Елена Колядина. «Цветочный крест»

Dec 19, 2010 11:30


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам


В этом году с присуждением самой престижной премии «Русский Букер» случился конфуз. Ее дали неизвестной до этого широкой публике Елене Колядиной. Колядина (1960 г.р.) живет в Череповце, по профессии инженер-электрик. Работала в отделе писем в «Комсомольской правде». Сейчас домохозяйка. Сотрудничала с Cosmopolitan. Автор 11 книг - дамских романов («Краденое счастье», « Мелодия моей любви», «100 осколков счастья» и др.).

Сама Е. В. Колядина характеризует «Цветочный крест» как «веселую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях». Начала писать в 2000-х годах под впечатлением от сведений о сожжении в срубе в Тотьме по обвинению в колдовстве некой Федосьи в 1672 году.

Но я выбор жюри отчасти понимаю. Вот кому раньше присуждали эту премию.

1992 Марк Харитонов «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича» ; 1993 Владимир Маканин «Стол, покрытый сукном с графином посередине»; 1994 Булат Окуджава «Упразднённый театр»; 1995 Георгий Владимов «Генерал и его армия»; 1996 Андрей Сергеев «Альбом для марок» ; 1997 Анатолий Азольский «Клетка»; 1998 Александр Морозов «Чужие письма»; 1999 Михаил Бутов «Свобода»; 2000 Михаил Шишкин «Взятие Измаила»; 2001 Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого» ;2002 Олег Павлов «Карагандинские девятины»; 2003 Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном» ; 2004 Василий Аксёнов «Вольтерьянцы и вольтерьянки» ; 2005 Денис Гуцко «Без пути-следа»; 2006 Ольга Славникова «2017» ; Александр Иличевский «Матисс» ; 2008 Михаил Елизаров «Библиотекарь» ;Елена Чижова «Время женщин».

Заметно, что премию получают или известные писатели за прошлые заслуги ( Маканин, Окуджава, Владимов, Аксенов) или неизвестные писатели, многих из которых уже начисто забыли. Какой из букеровских лауреатов пользовался читательским успехом? Только «Казус Кукоцкого» Улицкой и то во многом из-за прекрасной экранизации. Может быть, еще прозвучал Гонсалес, но скорее не сам роман, а автор - человек удивительной судьбы и мужества. Шишкин, Иличевский, Славникова - писатели известные, но имеющие очень узкий круг читателей. И вот «Букер» сделал ставку на скандал, как это уже однажды было с романом Елизарова, в котором воспевался СССР, что в наше время сморится как самая большая ересь.

Скандал заключался в том, что язык «Цветочного креста» удивительно напоминает знаменитый кусочек из «Золотого теленка» про старика Ромуальдыча и взопревшие озимые. Хватило уже и того, что начинается роман словами «В афедрон давали ли?» Так молодой священник отец Логгин начал свою первую исповедь, исповедуя молодую и красивую Федосью. Он хотел выпендриться, показать свою ученость, используя это греческое слово. «Давала, давала» - подтверждает Федосья - «Кому?» - « И отцу, и брату» - «Как?!» - «С горохом, с грибами» - и так несколько страниц, пока не станет ясно, что Федосья думала, что «давать в афедрон» означает давать еду в дорогу. Она говорила про пироги. Для анекдота - длинновато и не смешно.

Вообще рецепт романа мне понятен. Во-первых, это обычный дамский роман про необычную чудо-девушку - красавицу, умницу, которую преследуют разнообразные несчастья, с элементами любовного и детективного романа. Колядина таких романов написала 11 штук. Рука набита. Во-вторых, это богатый исторический, этнографический и фольклорный материал. В-третьи, роман «Собор Парижской Богоматери».
Действие происходит в 17 веке в Тотьме. Тотьма - город в Вологодской области, где впервые в России начали добывать соль.
Главная героиня, 15 летняя Федосья, дочь купца и солепромышленника Строгонова. У последнего было три солеварни. Он мечтает выдать дочь замуж за промышленника Ларионова - владельца 4-ой солеварни. Тогда их семья сможет установить монопольные цены на соль. Невесте жених не нравился: он был рыжий, а лицо такое, будто смотришь на тарелку с толокном. Зато Федосья с первого взгляда влюбилась в дерзкого синеглазого красавца-скомороха Истому, на чье выступление она попала тайком от родителей. Истома же был волком, беглым разбойником, соратником самого Степана Разина. На самом деле звали его Андрей Понамарев. Скоморохи показывали не только скабрезные сценки, но и действо об Иисусе Христе. И вот, когда Христа распяли, Федосья выбежала на сцену и сняла его с креста. Это понравилось Истоме, и той же ночью он пробрался в ее терем. Он часто так делал. Девицу мог и изнасиловать, мог сманить с собой, а потом продать. В этот раз Истома был красноречив и ласков, но наутро он уже ушел со своими скоморохами. Федосья же оказалась беременной. Но на такой случай жила у них в доме ловкая повитуха Матрена. Она бы все обтяпала так, что никто бы ни о чем и не догадался - ведь у Федосьи был жених. А Федосья бы поняла, что Истома ее бросил, погоревала бы, да и зажила бы обычной жизнью. Но тогда бы не было романа.

