В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
В оглавление проекта:
http://uborshizzza.livejournal.com/1219037.html Кафе Central. Говорят, что здесь бывали Троцкий и Сталин. Интерьер с того времени не изменился. Видимо, по этому поводу в кафе не пробиться - все время стоит очередь.
Сталин был в Вене в январе 1913 года. Прожил тут 5 недель. Работал в библиотеках, писал работу "Марксизм и национальный вопрос». Там он, например, написал следующее: «национальная борьба в условиях подымающегося капитализма является борьбой буржуазных классов между собой. Иногда буржуазии удается вовлечь в национальное движение пролетариат, и тогда национальная борьба по внешности принимает “общенародный” характер, но это только по внешности. В существе своем она всегда остается буржуазной, выгодной и угодной главным образом буржуазии». Там же есть тезис о праве наций на самоопределение.
Иностранными языками Сталин не владел. С немецкого в Вене ему переводили соратники. Жил в пансионе, который и сейчас работает (
http://www.pension-schoenbrunn.at/index-e.htm).
На улице Schloßstraße 30 есть памятная доска с портретом Сталина. Интересно, что после 1953 года советское правительство просило ее убрать. Но венцы не убрали. Они сказали: «Ведь он же был? Это история!» Еще бы! В отличие от наших людей, австрийцы помнили, кто был Верховным главнокомандующим Красной Армии в 1941-1945 году. Имя Сталина до 1955 года носила и площадь Schwarzenbergplatz, где стоит памятник советскому солдату-освободителю. Кстати, памятник в отличном состоянии.
А создатель Красной Армии, Троцкий, жил в Вене 7 лет. За границу Троцкий попал так. По приговору суда Троцкий за участие в революции 1905 года (был заместителем председателя, потом председателем Петербургского совета рабочих депутатов) получил в 1907 году пожизненную ссылку с лишением всех прав. Местом её было определено село Обдорское за Полярным кругом (около 1500 вёрст до железной дороги). Ссыльным выдали арестантскую одежду с кандалами. С учётом ряда обстоятельств Троцкий решил бежать ещё в пути следования в ссылку. Его дерзкий побег на оленях из Берёзова, где когда-то отбывал ссылку князь Меньшиков, удался. Через финскую границу он перешел в Швецию, оттуда через Австрию отправился в Лондон на съезд РСДРП. Троцкий (вместе с Каменевым) в Вене с 1908 по 1912 издавал «Правду» (это название позднее позаимствовал Ленин). В Вене у Троцкого в 1908 г. родился второй сын, Сергей. Семья жила не бедно, но скромно. Иногда приходилось закладывать вещи в ломбард, распродавать книги, хотя в основном литературный заработок обеспечивал существование. Но все же в тот период Троцкий имел обыкновение играть с бароном Ротшильдом в кафе Central в шахматы. Попытка же Троцкого в августе 1912 г. собрать в Вене объединительную конференцию организаций РСДРП быстро обнаружила свою несостоятельность. Именно из-за этого Ленин назвал его «Иудушкой». Когда на Балканах в сентябре 1912 г. сложилась взрывоопасная обстановка, русская либеральная газета “Киевская мысль” предложила Троцкому дать серию репортажей. Он согласился и стал летописцем первой и второй Балканских войн (1912 - 1913 г.г.). Лев Давидович отправил с театра военных действий более 70 статей. В связи с началом Первой мировой войны Троцкий был вынужден уехать из Австрии в нейтральную Швейцарию, а затем во Францию. Памятной доски в честь Троцкого в Вене нет.
В Вене произошла первая встреча Сталина и Троцкого.
Троцкий так описывает встречу со Сталиным.
«В 1913 г. в Вене, в старой габсбургской столице, я сидел в квартире Скобелева за самоваром. Сын богатого бакинского мельника, Скобелев был в то время студентом и моим политическим учеником; через несколько лет он стал моим противником и министром Временного правительства. Мы пили душистый русский чай и рассуждали, конечно, о низвержении царизма. Дверь внезапно раскрылась без предупредительного стука, и на пороге появилась незнакомая мне фигура, невысокого роста, худая, со смугло-серым отливом лица, на котором ясно видны были выбоины оспы. Пришедший держал в руке пустой стакан. Он не ожидал, очевидно, встретить меня, и во взгляде его не было ничего похожего на дружелюбие. Незнакомец издал гортанный звук, который можно было при желании принять за приветствие, подошел к самовару, молча налил себе стакан чаю и молча вышел. Я вопросительно взглянул на Скобелева.
- Это кавказец Джугашвили, земляк; он сейчас вошел в ЦК большевиков и начинает у них, видимо, играть роль.
Впечатление от фигуры было смутное, но незаурядное. Или это позднейшие события отбросили свою тень на первую встречу? Нет, иначе я просто позабыл бы о нем. Неожиданное появление и исчезновение, априорная враждебность взгляда, нечленораздельное приветствие и, главное, какая-то угрюмая сосредоточенность произвели явно тревожное впечатление...
Через несколько месяцев я прочел в большевистском журнале статью о национальном вопросе за незнакомой мне подписью: И. Сталин. Статья останавливала на себе внимание главным образом тем, что на сером, в общем, фоне текста неожиданно вспыхивали оригинальные мысли и яркие формулы. Значительно позже я узнал, что статья была внушена Лениным и что по ученической рукописи прошлась рука мастера. Я не связывал автора статьи с тем загадочным грузином, который так неучтиво наливал себе в Вене стакан чаю [...]»
Кстати, Адольфа Гитлер уехал из Вены в Мюнхен только 24 мая 1913 года, прожив в Вене в общей сложности шесть лет (1907-1913) - так что они находились в Вене одновременно. Сталину в тот момент было 33, Гитлеру - 24. Троцкому - 33 года.
Все еще было впереди.