В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Иногда, когда я смотрю кино, мне хочется о нем написать. Это не рецензии в полном смысле этого слова. Я просто привожу сюжет и те мысли, что у меня возникли по этому поводу.
Сейчас вышел фильм Оливера Стоуна «Уолл-Стрит: Деньги не спят». Сразу скажу, почему деньги не спят: это из диалога персонажей фильма. Один из главных героев спрашивает другого, что он больше любит: деньги или женщин. Тот отвечает, что не сравнивал их. А первый мечтательно говорит, что деньги - это шлюха, которая никогда не спит, за ней надо все время ухаживать (видимо, очень вежливый перевод), иначе она однажды уйдет и не вернется.
Это фильм 2010 года. А в 1987 году Оливер Стоун снял фильм «Уолл Стрит». Я и первый не видела. Пришлось посмотреть, чтобы понять, о чем идет речь.
Фильмы эти интересны по нескольким параметрам. Во-первых, их снял Оливер Стоун, а он интересный режиссер.
Во-вторых, в обоих играет Майкл Дуглас. В первый раз ему было 43 года. За роль Гордона Гекко он получил «Оскара». Конечно, Дуглас был известен как актер и до этого фильма (сериал «Улицы Сан-Франциско», «Роман с камнем», «Жемчужина Нила», «Кордебалет») и как продюсер («Пролетая над гнездом кукушки» («Оскар» 1975 года), тот же «Роман с камнем» и др.), но именно после роли у Стоуна поднялась новая волна его известности. Оливеру Стоуну не советовали снимать Дугласа, но, видимо, того привлек тот аспект личности этого актера и бизнесмена, который связан с его деловыми качествами: жесткостью, азартом, энергией. И режиссер не ошибся: герой Дугласа - настоящий символ современного американского капитализма. И вот теперь Стоун опять снял Дугласа. Возможно, это его последняя роль, т.к. актер тяжело болен - у него рак горла в 4-ой стадии. Мне кажется, что на этот момент и рассчитывал Стоун - что люди захотят это увидеть. В фильме часто по разным поводом мелькает слово «рак», а у персонажа Дугласа сын умер от наркотиков, в то время, как сын актера от первого брака Кэмерон Дуглас был приговорен судом г. Нью-Йорк к пяти годам тюрьмы за торговлю наркотиками. Говорят, что Майкл очень из-за этого переживает.
Но вот интересная в Америке этика - если что приносит деньги, то немедленно идет в дело, будь то хоть личная трагедия. Хотя, если им это сказать, то они ответят, что делают это не для денег, а для привлечения внимания к важным проблемам, например, борьбе с раком, его профилактики (герой Дугласа курит сигары), воспитанию детей - и Дуглас, и его герой развелись с женами, много занимались своими делами, а сыновей упустили. Все это так по-американски, так трогательно… Как-то у них цинизм то ли прикрывается наивностью, то ли они в самом деле так считают, что нет ничего плохого заработать на чем-то сомнительном, если это принесет еще и общественную пользу.
В-третьих, это фильм об американском капитализме, и вот именно этим аспектом он мне особенно интересен, так как, хотя у нас теперь капитализм, но мы как-то слишком мало в нем разбираемся. То ли дело США - образцовая капиталистическая страна.
Итак, «Уолл-стрит». 1985 год. Главный герой - молодой, честолюбивый брокер Бад Фокс (Чарли Шин). Он живет в Нью-Йорке, в крошечной квартирке на Вест-Сайде, «делает» 50 тыс. долл. в год, что считается не слишком понтово. А его отец работает в небольшой летной компании «Блюстар». Он чинит самолеты и возглавляет профсоюз ремотников и механиков. В этой компании есть еще 2 профсоюза - летного состава и уж не знаю, кого еще. Интересно как у них все. Отец и сын не могут понять друг друга. По мнению отца, 50 тыс. - это очень хорошие деньги (по-моему, тоже, тем более, в 1985 году). Он сам только в прошлом году «сделал» 48 тыс. и был уверен, что поймал Бога за бороду. И куда сын девает деньги? Как куда? 40% - налоги, съемная квартира, дорогой костюм. А отец все равно не понимает, тем более, что это за занятие: купи-продай. Но от отца парень узнает важную информацию: что их компания выиграла один судебный процесс, из-за чего их акции должны подняться.
Это то, что называется инсайдерской информацией - существенная публично нераскрытая служебная информация компании, которая в случае ее раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании.
Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчетности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике и т. д. В более широком смысле - любая важная информация, известная узкому кругу лиц, близких к её источнику. В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В США за это можно получить приличный срок.
С этой информацией Бад Фокс идет к человеку, который является его кумиром - к Гордону Гекко. Гекко - миллиардер, он торгует ценными бумагами, заключает сделки. Фокс хочет, чтобы Гекко взял его в свою команду. Тот воспользовался информацией, заработал на ней деньги и предложил Фоксу сотрудничество. Бад должен добывать для него другую инсайдерскую информацию. Тот вначале отказывается, потому что это незаконно, а потом соглашается. Он начинает получать большие деньги. Информацию он покупает у своего институтского товарища, который работает в большой фирме.