Истому поймали, посадили в острог, опознали в нем разбойника, сожгли. Попался он на том, что поссорился, когда уходил из Тотьмы, с купцом - они не поделили дорогу. Купец (брат Федосьи) его одолел с помощью ружья и нашел при нем табак. А табак был запрещен. Тут Истому - в острог, а там следствие. Федосья чувствовала вину, что Истому арестовали из-за ее брата, что она не может ему помочь, она видела, как любимого сожгли, и его образ навсегда остался в ее сердце. Каким-то образом она стала считать его не коварным соблазнителем, а своим мужем.
Замуж ее все же выдали, хотя она и призналась мужу, что беременна. Жизнь могла бы наладиться, если бы не отец Логгин и не характер Федосьи.

Федосья была наивной, доверчивой, очень впечатлительной, бесхитростной. Но она имела острый ум и тянулась к знаниям. Ей одной в Тотьме было интересно, как устроен мир, она любила думать о звездах, умела читать, даже чертить чертежи, ей было интересно, как добывают соль, с помощью каких приборов. Федосью интересовали и богословские проблемы.

Всем этим Федосья отличалась от остальных жителей Тотьмы. Те больше всего любили поесть, выпить и заниматься любовью. Они много сквернословили, верили в приметы, на все случаи жизни имели неприличные пословицы, рассказывали страшные истории и были уверены, что знают все, что им нужно - в общем, жили в свое удовольствие. Не раз Тотьму разоряли, сжигали, переселяли, но она быстро заселялась вновь, потому что уж очень хорошо там рождались дети.

Отец Логгин был не из Тотьмы. Он рассматривал службу в местной церкви как ступеньку к переезду в Москву, но для этого ему нужно было придумать что-то особенное. Логгину в момент встречи с Федосьей был всего 21 год. Федосья стала первой его прихожанкой. Она смутила его покой своей красотой (особенно поразили ее глаза - чистый аквамарин), но также раздражала глупыми, как ему казалось, вопросами, на которые он не мог ответить. Например, почему во время близости с мужем надо снимать крест, но одновременно читать про себя божественную молитву? Или, почему спасение Христа было бы не богоугодным делом? Почему тогда предательство Христа тоже не богоугодное дело?

Больше всего отцу Логгину хотелось, чтобы Федосья стала монахиней. Это избавило бы его от ревности и дьявольского, как он считал, наваждения, и прославило бы его, как священника, склонившего знатную прихожанку к святой жизни. Узнав на исповеди все тайны Федосьи, поп настолько ее застыдил и запугал адскими муками, что молодая женщина полностью переменила свою жизнь. Она стала носить только черное, есть только постное, отказывать мужу. Муж решил сходить к отцу Логину и поговорить с ним по душам. Но он допустил ошибку - пришел в новых, дорогих сапогах, о которых мечтал и сам поп. Так они и не договорились.

За это время Федосья родила сына Агейку. У него были такие же ярко-синие глаза, как у самой Федосьи и у Истомы. Больше всего на свете мать боялась, что ее грехи лягут на сына. Отец Логгин же ее этим особенно стращал и довел до того, что она отрезала себе клитор (похотник).

Об этом подвиге отец Логгин поведал пастве, и Федосью прозвали «беспохотной». Но самокалечение не помогло. Вскоре Агей исчез из люльки. Решили, что его унес волк. Волки, медведи часто заходили в Тотьму, особенно, зимой. Здесь, правда, было лето. (На самом деле мальчика украли цыгане) После этого случая Федосья видимо повредилась в уме. Она рассказывала, что ее сына забрали на небо, что он там с ее мужем Истомой, а ей надо сделать все, чтобы попасть к ним в рай. Федосья оделась в рубище, ушла из дома, стала спать на улице, питаться объедками. На спине она носила пустую люльку. Так она приняла на себя крест юродства. Родные от Федосьи отвернулись. Дольше всех держалась повитуха Матрена, но и она ее оставила, потому что Федосья не разговаривала с людьми, а только их обличала за грехи. Люди же ею брезговали, смеялись над ней.

