"Культура вины", "культура стыда" и прочее тра-та-та

Mar 29, 2008 22:24


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам



гляди - совсем стыд потеряли

Довольно часто можно слышать о существовании «культуры вины» и «культуры стыда». Считается, что «культура стыда» характерна для неевропейских обществ, а «культура вины» - достояние Запада. При этом стыд - это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Для носителей «культуры стыда» самое страшное - нарушить социальные нормы, принятые в группе, подвести или опозорить близких людей. Они часто испытывают стыд за своих сограждан, своих «соплеменников».




Вина - продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок.

Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт "Хризантема и меч. Модели японской культуры". В главе "Нравственная дилемма" Р. Бенедикт говорит следующее: "В культурно-антропологических исследованиях оказывается чрезвычайно важным учитывать различие между культурами, придающими особое значение стыду, и культурами, делающими упор на вину». Считается, что «Везде, где поведение предписывается коллективом, существуют общие представления, которым отдельный индивид следует, иногда органов принуждения и вовсе нет. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других. Подобные культуры называют культурами стыда». Но "в системе социальной регуляции, основанной на стыде, человек не испытает облегчения от исповеди". Более того, человеку в таком обществе очень трудно дается признание в совершении неблаговидного поступка. В рамках "культуры стыда" нет оснований беспокоиться о совершенном проступке, "пока люди не узнали". "Поэтому-то в «культурах стыда» (shame culture) исповедь не предусматривается. Даже исповедь перед Богом". Здесь религиозные обряды, как правило, служат не для замаливания грехов, а для испрашивания благополучия.
А "общество, в котором предписываются абсолютные критерии морали, которое зиждется на воспитании совести у каждого его члена, представляет собой "культуру вины" (guilt culture) по определению". Есть другая культура, уже не клановая, а - личностная - культура вины. Личностная ответственность привила честность, гордость за поступки. Человек поступает честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог".

Иными словами, культура вины выработала универсальные правила поведения на основании высшего долга, общего для всех.
Однако же человек из такого общества помимо вины вполне может быть терзаем и стыдом - например, если не к случаю одет. Причем терзания, вызванные стыдом, могут быть весьма значительны, к тому же стыд, подобно вине, нельзя облегчить признанием или каким-либо видом искупления.




Первые пуритане, переселившиеся в Америку, стремились построить нравственность на фундаменте вины. Японцы же считают движущей силой морали терзания души, проистекающие из чувства стыда. Как пишет Бенедикт, "им стыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд - основа нравственности, говорят они. Лишь человек, чувствительный к стыду, способен в точности следовать предписаниям добродетели". "Человек, знающий стыд" - так говорят о человеке с высокими моральными качествами, о человеке чести. "Стыд занимает в японской этике то же самое место, что в западной этике отводится понятиям "чистая совесть", "исполнение Заветов Господних", несотворение греха".
Что же касается России, то некоторые граждане считают, что «В России, где встречаются Европа и Азия, наблюдается интересный феномен, когда люди впитывают в себя и "культуру вины" и"культуру стыда". Есть также граждане, считающие, что в России нет ни культуры стыда, ни культуры вины, а есть культура страха.»
С целью понять, что значат «стыд» и «вина» в русской культуре, я обратилась к толковым словарям.

«Стыд - чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. (СловарьУшакова.)»
«Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы - покраснение лица, опускание глаз и т. п.»(БСЭ)



они совсем уже стыд потеряли - завели себе очки

«Стыд, по наиболее точному определению Спинозы -"неудовольствие, сопровождаемое идеею какого-либо нашего действия, кот. другие, как нам представляется, порицают". Различие между С. и стыдливостью: С. есть неудовольствие, следующее за поступком, кот. нам стыдно; стыдливость же есть страх и боязнь С., препятствующее человеку допустить что-либо постыдное. Вл. Соловьев ("Оправдание труда") впервые указал, что С. не только отличит. признак, выделяющий человека из проч. животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы: стыдясь своих природных влечений и функций собствен. организма, человек тем самым показывает, что он не только природное существо, но и нечто высшее. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. и постепенного углубления самой стыдливости.» (Брокгауз и Ефрон)




