Александра Маринина. «Смерть как искусство». Книга первая «Маски». Книга вторая «Правосудие».

Oct 01, 2011 20:10


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

В начале романа Каменской дают заказ расследовать покушение на убийство худрука театра «Новая Москва» Льва Богомолова. Кто-то ночью подстерег его около дома и сильно ударил по голове. Он не умер, но в коме. Частное расследование хочет провести его родственник. Одновременно, разумеется, ведется официальное расследование. Тут, как в нескольких последних романах Марининой, следуют нудные разговоры о старости, о том, что жизнь не кончается в 50 с лишним лет (ну, то есть не совсем кончается), а также о сложностях во взаимодействиях частного сыщика и милиции.

Расследование со стороны милиции ведет очередной необычный милиционер Антон Сташис. У него погиб отец, потом выбросилась из окна сестра, потом повесилась мать, потом он женился, а его жену случайно застрелил пьяный прохожий, оказавшийся крупным бизнесменом. Осталось двое детей, но за ними взялась ухаживать жена убийцы (с ним она развелась, а имущество разделили), чтобы искупить его вину. Она богатая и красивая, но милиционер не воспринимает ее как женщину. К чему это нагромождение несчастий и благородная жена богача, ума не приложу.

Одновременно за историей расследования следят вечные Камень, Ворон, Змей, Ветер из волшебного леса, задолбавшие читателя в трилогии «Благие намерения». Полромана посвящено их сложным взаимоотношениям. Если кто помнит, то Камень у них философ, Ворон простак, но умеет проникать в любую точку пространства и времен, Змей полон житейской мудрости, Ветер путешествует. Они часто собираются вместе, т.е. около Камня и беседуют. Ворон ревнует Камень к Змею. Мало этих странных персонажей - появился еще Театр и Кот. Кот Гамлет провалился сквозь пространственно-временную дыру в Вечный лес. Хозяином кота был пожилой актер театра «Новая Москва». Он умер незадолго до покушения на худрука. Кот оказался на улице, заболел и провалился. Вечные звери и минералы его лечат. Подробно описана методика лечения кота и меню для кастрированного животного. Очень познавательно. Кот хочет знать о том, что происходит в театре. Ворон летает туда и рассказывает остальным, как продвигается расследование.

А Театр существует без них. Он тоже много рассуждает, но больше о театральном искусстве. И еще он очень осуждал сыщиков за то, что они ходят по сцене в уличной обуви. Так нельзя делать!

Спрашиваете, зачем в детективе вся эта дичь? Не скажите: получилось целых 2 тома вместо одного, а, значит, и денег больше автору досталось. К тому же, благодаря этим героям, Марининой удалось высказать то, что она думала про «Гамлета», «Дядю Ваню» и про кошек. Ничего особенного, кстати, - банальности.

Теперь к собственно детективу. Всю первую книгу Маринина описывает, как устроен театр, и чем помреж отличается от ассистента режиссера и пр. Ну, очень запутанно! Единственно, не имеет никакого отношения к сюжету. У изувеченного худрука в театре было много врагов. Он там относительно недавно. Прежний худрук был авангардистом, а Богомолов ставил классику. Одушевленный Театр, кстати, этим возмущался. Директор театра мог желать ему смерти, потому что раньше он сам распоряжался финансами, а Богомолов взял дело в свои руки. Потом там был приглашенный режиссер, который тоже хотел бы стать худруком. Были мелкие конфликты с разными артистами. Вначале Каменская во всем этом запуталась, потому что актеры все очень драматизировали и много врали неизвестно зачем. Кот потом объяснил, что они так поступали потому, что они, как дети - такова специфика профессии.

Но тут ей помог Сташис. Он обладал способностью распознавать ложь по голосу. Еще Сташис все записывал и планировал. Маринина считает, что составление плана и следование ему способно помочь выжить в любой ситуации и смягчить любое горе.

Богомолова прибили, когда он стал ставить современную пьесу «Правосудие». Ее написал журналист Лесогоров. Под пьесу дал деньги спонсор, лично обязанный журналисту. Отказаться от этих денег театр не мог. Журналист странно себя вел. Он поселился при театре, ходил на все репетиции, но было такое впечатление, что пьеса не дорога ему сама по себе, а нужна для чего-то еще. Так, он легко соглашался с любыми изменениями в тексте. Особенно много замечаний делал молодой артист Никита Колодный, играющий убийцу. Он говорил, что мотивировка действий его героя неправдоподобна. Казалось бы, ясно, что все дело в пьесе, но эта мысль дошла до сыщиков только во втором томе, после того, как автора пьесы убили в его комнате во время спектакля «Макбет».

Теперь пьесу «Правосудие» можно было не ставить. Получалось, что оба преступления совершили, чтобы сорвать постановку пьесы.

