Вести из Магриба. Ч34 Марокканские евреи

Sep 11, 2010 23:17


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: http://uborshizzza.livejournal.com/984903.html

При изучении давней и недавней истории Марокко постоянно натыкаешься на еврейскую тему, что и неудивительно, так как евреев там было много, и вместе с берберами они жили там с 3 века нашей эры. В отличие от арабов, которые пришли на эту территорию всего-навсего в 7 веке и которым периодически это тыкают как понаехавшим.

Сразу должен сказать, что литературу по истории Марокко до начала 20 века достать очень тяжело, и проверить то, что мы там слышали, не удается. Поэтому прошу ко всему нижеизложенному относиться не как к исторической правде, а как к максимально точному пересказу тех мифов и гнусных инсинуаций, которыми потчуют приезжих глупых туристов местные гиды.

Кстати - изучение истории марокканцев привело к тому, что у меня немного вправились мозги на два известных события из средневековой истории Европы (слышен громкий щелчок в голове). Одно из этих событий - это историческое и бесчеловечное изгнание евреев из Испании. Второе - реконкиста, то есть то, что испанцы отвоевали часть Испании, которая около 800 лет была под властью мавров. Так вот, это - одно и то же событие.

Мавры - это марокканцы, то есть берберы и арабы, но вместе с ними в Испанию пришли и евреи, жившие в Марокко и других сопредельных государствах (хотя часть евреев поселилась в Испании примерно с 3 века н.э.). Поэтому когда после окончания реконкисты евреев выгоняли из Испании, то им в вину вменяли два обстоятельства:
- сотрудничество с завоевателями-маврами;
- бесчеловечные условия ростовщичества - до 600% годовых.

Впрочем, даже этим бездушным ростовщикам не приходила в голову идея, что часть взятого кредита надо сразу вернуть (но продолжать платить проценты), а также что надо платить дополнительные деньги за «обслуживание» кредита, то есть за то, что на тебя начисляют проценты.

Часть евреев осталась в Испании, но им для этого пришлось принять христианство. Правда, христианство они приняли только для виду, а сами продолжали тайно придерживаться иудаизма. В этом их пытались уличить - я читал в независимых источниках, что живущим в Испании евреям приходилось постоянно носить с собой куски свиного сала и начинать его грызть при первом подозрении в двурушничестве. Часть евреев принялась скитаться по Европе, а большая часть вместе с маврами вернулась в Африку, точнее - Магриб, самую западную часть не только Африки, но и всего мира, известного до открытия Америки.

Кстати, мавры и евреи это совместное изгнание оценивают по-разному. Марокканцы из берберов и арабов сдержанно замечают, что да, их выгнали, но 800 лет Испания была их, следующие 800 лет - испанцев, ну а что дальше будет - посмотрим. Евреи же жалуются на несправедливые притеснения. Какой вариант поведения выгодней - вопрос дискуссионный.

Крайне интересный вопрос - что делали мавры после изгнания из Испании. Они осели на северо-западном побережье Африки и занялись пиратством. Самые страшные пираты были именно там. Помимо грабежа у них был еще один отхожий промысел - работорговля. Именно из-за этого американские негры предъявляют исторические претензии к евреям, так как суда, на которых их предков-рабов увозили в Новый Свет, принадлежали евреям. У пиратов была своя республика с центром в городе Сале (находится ближе к Рабату). Именно у пиратов из Сале томился в плену 5 лет Сервантес. И Робинзон Крузо у Дефо тоже попадал в плен к пирату из Сале. Европейцы не могли сними справиться. Они наводили ужас.

Впрочем, марокканцы не только просто торговали рабами - они и сами к этой прогрессивной форме организации производственных отношений относились с большим энтузиазмом. Мы часто думаем, что рабство - давно прошедшие времена, по крайней мере 19 век с этим покончил. Но фигушки - в Марокко рабство было до 1912 года, и закончилось оно лишь потому, что Марокко завоевали французы, которые его запретили.

Правда, пиратствовали марокканцы лишь два века. Султан предложил им перейти на службу, и они все сменили привольную жизнь на суровую флотскую дисциплину. Это не было той вольницей, на которой просвещенные британцы использовали своих пиратов, того же сэра Френсиса Дрейка, нет - пиратство в водах северо-западной Африки в одночасье прекратило свое существование.

