В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
Однажды несколько древнегреческих философов заспорили об идеальном обществе. Свистидимокл осушил чашу, занюхал ее рукавом хитона и сказал: «Совершенно очевидно, что устройство нашего общества идеально, и далее все так же будут ловить рыбу и давить виноград, и так же будет устроено общество, и лишь в области философии прогресс будет неостановим!»
На это Трепон возразил: «Нет, ты не совсем прав. Даже горшечники иногда что-то придумают, то новые виды амфор, то более удобные светильники. Говорят, на Крите вывели каких-то особо крупных гусей. Даже у виноградарей и рыболовов есть какие-то усовершенствования. Поэтому я думаю, что эти изменения, накапливаясь миллион лет за миллионом лет, приведут к тому, что и наши жилища, и наш быт, и труд рабов значительно усовершенствуются, и лишь устройство общества останется неизменным - граждане по-прежнему будут собираться и решать все вопросы общим голосованием, а те граждане, у которых по бедности нет рабов, будут получать хлеб и деньги за то, что смотрят театральные представления».
Тут Оптимистоген откупорил новую амфору, поскреб лысину и заявил: «А я считаю, что и общество тоже будет усовершенствовано!»
«Это каким же образом?» - ехидно спросил Непиздимосфен. Тут Оптимистогена понесло:
- Вот возьмите тех же животных и рабов, которые работают на людей. Ну, со скотиной все понятно - тут ничего не поделаешь, но рабы могли бы меньше доставлять хлопот людям. Вот сейчас - следить надо, чтобы не сбежали, работу давать, указывать, что делать, ухаживать чтобы не сдохли! А уж как они дороги!
Философы поцокали языками, но Оптимистоген все не унимался:
- В совершенном обществе рабы не будут доставлять людям столько хлопот, а сами будут организовывать свою жизнь и следить, чтобы они хорошо работали!
«Это каким же образом?» - еще раз ехидно спросил Непиздимосфен.
- Для этого нужно, чтобы рабы не болтались у граждан под ногами, а организовали свое рабское государство!
- А какая тогда от них будет польза, если они не будут у нас работать? - встрял в разговор туповатый Домкрат, который был славен тем, что по глупости периодически выдавал такие перлы, что не знавшие его считали их верхом остроумия и парадоксального мышления.
- А они нам деньги будут давать!
- А как их заставить, если у них свое государство? Придется их завоевать и обратить в рабство, тут и трындец их государству настанет.
- А мы их обманем!
- Это как?
- А заявим, что у нас теперь есть союз государств, и типа все равны, но так как северных варваров больше, то вроде как они должны за все отвечать. Потом у них денег в долг возьмем. Потом заявим, что отдавать нечем, но если они нам старые долги не простят и еще денег в долг не дадут, то мы из союза выйдем, на радость Персии. Вот так они на нас добровольно работать и будут! А еще будут к нам ездить на Парфенон смотреть, а мы им в тавернах все втридорога продавать будем!
- Не, ты скажешь - как в Эгейское море пернешь! - ответил Непиздимосфен. - Ну сам подумай - как такие дураки могут быть, даже среди варваров?
Философы заржали. Оптимистоген хотел от позора броситься на меч, но вспомнил, что он пропил его еще позапрошлой осенью. А философская беседа переключилась на более интересную тему: «почему коровы не летают?»