Боннэр. Послесловие

Jun 19, 2011 20:38


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

Сегодня скончалась Елена Боннэр. Ей было 88 лет. Умерла в США, там, видимо, кремируют, прах захоронят в могилу ее второго мужа, академика и знаменитого диссидента Андрея Сахарова.
Мы ничего не знали бы об этой женщине, если бы она не была женой Сахарова.
Мнения о покойной очень разные. Вот это - из книги Н.Н. Яковлева. Ну очень смешно. Особенно мне понравилось, что правительство выпустило в Израиль детей Боннэр, потому что иначе жена бы его забила академика до смерти. Он уже совсем одичал из-за ее побоев.
Н.Н. Яковлев был, кстати, сын маршала авиации, историк, родился в 1927, умер в 1996, похоронен на Новодевичьем кладбище. А Сахаров только на Востряковском.
http://cupol.livejournal.com/997751.html
А это воспоминания сына Сахарова. Обижаются его дети на нее.
http://yablor.ru/blogs/moego-otca-svela-v-mogilu-elena-bonner/1672953
Это она сама о войне вспоминает.
http://www.snob.ru/magazine/entry/17734
Вы кому больше верите? Я тому, кто лучше пишет. В данном случае - ей. Ведь видно, что она любила этого мальчика, сына Багрицкого. А кто с кем на войне спал - какое до этого дело Николаю Яковлеву? И история с любовником, который убил жену. Я сама знала одну Люсю, у которой был такой же любовник. Только она его дождалась из тюрьмы, и вышла за него замуж, родила 2-х детей, а потом они развелись, а потом она погибла. А он жив, женат и у него есть еще дети, и от убитой жены были. Люсю в поступке ее мужа никто не упрекал. Хорошая была женщина.
А отношение к чужим детям… Каждый из вас, наверное, знает такие истории, причем, изложение зависит от того, на чьей вы стороне. Если мачеха ваша родня или подруга, то рассказ будет один, если нет, то другой. Женщины редко любят чужих детей, увы. Стараются перетянуть ресурсы на своих детей.






О влиянии Боннэр на Сахарова. Не похож он был на человека, который сильно поддается влиянию. Он ее любил, это да, и они были единомышленниками.
А вот к Сахарову у меня претензий больше. Весь этот цирк с голодовками за права Боннэр и ее детей - я никогда не понимала, при чем тут правозащитная деятельность? Он боролся за свои права: ему было обидно, что он не имеет достаточного влияния, чтобы добиться того, что нужно любимой женщине. Это очень по-мужски. А вот эти его завиральные идеи с мировым правительством, с разделением СССР, с новой конституцией,с мирным сосуществованием, с конвергенцией… И он позволял использовать свое имя кому угодно, не вникая, по-моему, в их цели.
Боннэр до последних дней имела ясный ум. Продолжала протестовать, требовала Путина к отставке. Все же ей не откажешь в проницательности.
Вот отрывки из ее последних интервью.
«Мы всякое явление растягиваем во времени. Интеллигенция - слово, как известно, середины аж XIX столетия, интеллигенция прекрасно расцвела в своих идеалах в ХХ столетии, но говорить сейчас об интеллигенции не время. Интеллигенции давно нет, есть грамотный, профессиональный образованный слой населения. Есть люди просто удачливо богатые. Есть воры, много-много-много воров. Те, кого мы называем сегодня интеллигенцией, есть во всех этих слоях. У воров их тоже много».
«Я по старости уехала, и мне нехорошо тут, не подумайте, что мне нехорошо быть с детьми или еще что-то. Мне уютно, все нормально, и я не дома, я хочу домой, но сил на это у меня нет. Кроме того, я вам скажу про мое поколение правозащитников. Все-таки другие задачи были и, действительно, были неполитические задачи, а сегодня они могут быть и политическими».
«Пока я воспринимаю Обаму как красивого молодого человека, очень амбициозного и болтливого, демагога, пришедшего под лозунгом перемен и набравшего свой кабинет, правительство и Белый Дом почти полностью из людей Клинтона - еще одного демагога и трепача. Поэтому лозунг «Перемены!» я воспринимаю пока что как пустой звук, а дальше - посмотрим. Убили кучу денег на инаугурацию. Она сама своей пышностью у меня не вызвала раздражения, хотя на фоне криков о кризисе и очередного обвала рынка, все это выглядит странно. И первые недели Обамы пока у меня оптимизма не прибавили. А назначение министрами людей, недоплачивавших налоги, как-то выглядит странным. Я полагала, что это серьезное нарушение в плане юридическом, но и не меньшее в плане нравственном.
Но самый интересный вопрос вы мне так и не задали!
- Какой же?
- Самый интересный и больной для меня вопрос - вопрос Израиля!
- Но сейчас обстановка на Ближнем Востоке стабилизировалась, поэтому я вас об этом не спросил…
- Ну, стабилизация там - это одна видимость. И у меня к Вам встречный вопрос, к вам, живущему в Европе. «Как случилось, что все, погрязли в антисемитизме, который имеет более массовое и более глубокое распространение, чем было в 1940 году?» И нет почти никакого мало-мальски заметного движения против антисемитизма и в поддержку Израиля. Это - вопрос к Европе, но и к Америке тоже. Я не знаю, когда они будут каяться - через полвека или еще позже. Если в Германии 30-х - 40-х годов многие люди от страха делали вид, что они фашисты, (как в СССР притворялись активными строителями коммунизма), но активными фашистами были далеко не все, то сегодня эта человеческая активность перехлестывает 1934 год. Вот самый главный вопрос для Европы, а совсем не тот - был ли Ельцин хорошим или нет. Какая разница? Ушел человек из жизни и все!».

Что неверно? Она откровенный человек. Она любила своих детей и сделала для них все, что могла, она помогла Сахарову стать не просто секретным советским физиком, а фигурой мирового масштаба, продлила его молодость. Может, он этого и хотел? Может, он скучал? Ведь творческий период ученого не такой большой. Говорили бы столько о Сахарове, не будь он правозащитником?
Она опубликовала стихи своей первой любви, Севы Багрицкого, и, благодаря ей, о нем помнят. Она любила людей своего поколения, фронтовиков. Она любила людей своей нации. Она работала врачом. Она не была теплой - она была горячей. За это ее и любил академик Сахаров.

копия на автономе : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1418

Некролог

Previous post Next post
Up