В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Удивительное зрелище: фильм Озона и без педерастов
Фильмы Ф.Озона мне понравились начиная с «Крысятника», потом я смотрела «Криминальных любовников», «Капли дождя на раскаленных скалах», «8 женщин», «Под песком», «Бассейн». Каждый из них был интересен по-своему. (Хотя я бы выделила «Капли дождя на раскаленных скалах», как фильм - высокую трагедию, но в этом большая заслуга исходного материала - пьесы Фасбиндера).
Вначале фильмы были остро сатиричны, эпатажны, били по нервам. Я думала, что он так и останется ярым критиком общества потребления и певцом гомосексуальной культуры, но потом его фильмы стали тоньше, изысканнее, а главными в них стали вечные темы любви и смерти.
Последний фильм «Ангел» - новый шаг режиссера в этом направлении. Центром сюжета Озон сделал личность молодой писательницы дамских любовных романов начала 20 века Анжелы Дюравелл ( актриса Ромола Гарай). Собственно, больше ничего в фильме и нет. Но эта личность - очень интересная и притягательная. Бывают такие цельные натуры, которые способны жить целиком в мире своих фантазий, желая их воплощения с такой силой, что мир прогибается под них, и они получают желаемое. Но, увы, обычно это не может длиться долго: действительность все-таки берет свое, а если что-то идет вразрез с мечтами, то эти люди гибнут, потому что смерть лучше, чем потеря мечты.
Эта девушка родилась в семье лавочников, жила под крышей над маленьким магазинчиком своих родителей, но считала себя принцессой. В своих мечтах она жила в замке, ее происхождение было загадочно (прозаичный покойный отец оттуда исключался), а ее мать была непризнанная, но гениальная пианистка-самоучка (хотя бедная мама в жизни не подходила к роялю) и у нее была, конечно, роковая любовь. Обо всем этом гимназистка сочиняла роман, когда она писала, то перевоплощалась во всех своих героев, страдала и радовалась вместе с ними. В гимназии над ней смеялись, но она не обращала на это внимания, а рассылала свой роман во все издательства. Отовсюду ей вежливо отказывали, но вдруг один издатель пригласил ее на встречу. Это совершенно замечательная сцена. Она, придя в дом человека, от которого зависит ее будущее, ведет себя дерзко и надменно, как будто это она делает ему одолжение. Ошарашенный, но поддавшийся ее обаянию издатель, предлагает ей сделать несколько изменений в романе. Она отказывается. «Ну, вот сцена родов: не слишком ли там много крови?» - «А Вы рожали?» - «Нет, но у меня есть дети, я имею представление об этом.» - «Вы ничего не можете в этом понимать!», - говорит школьница. «Ну, измените хотя бы это: шампанское не открывают штопором.» - «А я открываю!», - говорит она и гордо удаляется. Но он все же напечатал этот дикий во всех отношениях опус, однако, неожиданно роман имел успех, и Анжела стала знаменита.
Последующие книги принесли ей славу, деньги, она осуществила свою мечту и купила расположенное рядом с ее домом поместье, где когда-то ее тетя работала прислугой. Сколько раз она смотрела через ограду, мечтая оказаться внутри, - и вот, пожалуйста! Теперь на повестке дня стоит большая любовь. Она влюбляется с первого взгляда в нищего художника, выходца из знатной, но обедневшей семьи. Его картины никто не покупает, ей они тоже не нравятся, потому что написаны в несколько тусклых красок: таково кредо этого постимпрессиониста. Он женится на ней, хотя ее и не любит, потому что ему нужны деньги, тяготится ее обществом, изменяет ей, потом уходит на войну. Жизнь с этим человеком стала первым поражением Анжелы. Она была беременна, но беременность сохранить не удалось, а потом детей у нее уже не было. С войны муж возвращается калекой, много пьет, потом вешается.
Это ее второе поражение. Но интересно, что она не желает этого признавать. О выкидыше она никому не рассказывала, а на похоронах мужа провозглашала оды об их огромной любви. Во многом ее поддерживала ее секретарша, сестра мужа, которая была много лет в нее влюблена. Анжела знала об истинных истоках привязанности к ней ее преданной поклонницы, но делала вид, что ничего не понимает. С помощью подруги ей удалось убедить себя, что в ее жизни была огромная любовь, окончившаяся трагически, но памяти которой она будет всегда верна. Сказка, хотя и со скрипом, но продолжалась. Однако, она узнала, что муж ей изменял, и хотя подруга и внушала ей, что мало ли чего у мужчин не случается, но женился -то он на ней, она все же захотела увидеть соперницу. Соперницей оказалась бывшая хозяйка купленного Анжелой поместья, красивая, аристократичная. В ней было все, что Анжела столько лет пыталась имитировать: настоящая порода. И в довершение ко всему она увидела ее сына - полную копию своего покойного мужа. Итак, сказка разбилась: гадкий утенок так и не стал лебедем. Лебедем всегда была лебедь, и у нее, а не у выскочки-Анжелы была большая любовь и есть сын от любимого человека. Вот этого столкновения с действительностью Анжела уже не пережила и вскоре умерла. Горевала о ее смерти одна верная секретарша, она же обихаживает поместье, в котором собираются сделать музей мужа Анжелы, который, как водится, после смерти был признан гением. А о книгах Анжелы никто и не помнит.
И все же фильм о ней, а не о ее гениальном муже и не о его достойной любовнице. Да, она была выскочка, грубиянка, зазнайка, да, она была графоманкой, но она сумела, пусть ненадолго, сделать свои мечты явью, а этот талант многого стоит.
картинка не моя