Умберто Эко. Вечный фашизм.

Apr 17, 2011 20:42


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

http://www.nationalism.org/library/science/ideology/eco/eco-ur.htm

В этом эссе Эко дает основные признаки фашизма, объединяющий итальянский, немецкий, греческий, испанский и другие фашистские теории.

В самом общем виде фашизм - это правая диктатура.
Теперь по существу. Для фашизма как идеологии Эко использует термин «ур-фашизм», т.е. «вечный фашизм».

1. «Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.
В средиземноморском бассейне народы разных религий (все они с равной толерантностью были допускаемы в римский Пантеон) искали откровения, явленного на заре истории человечества. Это откровение испокон веков таилось под покровом языков, чей смысл утратился. Откровение было вверено египетским иероглифам, кельтским рунам, а также священным, доселе не прояснённым памятникам азиатских религий.
Эта новая культура неизбежно оказывалась синкретичной. Синкретизм - это не просто, как указывают словари, сочетание разноформных верований и практик. Здесь основа сочетаемости - прежде всего пренебрежение к противоречиям. Исходя из подобной логики, все первородные откровения содержат зародыш истины, а если они разноречивы или вообще несовместимы, это не имеет значения, потому что аллегорически всё равно они все восходят к некоей исконной истине.
Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные словеса».
2. «Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden - "Крови и почвы". Отрицание современного мира проводилось под соусом отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) - духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм».
3. «Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание - немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов - рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей».
4. «Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство».
5. «Несогласие - это ещё и знак инакости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме».
6. « Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов».
7. «Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. К тому же единственное, что может сплотить нацию, - это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Сочлены должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии».
8. «Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой… в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника».
9. «Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть - и будет - уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.
Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие».
10. «Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.
Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.
Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой - подчинённых.
Тем самым укрепляется массовый элитаризм».
11. «Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм - это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было: Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других».
12. «Поскольку как перманентная война, так и героизм - довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол - это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis».
13. «Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются - часть за целое, pars pro toto - играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный».

Для чего я все это привела? Для того, чтобы попробовать понять, много ли общего у фашистской и коммунистической идеологии, как нас пытаются убедить последние 25 лет. Для меня это всего на 3 года меньше, чем период, когда мне это не вбивали в голову с утра до вечера всеми способами пропаганды, а те, кому 25-29 (да и 32 года) лет ничего другого и не слышали и не помнят. Вы только подумайте: сколько уже народа на этом выросли! Говорят, что в основном человек вырабатывает для себя основные идеологические воззрения к 20 годам. Я начала слушать разоблачения в 27 лет - возможно, потому они и не подействовали. Но те, кому было до 20 лет в 1985 году - это уже их идеология. Плюс конформисты и те, кому любая идеология по барабану. На самом деле очень большой процент населения абсолютно уверен, что коммунизм и фашизм - это одно и то же.
А теперь посмотрим, что же общего что разного? Конечно, Эко тут не Святое Писание, но все же.
Различия.
1. Фашизм имеет своим идеалом традицию, прошлое, коммунизм имеет своим идеалом будущее, он настроен не на восстановление утраченных ценностей, а на придумывание новых.
2. Фашизм уважает мистику, иррациональное. Коммунизм против всего иррационального, мистического. Идеология коммунизма - это непосредственное продолжение идей Просвещения.
3. Фашизм подозрительно относится к наукам. Коммунизм создавал культ науки и знания.
4. Фашизм замешан на расизме. Коммунизм замешан на интернационализме.
5. Фашизм опирался на средний класс. Коммунизм опирался на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию.
6. У фашизма - культ мужественности. Место женщины на кухне. У коммунизма - полное равноправие полов.
Итак, прошлое - будущее, традиция - новаторство, иррационализм - рационализм, расизм и национализм - интернационализм, средний класс - рабочие, крестьяне, интеллигенция, неравенство полов - равенство полов. По-моему, это очень большие различия. И тут еще важно заметить, что Эко упустил самый «пустячок» - имущественное неравенство, распределение общественного продукта, эксплуатацию человека человеком.
Общее.
1. Некритичность по отношению к себе. Несогласие рассматривается как предательство.
2. В ходу были теории заговора.
3. Идея борьбы до победного конца.
4. Культ героев.
5. Организация общества по иерахической (милитаристской) модели.

Еще общее из неназванного - обе идеологии опираются на самые широкие слои населения. Обе стараются хотя бы внешне привлечь как можно больше людей к совместной работе на всеобщее благо. Отсюда - массовое членство в партии, устройство больших народных праздников, парадов. Формирование отношение к государству как к своему государству. Государственный патернализм. Ну, и диктатура по крайне мере впервые годы советской власти, т.е. силовое устранение противодействия своим планам, широкое государственное насилие.

И одно свойство фашизма я не смогла сопоставить с коммунизмом. Это вождизм. Коммунизмом он осуждался, но реально существовал.

Я бы сказала, что роднит 2 идеологии только то, что они обе осуществлялись во враждебном внешнем окружении и большой внутренней оппозиции. Отсюда вся эта милитаристская направленность. Но разве в этом они ошибались? Их действительно ненавидели, против них боролись. Такая реакция естественна.
Я бы сказала, что различия носят фундаментальный характер, а сходство обусловлено общностью условий существования на тот исторический период, когда обе идеологии находились в расцвете.

То, что коммунизм и фашизм опираются на широкие слои населения, это не самое плохое их качество. Разве идеология, опирающаяся на меньшинство, лучше?

Зато посмотрите, как характеристики фашизма подходят к той эклектичной идеологи, что царит у нас сегодня! Иррационализм, неверие в разум, насаждение религии, суеверий, мистики всех родов, вера в инопланетян и конец света. Поиски истины в прошлом: у нас уже традиции производят от царя Гороха. Постоянные дифирамбы среднему классу с одновременными рассказами о том, как его все обижаю и какой он несчастный. Конец интернационализма. Теория заговора. Попытки (безуспешные) найти вождя.
Боевого духа только не хватает и героев, и вождя. Для установления правой диктатуры не хватает воли и мандата широких слоев населения (тех, что вроде меня - бывших советских людей), а то бы давно устроили.

автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1249

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up