Мишель Фейбер. Багровый лепесток и белый.

Dec 03, 2011 22:09


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Мишель Фейбер - современный английский писатель (родился в 1960 году в Нидерландах, потом жил в Австралии, потом в Шотландии). Публикуется с 1998 года, имеет литературные премии. В Великобритании больше известен рассказами, хотя у него есть и романы. Пишет псевдоготику, пародии на современные романы и стилизации под Диккенса. По его огромному роману «Багровый лепесток и белый», который он писал 20 лет, в 2011 году вышел сериал. У романа есть небольшое продолжение - сборник рассказов «Яблоко», посвященных прошлому и будущему героев «Багрового лепестка».
http://lib.rus.ec/a/64634

«Багровый лепесток и белый» - огромный, большеформатный и на 900 страниц роман, посвященный викторианской эпохе. По-видимому, при его написании автор много сидел в архивах, потому что он полон бесценных сведений о самых разных сторонах быта того времени. Вместе с тем в романе имеется и внятный сюжет, что сегодня редкость.

В романе описывается один год из жизни семьи Уильяма Рэкхэма и проститутки Конфетки.
Уильям - сын владельца фирмы «Парфюмерное дело Рэкхэма». Его отец отошел от дел и хочет, чтобы делом занялись сыновья. На Генри надежды нет. Он чрезвычайно религиозный человек, блюдет обет целомудрия и бедности. Занят только мыслями о спасении души.

Уильям имеет семью: жену Агнесс и дочь Софию. Но и он не хочет заниматься делами. Ему хотелось бы быть писателем, но пока он ничего не написал. Уильям несчастлив в личной жизни. 8 лет тому назад он женился на небесном создании ангельской красы, но после родов жена тяжело заболела психически. Уильям вместе с неженатыми и беспутными друзьями ходит по проституткам. Однажды он встречает проститутку Конфетку, которая полностью выполняет все его пожелания. Он решает взять ее на содержание, но для этого ему нужны деньги. Уильям начинает заниматься делами фирмы. Через некоторое время ему удается добиться успеха. Вначале он поселяет Конфетку в отдельный домик, потом берет ее в свой дом под видом гувернантки для дочери. Тем временем жена его погибает. Конфетка же беременеет. За это Рэкхэм выгоняет ее из дома, хотя у нее уже случился выкидыш. В ответ Конфетка тайком забирает с собой Софи. Уильям остается один. К тому же, ранее погибает от пожара его брат. Так Уильям за год теряет всю семью.

Вот и весь сюжет. Но в романе все это изложено чрезвычайно подробно. Читатель может много узнать о том, в каких комнатах проститутки принимали клиентов, что они им говорили, что требовали от них клиенты. Много внимания уделяется тому, как и чем они, пардон, подмывались. Нам покажут, как часто они принимают ванну, и расскажут, как у них болит мочевой пузырь. Также можно узнать, что днем, когда не было клиентов, они спали до полудня, посещали кондитерские и развлекались.

Выходили специальные журналы для мужчин ("Лондонский жуир"), где были адреса публичных домов и описание девушек со всеми подробностями их телосложения.

Физиологических подробностей вообще очень много: герои писают в горшок и в кровать (спьяну, от болезни, по малолетству); у них болит живот, и они мучительно гадят; у них менструация, эрекция и поллюции; у них припадки, чахотка и их рвет.

Очень нравится автору описывать неприятные запахи, исходящие буквально от каждой части человеческого тела, от одежды, помещений.

Приятных же запахов меньше. Разве что это лавандовые поля, полюбоваться на которые один раз отправились Конфетка и Билл. Но даже розы, которыми Уильям украсил новый дом Конфетки, пахнут омерзительно, потому что у нее на них аллергия.

Еда тоже мерзкая - от нее тошнит.

Конфетка - интересная личность. Ей 19 лет, она рыжая, с пышными волосами. Она -высокая. У нее маленькая грудь. У нее сильная экзема, покрывающая ее кожу красными полосочками.

Ее мать - скверная женщина и содержательница публичного дома. Кто отец - неизвестно, но мать говорила, что он из ада. В детстве мать любила ночью сорвать с Конфетки одеяло, чтобы ей стало холодно, а когда девочка просила его вернуть, отвечала, что так и бог поступает с людьми. В 13 лет она продала ее мерзкому старику, и потом еще долго каждую менструацию заставляла имитировать потерю невинности. На вопрос, зачем она сделала из дочери проститутку, мать отвечала, что не хочет, чтобы дочь была лучше нее. Зато все свободное время мать посвящала чтению религиозных брошюр и вырезанию из них картинок со святыми, которые она наклеивала в особую тетрадь. В ее доме практиковали такие услуги, как бичевание клиентов. Так же большим успехом у клиентов пользовался секс с умирающими от чахотки девушками. Среди проституток Конфетка была исключением. Большинство из них занимались проституцией потому, что не хотели работать на фабрике. Они считали, что устают здесь меньше, а получают больше.

Конфетка делала в постели все, что желает клиент, собственно потому к ней и попал Уильям. Он хотел минет, а другие проститутки отказывались.

А еще она читала книги, могла поддержать разговор на разные темы, была очень вежливой. Умела экономить деньги.

Расслаблялась она тогда, когда тайно писала роман о том, как проститутка убивает мужчин. Конфетка ненавидела мужчин и считала их скотами, но вида не показывала.