Были ли среди пиратов не только берберы и арабы, но и евреи? Ограничивались ли пиратские интересы изгнанных в реконкисту только водами вблизи Африки? Насколько я понимаю, этот вопрос недостаточно изучен, но, когда я еще в Марокко пытался найти сведения по истории марокканских евреев, то наткнулся на один израильский сайт. Там имелись результаты исторических изысканий какого-то школьного учителя истории из бывших наших. Он исследовал кладбища пиратов Карибского моря и выяснил, что на некоторых надгробиях - еврейские имена. Так что, возможно, евреи не только транспортировкой негров подрабатывали…

В начале 19 в. еврейская община Марокко насчитывала от 50 до 100 тысяч человек (самая большая община в Северной Африке). Марокканские евреи делились на две четко выраженные группы: одна - потомки евреев, бежавших в Марокко из Испании и Португалии, а также слившиеся с их общинами местные евреи, жившие на побережье и в некоторых крупных городах внутри страны (например, в Фесе); другая - потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов.

Представители первой группы говорили на еврейско-испанском языке, придерживались сефардской литургии. Они находились в лучшем положении благодаря защите со стороны европейских стран и наличию среди них большого числа образованных и богатых людей, в которых нуждались султаны Марокко. Из их среды в 18-19 вв. вышли министры, дипломаты, известные раввины, судьи.

Евреи второй группы, жившие в районе Атласских гор, говорили на диалектах еврейско-арабского и еврейско-берберского языков и были далеки от европейской культуры. Их синагоги находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу 20 в. положение этой группы не изменилось.


Совсем полностью евреи не интегрировались, так как Марокко оставалось государством мусульманским. Из-за чего бывали некие показательные казусы. Например, когда Марокко начал достаточно активно торговать с европейцами, то султан издал распоряжение, что живущие в порту Эс-Сувейра евреи, которые устраиваются в услужение к европейцам, освобождаются от налогов. Типа арабам это западло, пусть евреи попляшут. В результате места слуги при европейце, носильщика и прочее стали продаваться за огромные деньги, так как ростовщичества они не бросили, но уже не платили налогов.

Марокканцы очень любят торговать и торговаться и высокого мнения о своих торговых способностях. В евреях они тоже ценят эту черту. Любят рассказывать о подвигах средневековых евреев, например, как они получили монополию на добычу соли и кому-то продавали соль за безумные деньги. Но при этом добавляли, что и сами они в этом евреям не уступают.

Некое охлаждение мировой гармонии случилось после войны Судного дня, когда мусульманское большинство Марокко поддержало арабов, а марокканские евреи - израильтян. Как ни странно, положение евреев ухудшилось после обретения Морокко независимости, хотя именно тогда их полностью уравняли в гражданских правах ( дали право голоса) с остальным населением. В результате в 1960 году большинство марокканских евреев уехало из страны в Израиль, оставив местных в состоянии изумления. Как же так - столько веков вместе жили не тужили, а тут… Всего к 1984 году в Израиль уехали 261 тыс. человек. 50 тыс. уехали во Францию, 16 тыс. в Канаду, восемь тыс. в Испанию и т. д. В 2002 еврейское население Марокко составляло 5600 человек.
Сегодня евреев осталось мало, да и те скрываются, стараются косить под арабов или берберов. По крайней мере, когда мы закупали дурацкие сувениры в огромной сувенирной лавке под названием «Каверна да суд», где продавали и меноры, хозяева и работники на вопрос о национальности отвечали уклончиво. Говорят, что порт в Касабланке принадлежит евреям.

В каждом населенном пункте нам показывали синагоги. Были они и в горах. В отличие от мечетей, на них нет никаких знаков, и так мы бы не поняли, что это за здания. В мединах остались еврейские кварталы. Например, в Эс-Сувейре.


А в Агадире на плане указана синагога. Мы ее не нашли. Возможно, не узнали.

В коментах к некоторым нашим постам резиденты Израиля писали, что марокканские евреи делают прекрасную военную карьеру. Думаю, это не случайно. Мавры - очень воинственный народ, и евреи из их страны им не уступали. Они умеют и любят воевать.

Путешествия

Previous post Next post
Up