Подумать только: на такой ерунде можно зарабатывать! И это еще и считается большим преступлением. Интересно, у нас кто-нибудь стесняется таких вещей?
Нам показывают жизнь Гекко. Он все время в движении - если не едет куда-то, то бежит по беговой дорожке, то он в Нью-Йорке, то Гонконге встречает рассвет. Вокруг него мониторы. Телефоны, он все время что-то продает и покупает. Гекко питает слабость к техническим новинкам. Кстати, тогда, в 1987 году он предсказал популярность современных гаджетов. У Гордона красивая жена, дети, сына он просто обожает. Свою жизнь он украшает произведениями современного искусства. Вон ту кляксу на большом полотне купил всего за 60 тыс. долл., сейчас она стоит 600 тыс., а будет стоить миллионы.
Кстати, может быть, современное искусство - это чистый пример того, куда может завести мир бизнес. Некрасивые, бессмысленные вещи, производство которых обошлось в копейки и заняло минуты, продаются за бешеные деньги только потому, что их все время продают чуть дороже, чем купили. И вот отвратительный ненужный предмет приобретает смыл - теперь это объект вложений. И заодно начинает казаться, что он еще и имеет и художественную ценность. Таким образом уже становится непонятным, стоит ли что-нибудь за художественной ценностью, кроме денег. Но ладно, искусство. Проживем и без новых картин, но ведь этот принцип применяется ко всему. Так вместо место всех материальных предметов - их стоимость.
Фокс начинает жить почти так же - только победнее. Переезжает в Ист-Сайд, увешивает квартирку ужасными картинками, спит с почти 2-метровой блондинкой - арт-дилером - , с которой раньше спал Гекко. Все время говорит по телефону, продает, покупает.
Но тут в компании его отца начинаются неприятности, и, желая помочь отцу, а заодно и заработать, Фокс предлагает Гекко купить компанию. Для этого он берется уговорить профсоюзных боссов, которых знает через отца. Они все встречаются, Гекко предлагает блестящий план спасения компании - все за, кроме отца Фокса. Тот говорит сыну, что Гекко - жулик, вертит им, как хочет, и он все объяснит рабочим. Бад уговаривает отца хотя бы промолчать. Вроде бы, дело уже выгорело, но тут в последний момент Бад узнает, что Гекко совершено не собирается спасать компанию, а собирается распродать ее по частям, и даже для мусорных баков уже нашел покупателей. Он бежит к Гекко: как же так? Ведь Гекко выручит за все это не больше, чем он обычно зарабатывает в месяц, а компания, которая существует имеет свою историю, погибнет, люди потеряют работу. Ну и что? Гекко не понимает: Бад тоже получит деньги, своему отцу он потери компенсирует, а до остальных кому какое дело? Бад спрашивает его, зачем ему столько денег? Это - ключевой диалог в фильме. Гордон Гекко произносит знаменитую фразу:"Жадность это хорошо", говорит что жадность это неотъемлемая часть человеческой жизни и общества в целом, если бы не было жажды познания, жажды иметь чего-то большего в жизни, то прогресс был бы невозможен, и именно благодаря жадности мы живём в сегодняшнем мире. Гекко объясняет, что дело не нем, не в деньгах, а в законе капитализма. А закон таков - деньги должны концентрироваться в одних руках. Если не в его, так в других, а почему бы и не в его? Получение денег - это игра. Игроки сменяются, игра - вечна. В общем, в лице такого капиталиста мы имеем обыкновенного игромана, вот только от его игр очень плохо многим людям.
Неужели все капиталисты таковы? Ну, нет, конечно. Разве может Стоун сказать так? Есть спекулятивный капитализм, а есть настоящий, тот который создал огромные производительные силы, материальные продукты. Спекулятивный капитал - это извращение, которое, к сожалению вышло на первый план. И Бад идет к настоящему капиталисту старой школы. Тот давний враг Гекко. Ради удовольствия ему насолить, он соглашается купить авиакомпанию. Фокс опять уговаривает профсоюзников - «Блюстар» спасена. Фокс мирится с отцом. Это лучший дуэт в фильме, видно, что эти люди любят друг друга и все потому, что роль отца играет настоящий отец Шина ( Мартин Шин).
Но тот приятель, что снабжал Фокса инсайдерской информацией, попадается на этом. Он сдает Фокса, А Фокс заключает соглашение с властями - сдает им Гекко и получает меньший срок. Он встречается с Гордоном, ссорится с ним и вынуждает его сказать неосторожные слова, а у самого на теле микрофон. Так Гекко сажают.
В фильме с большой любовью снят Нью-Йорк. Прекрасная операторская работа.
окончание
http://uborshizzza.livejournal.com/1137645.html