Таким образом, понятие стыда хорошо разработано в русской культуре. Стыд - это эмоция, сопровождающаяся такими телесными коррелятами, как покраснение лица, учащенное дыхание, возникающая в результате осознания совершения действий, несовместимых с нравственно-моральными нормами, сформировавшимися как под влиянием общественных установок, так и под влиянием личных обстоятельств. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью. Стыд является регулятором и ограничителем человеческой деятельности, позволяющий соблюдать правила общественного и личного поведения.
Теперь посмотрим, что пишут словари про вину.
Вина - проступок, прегрешение, провинность.. || Ответственность за совершенный проступок. (Ушаков)
Вина (лат. culpa), юридич. термин, означает необходимое условие ответственности как гражданской, так и уголовной. Для наличности гражданской вины требуется: сознание совершенного и воля совершить именно то, что совершенно. (Брокгауз и Ефрон)
ВИНА - психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего (юридический словарь).

Как видим, здесь информации гораздо меньше. Но все же можно понять, что если стыд есть эмоция, то вина есть осознание, т.е. продукт сознания и мышления. Если стыд функционирует на бессознательном, рефлекторном уровне, то вина - на сознательном. Но осознание вины может вызывать чувство стыда, а также подавленное настроение, что все вместе можно назвать чувством вины. Чувство стыда преодолеть сложно, а вот с виной справится легче: надо покаяться в грехе - вас простят и вам полегчает. В связи с этим подразделение культур на «культуры стыда» и «культуры вины», да еще и с признанием последней высшей степенью добродетели вызывает у меня искреннее недоумение и кажется мне вполне расисткой. У западных людей что же, совсем стыда что ли нет? А восточные люди не осознают, хороши их поступки или дурны? Очень несправедливым представляется мне высказывание, что люди из «культуры стыда» совершили бы любой скверный поступок, если бы были уверены, что об этом никто никогда не узнает, а люди из «культуры вины» никогда не совершат неблаговидных поступков, потому что считают, что за ними наблюдает Бог. Чем, позвольте спросить, эти выводы подкрепляются? Собственно из наблюдений за японцами Р. Бенидикт могла бы сделать вывод, что их общество требует от них соблюдения гораздо большего количества правил, чем европейское, а не выдумывать, что они сами, без общества, не способны квалифицировать свои поступки на хорошие и плохие. А другие могли бы за ней всего этого не повторять.

Стыд формируется в раннем детстве и распространяется на небольшую часть нашей жизни. Так всех детей учат, что писать в штанишки и кровать стыдно. Это закрепляется, как рефлекс. Если кому-то делали операцию, и он вынужден был пользоваться уткой, он знает, как мучительно это бывает в первое время. При нарушении этой нормы человек испытывает стыд. Кстати, неверно, что чувство стыда есть не только у человека: оконфузившиеся собаки тоже переживают.




Многие люди стыдятся своей наготы, беспорядка в одежде, стыдятся проявлять свои эмоции, брать чужое, врать, просить. Стыд отличается от вины именно физическим коррелятом, дискомфортом, но он быстро проходит при исчезновении вызвавшей его причины. Стыд нельзя контролировать. А вина может ощущаться очень долго, но проходить при покаянии.

Я помню себя в возрасте 4-х лет. Я разбила бабушкину чашку. Никто об этом не знал, и я решила не говорить. Но ночью я не могла заснуть, вина терзала меня, какой-то внутренний голос говорил мне, что я совершила очень плохой поступок. Я разбудила маму, рассказала про чашку, она сказала, что это - ерунда. Помню это чувство облегчения и счастья. Думаете, я чего-то боялась? Нет. Меня никогда не наказывали, и я сама понимала, что разбитая чашка - это не самое страшное. Но молчать было неправильно - вот что я чувствовала. А стыд? Стыдно мне бывает очень часто и за себя и за других. Например, когда я вижу, что кто-то врет, поэтому мне трудно слушать выступления наших политиков.
Вот, казалось бы, каждый человек понимает, что такое стыд и вина, а вот надо огород городить про «культуры стыда» и «вины»

О высоком

Previous post Next post
Up