами, идут в бой, но все проигрывают, потому что тупые.
Таким образом в трилогии есть все ценности автора. Бог оттуда уже исключен, зато есть любовь к детям, здоровый секс, демократия. Русских презирает и ненавидит.
Написано сумбурно, неровно, не все понятно, но читается неплохо.

(В общем, тяжелый бред, хотя и не без своеобразия. Просто спьяну или укурившись такое не придумаешь. Опять же, волшебная пыль, столь любимая английскими детскими писателями... Еще в "Питере Пэне" она как-то наводила на нехорошие подозрения...
прим. редакт.)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up