В пьесе описывалась следующая история. Молодая женщина замужем за 60-летним бизнесменом. У него была мать, которая болела. Вначале бизнесмен держал ее в частной больнице, а потом перевел в обычную клинику. Она там умерла. Жена обвинила мужа в смерти свекрови и стала всем рассказывать про его бессердечность. Он запил и отравился, оставив предсмертную записку, распечатанную на принтере. Но в милицию проступил звонок, что его убила жена, а доказательства - на ее флешке. Произвели обыск, нашли флешку, а там - несколько вариантов того письма. Жену посадили. Но убила не она, а герой, которого должен был играть Колодный. Это было во второй части пьесы. Он мстил жене. Она когда-то сбила на машине его любимую женщину, дала взятку ГИБДД и не хотела давать деньги на лечение. Убийца пришел просить денег у мужа. Тот тоже не дал, но рассказал про смерть матери и свои переживания. А убийца его отравил (у него был при себе яд), распечатал предсмертную записку, потом дома изготовил тексты на флешке и подкинул ее в офис, где работала жена.

Далее выяснилось, что история с флешкой была настоящая. Покойный журналист был знаком с одним следователем, который хотел написать книгу об интересных уголовных делах, но не успел - умер. Черновые материалы достались журналисту. Там он и нашел дело о флешке. Следователь был расследованием недоволен и подозревал, что женщину подставили. У него были на этот счет соображения. Там была запись, что следы ведут в театр «Новая Москва»: консьержке из дома, где жил писатель один посетитель дал билеты в этот театр. Посетитель шел в квартиру убитого за несколько дней до преступления. К сожалению, эта женщина вскоре умерла и допросить ее не удалось. Обвинили жену. Вот Лесогоров быстренько состряпал пьесу, обратился за деньгами к спонсору, и так проник в театр. Он надеялся сам найти настоящего убийцу.

Теперь оставалось ознакомиться с обстоятельствами настоящего уголовного дела, которое вел несостоявшийся писатель. Там было все, как в первой части «Правосудия». Нашли адвоката осужденной. Он рассказал, что все свидетели были против его подзащитной. На ее стороне выступила только одна женщина. Причем, они были в ссоре. Подзащитная - Светлана - просила адвоката найти у нее в доме некое украшение - подвеску в виде пентакля, вернуть бывшей подруге, извиниться за нее и попросить помощи. Он так и сделал, но подвески не нашел. Все же он съездил к подруге, которую звали Вероника, и объяснил ситуацию. Она согласилась выступить. На суде она говорила, что Светлана любила мужа, но ей не поверили: слишком многие показали, как жена ругала мужа последними словами.

Сыщики пришли к Веронике, а она оказалась женой актера Колодного. Получается, что это он связан со всей этой историей, но как?

Выяснили, что на него и его родных никакой автомобиль не наезжал. Светлана тоже ни на кого не наезжала, а вот ее у отравленного мужа была одна неприятная история. У него на стройке погиб рабочий, семье которого не заплатили компенсации, свалив вину на неосторожность самого погибшего, а это была неправда. Тогда решили проверить телефонные переговоры Колодного и нашли, что он звонил дочери этого рабочего.

С помощью некоторых приемов Колодного разоблачили. Это он убил 2-х человек.

А началось все с того, что Колодный влюбился в Веронику. Вероника была очень суеверной. У нее был талисман - пентакль, который приносил счастье. Она одолжила его подруге Свете. Той сразу удалось выйти замуж за богатого, но пожилого человека по фамилии Леоничев. Вероника стала просить пентакль обратно, но Света его не отдала. Они поссорились. Из-за этого Вероника впала в депрессию. Колодный тоже ездил говорить с Светланой, но она на него наорала. (Это в тот раз он дарил консьержке билеты). Потом он решил поговорить с ее мужем. Он сделал это в тот день, когда к Леоничеву приезжала дочь погибшего рабочего. Она уже не первый раз просила у него денег, но он ей отказывал. Дело в том, что он разорился, и денег у него попросту не было. Именно поэтому Леоничев и перевел мать из частной клиники в районную. Но он скрывал свое материальное положение потому, что боялся, что молодая жена от него уйдет. А жена боялась, что муж ее прогонит. Она выросла в бедности, а тут ей повезло, муж сделал ее модным дизайнером, у нее было свое дело, но она в себя не верила. А вдруг все кончится? Когда-то мать ей сказала: «Мужчину можно к себе привязать, сделав его виноватым». Вот Светлана и ухватилась за историю со смертью свекрови, чтобы внушить мужу чувство вины.

Леоничев начал пить. Когда Ольга - дочь рабочего - стала просить у него денег (а она решила, что если откажет, то отравить его), он ей опять отказал. Она и подсыпала ему таблетки во фляжку с коньяком. Записку распечатала. Сама же вышла на улицу и стала плакать на скамейке. Тут как раз подошел Колодный, увидел покойника, испугался, выбежал и на скамейке нашел Ольгу, которая ему все рассказала. Далее он разработал план с флешкой, верно описанный в пьесе, а также он нашел пентакль и вернул его Веронике. Флешку подкинула Ольга. Их никто не видел в доме Леоничева в день убийства, потому что консьерж смотрел хоккей.

Светлана села в тюрьму, Вероника и Колодный поженились, а тут в театре объявился журналист со своей пьесой. Про месть и деньги он угадал случайно. Почему Колодный не убил сразу проныру-журналиста, который один мог его разоблачить, а решил начать с худрука - это загадка.

Вечные звери и Камень вернули кота Гамлета в театр.

Сюжет, по-моему, дикий. Маринина пишет, что разные бывают мотивы для убийства, и далеко не все убийцы умны. Наверное, она права. Читатели тоже далеко не все умны, а то не стали бы больше читать Маринину. А вот читаем.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up