Послесловие к книге Екатерины Шпиллер «Мама, не читай»

Mar 27, 2011 14:24


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Довольно давно я нашла материал про Екатерину Шпиллер и ее книгу «Мама, не читай». Написала о ней 4 поста с пересказом.
http://uborshizzza.livejournal.com/976935.html
Шпиллер - дочь писательницы Галины Щербаковой ( «Вам и не снилось»), умершей в прошлом году. В книге она описала свое детство, юность, взаимоотношения с родителями, братом, мужьями, дочерью. Если кратко, то она любит дочь и второго мужа, а остальных сильно осуждает за плохое отношение к себе. Они перед ней сильно виноваты. Мать ее не любила, а любила своего сына от первого брака. Отец ее не любил, а любил мать. Брат в детстве ее лапал, т.е. был сексуальным извращенцем, и если бы он, как и она сегодня, жил бы в Израиле, то она бы его посадила в тюрьму за приставания более чем 30-летний давности. (Хорошая страна Израиль! Они только что так своего бывшего президента посадили). Брат (Режабек) дегенерат и алкоголик, врач. Последнее обстоятельство является отягощающим.

Первый муж (Климов) уважал тещу, за что ему нет прощения. Второй муж тещу, как водится, не уважал и осуждал - он хороший и даже святой человек. Дочь растили бабушка с дедушкой, но дочь все равно хорошая, потому что это своя дочь. Это Щербакова не любила свою дочь, а Штиллер ей уподобляться не будет - она не такая, она свою дочь любит.

Екатерина много болела, поэтому, собственно, ее дочь и росла у ее родителей. Заболевание психическое - депрессия. Второй муж, Евгений, надоумил Екатерину написать книжку о своей жизни. Она одну написала ("Мама, не читай"), потом вторую ("Дочка, не пиши"). Как знать, может быть, ей удастся затмить свою мать? Вот если бы по ее книге еще и фильм поставили, как по маминым!

К годовщине смерти Щербаковой страсти вновь накалились. Вдовец дал интервью «КП».
http://kp.ru/daily/25653/817421/
Там много о конфликте дочери и матери, теперь уже продолжающемся за гробом последней. Но есть вот такой трогательный пассаж.

«Кто достаточно долго пожил, имеет возможность заметить: у зебры нашего существования черные полосы не обязательно сменяются белыми, чаще случаются серенькие. Однако в итоге складывается баланс… общего благополучия. Но уж если судьба дарует нам нечто истинно хорошее, без примеси «ни если, ни но», то она за это хорошее найдет способ взыскать контрибуцию: «За все надо платить».

Вот я сегодня и плачу̀?

Но ведь есть за что платить! Пятьдесят лет удивительной, увлекательной жизни дорого стоят. Со стороны, надеюсь, не многие видели это мое собственное постоянное удивление. Я его, по своей натуре, суеверно таил в себе.

А источником его был внутренний мир Галины, моей женщины. Понятно, что он оказался в чем-то сходен с моим. Но, главное, он, внутренний мир, был как котенок, растущий, меняющийся, развивающийся стремительно, как пушкинский князь Гвидон. Он, например, с необычайной силой вытолкнул ее на писательскую стезю: «Вышиб дно и вышел вон».
С какого-то момента с нее не хотелось спускать глаз, чтобы не пропустить что-то новое. «В свои молодые годы я была достаточно категорич¬ной, была из породы тех про¬тивных людей, которые считают, что знают что и знают как». И она же через некоторое время: «Если ты сам не можешь разо¬браться в своей душе, не лезь в другую». Ее стенание на себя, что поздно начала писательство и что теперь надо работать как можно больше и быстрее. Однако нет: «А жить надо медленно». Или вот. «Идеали¬стами держится мир». Но - «Поступайтесь принципами, ребята, поступайтесь. Другого пути человеческого развития, пути стать лучше нету». И это, и многое парадоксальное другое всегда говорилось из сиюминутных побуждений ее переливчатого, аритмичного, как ее сердцебиение, артистического душевного мира.
За пятьдесят лет - ни мгновения скуки.

Длинный совместный путь не только окончательно сводит в одно два внутренних мира, но и каким-то образом устанавливает антинаучную связь между организмами. В последние годы мы часто смеялись над одновременно возникавшими у нас-двух одинаковых болестей или, скажем, синхронной хандрой и т.п.»

Зять написал ему письмо. Это из ЖЖ Екатерины Шпиллер.
http://blondinka1287.livejournal.com/79370.html
Тесть ответил. Вот как это отражено в дневнике.
"Меня многие спрашивают, что же ответил... ответило это существо под названием Щербаков на Женино письмо. А, собственно, читайте сами.

"Здравствуйте, Евгений Давыдович! Самое существенное в Вашем письме - предпоследний абзац (если из него выбросить "отвратительно", "лицемерно", "омерзительно" и т. п.). Вы правильно поняли, что я признаю свое родительство плохим, неудачным. Галя тоже говорила близким людям, что как мать она оказалась несостоятельной. Именно этот вывод я и делаю. И я не забываю собственный, как Вы выражаетесь, тезис, а перехожу к другому "тезису" - о несправедливости множества Катиных слов, говоримых о Гале и обо мне.
Ну, а насчет "тезиса" "добить ее вам не удастся" (о Кате) - это просто глупость. Я же не говорю, что Катины сочинения имеют цель добить меня.
Я был бы счастлив от души, чтобы на этом кончилась "брдзола".

Почему-то то, что пишет отец, мне кажется убедительнее. Может, он просто лучше умеет писать?

А Екатерина пишет в своем ЖЖ не только о своих ужасных маме, папе и брате, но и о России. Она следит за политикой, за мировыми событиями. Мне вот это очень понравилось.

«То, что происходит в Японии, страшная катастрофа. Я убеждена, что случилась беда наднационального и надполитического значения. В каком-то смысле это проверка, насколько мы все, жители Земли, люди, а насколько подвид животных разных пород, сиречь национальностей.
Неивестно, какая часть территории Японии теперь долго будет негодной для проживания. Вообще, последствия катастрофы ещё не вполне ясны. Но одно очевидно: народу этой страны нужно помочь. Потому что мы все - люди и живём на одной планете. Так вот, я считаю, что Россия показала бы своё подлинное величие, если бы поделилась своими веками пустующими территориями с народом, который переживет такую страшную беду. Они люди, им надо где-то жить, им надо сохраниться. И мы можем им в этом помочь именно потому, что нам есть ЧЕМ. Зная японцев, рискну предположить, что когда-то в будущем они в долгу не останутся, но даже не в этом дело. А в том, что когда подобное несчастье постигает какой-то народ, нужно уметь забывать и о политических разногласиях, и о национальном "величии", выражающемся в огромности собственных земель... Нужно спасать людей. Нужно сделать всё, чтобы им помочь. Я в этом убеждена. »

Добрая какая! Ей русской земли не жалко! А почему бы японцам в Израиль не переехать? Екатерина же там живет? Нет, что-то не приглашает.
Удивительные люди выросли рядом с нами!

копия на автономе : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1231

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up