Татьяна Устинова. «Неразрезанные страницы».

Nov 10, 2011 20:53


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Подсунули мне тут новый роман Татьяны Устиновой. Давненько я ее не читала.
Как известно, российский детектив держится на трех китах, вернее, китихах: Донцовой, Марининой и Устиновой. У каждой из писательниц свой конек: Донцова, или бригада авторов, пишущих под этим брендом свой бред - это иронические детективы, т.е. они снабжены бородатыми анекдотами, превращенными в эпизоды; в романах Марининой есть мораль, а также философствующие пресмыкающиеся, птицы и минералы, разъясняющие тупым читателям смысл происходящего; у Устиновой - большая и светлая любовь с небольшим количеством эротики.

Ну, за любовь!

Так как читаю Устинову раз в несколько лет, то каждый раз обнаруживаю изменение ее жизни к лучшему. Раньше ее героинями были скромные библиотекарши, чертежницы или учительницы, обитающие в хрущебах Гольянова-Бирюлева. Теперь это знаменитая писательница и заместительница генерального директора крупного издательства. Живут они в центре в огромных квартирах. Ездят на дорогих машинах. Растут люди!

Раньше это были истории золушек, которых вдруг полюбили богачи. Теперь у нас любовь равных или даже ОН занимает менее важную должность, чем ОНА. Это же почти революция!

Но кое-что остается неизменным. Героиня нехороша собой, но в ней есть что-то такое невыразимое, из-за чего мужчины сходят по ней с ума.

В «Неразрезанных страницах» знаменитую писательницу-детективщицу, Маню Поливанову, любит гениальный писатель, которого печатают в самом Париже, а в заместительницу генерального директора издательства «Алфавит», Катю Малахову, влюбляется пусть ее подчиненный, но зато двухметрового роста и красавец.

Собственно детективная линия. Двухметровый красавец попадает в СИЗО по обвинению в убийстве знаменитого телеведущего. Поливанова, Малахова, гениальный писатель Алекс, журналист газеты, отставной милицейский полковник его вызволяют, найдя настоящих убийц.

В процессе расследования они посещают элитный поселок «Барские угодья», очень дорогой ресторан «Трюфель», очень дорогой бутик на Петровке ( джинсы - по 18 тыс. руб, но писатель купил, не моргнув глазом!), элитный фитнес-центр. Из демократичных мест - только книжный магазин «Москва», да и то беседа происходит в кабинете директора. В детстве героиню водил в этот магазин ее дед. «Вот дед удивился бы узнав, что его внучка дружит с директором ЭТОГО магазина!»

Алекс знакомится с певицей из Третьей фабрики Фией и ее бывшей подругой из конкурирующей группы. Между делом выясняется, что на самом деле этих девушек зовут совсем не так, а в Москву они прибыли откуда-то типа Кривого Рога. Вот в этих криворожчанках и есть все зло! Понаехали тут. Поливанова, например, коренная москвичка. А эти еще вчера жили черт-те где, а сегодня понты давят.

Да и не только эти фабричные певицы. Знаменитый певец Романов на самом деле Затыкин и уроженец Барнаула, убитый телеведущий - с Волги.

Вот отсюда и ноги растут. Бывшие никто вообразили себя элитой, тратят на демонстративное потребление большие деньги и ради поддержания своего уровня жизни готовы на все. А вместе с тем, они остались такими же, как были в этих своих Кривых Рогах.

Зачем они, например, селятся в элитных поселках? Да потому что там им все напоминает родной дом в Малых Козлищах, откуда они все приехали. У них есть потребность демонстрировать друг другу новые покупки и сплетничать о том, кто с кем спит.

Приличные люди давно тихо живут в Париже в квартирке, где внизу булочная, где вечная толчея, где толстая хозяйка по имени Жизель. Там месса в соборе Сан-Северин, там необыкновенные колонны, похожие на стволы гигантских пальм. Там вдоль набережной Сены выгуливают собак пожилые француженки в фиолетовых кудрях и лохматые студенты с Левого берега в клетчатых шарфах. А эти что? Ну, построил телеведущий дом из стекла для своей любовницы в «Барских угодьях», а она говорит, что здесь сплошные голодранцы по соседству, и ей надо дом в поселке, который строит миллиардер Прохоров. Каких же денег на это хватит?

Телеведущего Сергея Балашова, по всем повадкам напоминающего Сергея Доренко, убила, правда, не алчная любовница, а его сотрудница. Эта девушка воровала у него деньги. Он ее выгнал. Но дело было не в этом, а в том, что он мог рассказать о произошедшем ее отцу. А отец тогда отправил бы ее домой, в Харьков. А Харьков - это хуже смерти. Девушка была дочерью миллионера певца Романова (бизнес, заводы, дома, пароходы, и конечно, благотворительность, а не только песенки). Он давно развелся со своей первой женой, но подросшую дочь взял в Москву, купил квартирку, машину, устроил на работу. Но денег давал трагически мало! Всего три тысячи долларов в месяц. На эти деньги не поедешь на Лазурку, а только в Турцию. Все на «Кайенах», а она на дерьмовой немецкой тачке! Вот она и подворовала. Эта девушка и организовала убийство и подстроила так, чтобы посадили другого человека.

Читатель рад. Он давно подозревал, что все именно так и обстоит на самом деле. Вот они, эти «звезды» из Больших Козлищ и Кривого рога!

Кроме разоблачения истинного происхождения звезд, Устинова еще разбирается с мифом, что держать себя в форме - важнейшая задача каждой женщины. Вот Катя ходила в фитнес-центр, а что там хорошего? Наглая тренерша, заносчивые дамочки без возраста, тупые красавцы в белых шортах, пытающиеся затащить в койку. Важнее поднятия железок и приседаний - бутерброд с колбасой, разговор с подругой про любовь, телефонный разговор, который ждешь. И что лишние 12 кг? Зато ее полюбил хороший человек, которого она спасла от тюрьмы. А вы со своими железками удавитесь от зависти!

В романе затрагиваются также и писательские проблемы.

Если верить Устиновой, то писатели - настоящие звезды. У Поливановой, где бы она ни появилась, простые люди берут автограф, а гениального писателя Алекса знают в лицо все эти певицы и прочие постоянные посетители ресторана «Трюфель». И делают вид, что читали его книги. Даже метрдотель его узнал. А это вам - не жук начхал на скатерть.

У Поливановой с Алексом сложные отношения. Он ее любит, но боится зависимости, потому что неврастеник. Она его любит, но боится навязываться. Он в Париже, а она не может к нему поехать, потому что все деньги потратила на строительство загородного дома. Но строит не для себя, а для тети, которой во всем потакает. Она - добрая душа, всем помогает. Например, просто не может отказать людям с телевидения, приглашающим ее на передачи. Из-за несчастной любви Поливанова не может писать новый роман, который так ждут читатели. Она переживает творческий кризис. Но, наконец, все утряслось. Они снова вместе, а она начинает писать.

Устинова описывает издателей, как милейших людей. Генеральный директор издательства «Алфавит» - просто мать родная. Носится с писателями, как с детьми малыми. И ее заместительница Катя - тоже. Странно, а у Марининой и Пелевина издатели - страшные люди. Повезло Устиновой с издателями.

А издателям - с Устиновой. У нее не бывает творческих кризисов. Так что скоро порадует новым романом.

А, да! «неразрезанные страницы» - это наша жизнь, потому что неизвестно, что будет дальше. Такая, знаете ли, глубокая мысль.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up