В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
Для описания одежды, прически, внешнего вида в целом и стиля поведения моего посетителя лучше всего подходило слово «небрежность».
- Ну-с, голубчик, присаживайтесь поудобнее и рассказывайте, чем я могу Вам помочь - приветствовал я его.
- Помочь? Мне? Ни в чем, и незачем.
- А зачем Вы, осмелюсь осведомиться, пришли ко мне на прием?
- Жена попросила.
- Но Вам это не нужно?
- Нисколечко. Но я за это вытребовал у нее целый месяц без мытья посуды! - победно сообщил посетитель.
- А в чем, все-таки, разногласия?
- По вопросам воспитания детей.
- У вас их много?
- Нет, ну ведь будут когда-то. Я уже все обдумал, как сделать так, чтобы они выросли счастливыми людьми. Ведь это - основная задача родителей?
- В принципе согласен, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Так в чем состоит Ваша теория?
- Так вот, к понятию «счастье» люди подходят слишком примитивно. Точнее, не учитывают, что это - не объективное, а субъективное понятие, и то, что одному кажется верхом счастья, для другого - просто ужасно.
- Спорить не буду - кивнул я головой, вспомнив разнообразнейшие извращения, с которыми меня свела клиническая практика.
- Если сравнить уровень жизни, которые есть сейчас и который был всего несколько сотен лет назад, то кажется, что сейчас все должны просто помирать от счастья, тогда как счастливых людей больше не стало. А все почему? - с важным видом поднял указательный палец мой оппонент.
Я подавил естественное желание ответить «А по кочану»
и спросил «Почему?» со всей заинтересованностью, которую смог изобразить. Мой собеседник посмотрел на меня с видом победителя и продолжил:
- А потому, что ощущение счастья - это не от хорошего уровня жизни, а от улучшения уровня жизни! Когда человек еще молод, в нем закладывается точка отсчета, какой уровень жизни считать обычным, и он относится к нему как к нейтральному. А потом, когда уровень зафиксирован, улучшение жизни он сопровождает ощущением счастья, а ухудшение - несчастья!
- И что из этого следует? - спросил я его с нежными интонациями, с которыми обычно говорят с младенцами и идиотами.
- А то, что для того, чтобы человек был счастлив, нужно, чтобы в детстве его жизнь была как можно хуже. Чем хуже он живет, чем больше его ругают и даже колотят - тем больше его жизнь улучшается в дальнейшем, и тем больше он счастлив.
- Вы, я так понимаю, физик? - спросил я его.
- Да, а как Вы догадались?
- Типичное именно для физиков сочетание чрезмерно сложных логических построений с желанием проверить их на практике.
- А какое, собственно, для Вас имеет значение, кто я?
- Понимаете ли, разным людям нужны разные аргументы. Например, математик бы вряд ли снизошел до вопросов экспериментальной проверки своих умозаключений. С ним бы мы подробно разобрали всю цепочку логических построений, выяснили, насколько каждое из них точно, и пришли к выводу, что окончательный вывод из-за накопления неточностей и допущений вообще не имеет никакой ценности. С гуманитарием бы мы обсудили культурные стереотипы разных обществ и эпох по отношению к воспитанию детей и то, как с ними связаны социальные и экономические особенности жизни. Что же касается физиков… Понимаете ли, ведь можно сказать, что моя задача - делать своих пациентов счастливыми людьми. А Вы еще так молоды - проговорил я, потихоньку доставая из ящика стола подаренную самим ИУИ складную трость.
Посвящается Истинному Учителю Истины.