Вначале отец Логин ее хвалил, но потом он стал ее порицать, объявив лже-юродивой. Вот тут ему назло тотьмичи, которых поп достал своими напыщенными проповедями, чуть не признали Федосью святой. Но она этого испугалась и сбежала в лес.

А лес тот был не простой. Говорили, что в нем водится нечисть. И в самом деле, там жили и леший, и русалки. Все очень неприличного поведения. Это, видимо, от них тотьмичи набрались дурных манер. А, может быть, и наоборот. Жило в лесу и языческое племя чудь - чудь подземная. Их так прозвали из-за того, что селились они в землянках. Чудь приютила юродивую. Друг другу они не докучали. Правда, Федосья пыталась им проповедовать и отвратить от язычества, но они плохо понимали русский язык. Однажды к Федосье пришла Смерть. Она шла в Москву за патриархом Никоном, но заболела. Юродивая старушку вылечила в надежде, что Смерь ее заберет, но та ей сказала, что еще рано. Так Федосья поняла, что недостойна она еще рая, где, по ее мнению, ожидал ее сын и Истома. Тогда Федосья задумала новый подвиг - высадить на горе огромный крест из цветов. Всю весну и часть лета она трудилась, а потом расчистила кусты, и крест стал виден из Тотьмы.
В один прекрасный день люди увидели громадный многоцветный крест. Они решили, что это Бог явил им чудо. Но отец Логгин поехал в лес лично проверить. Вначале он тоже ощутил божественное происхождение креста - уж очень тот был красив, но потом нашел капище чуди, Федосью и очень разозлился, что обманулся. Он прислал за Федосьей стрельцов, объявил ее колдуньей. Федосью они забрали, но крест трогать и с чудью сражаться побоялись. Федосью закрыли в острог, обвинили в том, что крест она сделала, чтобы посрамить Господа - ведь осенью цветы бы завяли. (Но никакого посрамления не было. Следующей весной крест опять расцвел, и так было много лет, пока цветы не разрослись. А тот луг прозвали Федосьюшким лугом). Кроме того, Логгин выдумал, что Федосья стала язычницей, приносила человеческие жертвы и прочее. Ее решили сжечь вдали от города.

На поимке ведьмы Логин сделал карьеру, и его перевели в Москву.

Когда Федосью уже стали казнить, над ней вдруг образовался столб света - божье окно. А тут еще жители увидели, что их Тотьма запылала. Они бросили Федосью и побежали спасать свои дома. Но потом оказалось, что это был оптический обман - ничего там не горело. А Федосья пропала.

Вот тут и выясняется, что «Цветочный крест» был первым романом из серии про приключения Федосьи. Читателя ждет следующий роман про московского ученого монаха Федосия Ларионова. Из этого ясно, что Федосья станет выдавать себя за мужчину.
Это - фабула. А сам тест романа наполнен всевозможными сведениями. Читатель может узнать, как в Тотьме добывали соль, какие пьесы ставили скоморохи, какие были виды казней. Можно ознакомиться с очень смешным на сегодняшний взгляд списком грехов. Можно узнать легенды о леших, русалках, представления того времени о других странах. Интересен фольклор, связанный с менструациями. Например, если бросить запачканное менструационной кровью белье в печь, то ты сожжешь своего ребенка, и в печке потом найдут его косточки, потому что дитя зарождается от смешения этой крови и от семени. Зато рубашкой с такой кровью хорошо провести по грядке с капустой - будет лучше расти. Во время менструации женщина не должна работать, потому что нечиста, но ей можно ткать красное и вышивать красным, а лучше ничего не делать. (Очень правильный обычай).

И наконец, в книге представлено огромное количество матерных пословиц и поговорок. Их произносит и скоморох, и сноха Строгоновых, Мария, которая, собственно, и завела Федосью смотреть на скоморохов, но больше всех сквернословит повитуха Матрена. Самая приличная поговорка, что я запомнила - «Одной жопой всех не обосрешь». (Емко, но не совсем верно. Колядиной вот почти удалось, если под "всеми" иметь в виду критиков)

В общем, роман не слишком скучный. Основная его мысль, что истинная вера не в начетничестве, а в поклонении природе.

У нас почти все критики набросились на эту Елену Колядину. Но я не вижу, что она пишет хуже, чем, например, Роллинг. Вместо того, чтобы ругаться, лучше бы поддержали отечественного производителя галиматьи, а то все бы чужую читать.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up