Вот как ей удалось очаровать Уильяма. В поисках минетчицы он порядком напился, и когда дошел до комнаты Конфетки, то сразу уснул в ее постели. А утром проснулся и обнаружил, что обмочился. Но Конфетка его вымыла, просушила его одежду, ублажила и вела себя так, будто ничего не произошло, а он - настоящий принц (Принц-Засыха, как она его про себя назвала).
Впоследствии, когда он взял ее на содержание, она много помогала ему по его работе, давая дельные советы по рекламе и пр. Став гувернанткой, Конфетка сумела приучить шестилетнюю Софии к горшку, будя ее каждый день посереди ночи. В итоге девочка перестала быть такой забитой.
Конфетка пыталась помочь Агнесс, которую муж решил отправить в сумасшедший дом, да и Софии она украла, потому что без нее про девочку опять забыли бы, и она выросла бы еще более несчастной, чем ее мать. (А так мы знаем из книги «Яблоко», что Софи благополучно выросла в Австралии, вышла замуж за художника, родила сына, стала суфражисткой. Жила она деньги, которые оставила ей в наследство Конфетка. Вот только неизвестно, откуда деньги появились у Конфетки).

Вместе с тем, у Конфетки есть и свои слабости. Она не умеет шить, готовить себе еду, стирать и гладить - от бытовых забот проститутки были избавлены. Она не знает языков, не умеет музицировать. Ей жалко дать денег своей подруге-проститутке, хотя раньше она думала, что, как только разбогатеет, так станет делиться со всеми товарками. Теперь ей хочется деньги копить, и она рада, что подруга не просит взаймы. Ей хотелось бы влюбить в себя Уильяма навсегда, и она предпринимает слежку за ним и его женой, чтобы лучше понять обстоятельства их жизни. Вместе с Конфеткой мы попадем на концерты и в театры того времени.

Полной противоположностью Конфетки является Агнес. Она сирота. Вначале умер ее отец, потом появился отчим, потом умерла мать. Агнесс ненавидит отчима-лорда за то, что он перевел ее и мать из католической церкви в англиканскую. А Агнес очень нравилась месса, статуи святых, Мадонна, и особенно, святая Тереза. Она с ней даже разговаривала. Отчима Агнес стала считать самим Дьяволом. Он отдал ее в закрытую школу, о которой она потом вспоминала с удовольствием. Там девочек ушили языкам, шитью и танцам. Агнес ничего не знала о взаимоотношениях мужчин и женщин, о том, как появляются дети и даже о менструациях. Свои менструации она считала какой-то ужасной болезнью, наказанием за грехи и от всех скрывала. Сразу после школы ее выдали замуж за Уильяма. Всю беременность она провела в бреду. Агнес была уверена, что в ней поселился демон. Во время родов с ней случилась галлюцинация: она оказалась в Обители Святых Сестер, где почувствовала неземное блаженство. С тех пор они стали являться ей во сне. Со временем Агнес поняла, что Сестры - это ангелы, Обитель - Рай. Она стала читать оккультную литературу. У нее появилась своя сложная концепция о трех душах человека.
Ребенка она так и не приняла и не поняла, что родила. Чтобы не расстраивать больную, девочку никогда ей не показывали. С мужем она больше никогда не спала. Она почти ничего не ела, мало спала ночью и почти не выходила на улицу. Днем она лежала в постели.
Все же Агнес могла шить себе наряды и выезжать в свет. Главным событием ее жизни был Сезон - время, когда люди из высшего общества ездят на балы, в театры и в оперу. Интересно, конечно, что дамы шили себе наряды сами.

У нее часто болела голова, она по-прежнему принимала свои нерегулярные менструации за тяжелую болезнь, иногда у нее случались припадки. Перед припадком она начинала грубить людям, потом ее тошнило, потом она падала без сознания. Например, она сказала даме, которая к ней обратилась в театре, что та толстая, что у нее на подбородке волосы, что толстым нельзя носить атлас, и что муж у нее - противный. Один раз она изрезала все свои платья, чтобы нашить из них колибри: в журнале прочла, что их ненужных лоскутов можно сделать птичек.
Здесь сложно сказать, что у нее была за болезнь: эпилепсия, шизофрения. К тому же ей все время давали настойку опия и какие-то ядовитые лекарства.
Перед тем, как ее должны были забрать в сумасшедший дом, она успела сбежать из дома, сесть в поезд, но поезд попал в аварию, и она, скорее всего, погибла. Хотя с этим есть неясность.

Несмотря на то, что в романе описаны очень интересные дамы, главный герой все же Уильям. Он единственный персонаж, у которого автор пытается описать какие-то психологические состояния, а не давать характер как историю болезни или очерк из жизни дикарей. Уильям не злой, но вынужден подчиняться требованиям общества. Он любил Агнесс и любил Конфетку. Он проявляет заботливость, когда оборудует для Конфетки дом, он потакает капризам больной жены.
Он не хотел становиться дельцом, но ему пришлось делать все, чего он не хотел: впрягаться в фирму, выгнать Конфетку, отправить жену в сумасшедший дом.
Из сборника «Яблоко» известно, что он прожил еще 15 лет с новой женой, сильно не преуспел в жизни, детей у него больше не было. В свой последний день он вспоминал и Агнесс, и Конфетку, но больше вторую, потому что она была женщиной его жизни.

Весь роман - отсыл к "Джейн Эйр" и к другим произведениям 19 века. По-видимому, в 2-х героинях автор пытался отразить противоречия викторианской эпохи, и в особенности, положение женщин, хотя зачем ему это понадобилось в 21 веке, я не знаю. Может, феминисткам хотел понравиться?

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up