Ридингфобия. Как избавиться от боязни чтения?

Oct 15, 2010 23:44

ДетлитРидингфобия. Как избавиться от боязни чтения?

Живая литература 2010.10.07 17:20 0 0



Современный быт обогатился новым понятием - ридингфобия. Толковый словарь обществоведческих терминов трактует его как «(синдром Джексона) - навязчивый страх перед чтением». Неудивительно, что раньше такого понятия не существовало в нашем обиходе, ведь до сих пор еще сильна идеологическая модель  «русская нация - самая читающая на земле».


По словам психологов, ридингфобия возникает у детей только научившихся читать. Отсутствие опыта (медленное чтение) и элементарных навыков вместе с завышенными потребностями родителей формируют у ребенка страх перед чтением, нелюбовь к этому процессу и отвращение к любой печатной продукции. Что характерно, это связано с чтением вслух.
Подобный опыт есть у каждого: воспоминания о ненавистных стихах, которые нужно было читать перед классом, боязнь запнуться или забыть одну из строк и выглядеть при этом глупо, все это напрочь отбивает у детей любовь к поэзии. Ведь и раньше, и сейчас люди, читающие с удовольствием стихи - большая редкость, они - либо поэты, живущие в этой стихии, либо филологи, занимающиеся в силу профессиональных интересов, поэзией.
Бегство от индивидуальности в пользу образа успешного человека, вызывает у родителей, а следом за ними и у учителей завышенные требования к детям. Родители и учителя отказываются от возможности дать ребенку развиваться в меру собственных сил, и получают в итоге проблему еще более серьезную, чем имели изначально.
Клише стало замечание о том, что компьютеры заменяют сейчас книги для детей. Но дальше этого замечания редко кто пытается продвинуться и найти какую-то альтернативу уже закрепившейся ситуации. Ридингфобия является небольшим звеном раздражения родителей на пути к изменению ситуации в лучшую сторону. Многие дети осваивают компьютер быстрее, чем чтение. Желание научить ребенка читать «вопреки» его привычкам тоже легко вызывает раздражение и отторжение вместо желаемого.
Если попытаться найти виноватых в данной ситуации, то, прежде всего, стоит начать с родителей. Их занятость и желание занять ребенка каким-то простым способом ведет их чадо к компьютеру. Способность читать хорошо вслух и про себя нарабатывается с опытом. Для этого требуется усидчивость с обеих сторон, большое количество свободного времени и желание, которое должно быть понятно   ребенку, первоначально воспринимающему процесс обучения чтению как блажь собственных родителей.
И здесь возникает другая проблема - как объяснить ребенку, что чтение необходимо для его развития? Тем более, что сейчас эту мысль следует объяснять не только детям, но и многим взрослым. Книжные издательства формируют целые серии, помогающие ребенку социализироваться в обществе одноклассников и друзей. Целый пласт литературы рассчитан на расширение кругозора, получение необходимой информации, обучение. К сожалению, эстетическое развитие детей ограничивается школьной программой по литературе. Так называемая «развлекательная» литература (фантастика, мистика, сказки и волшебные истории) с эстетикой связаны очень опосредованно. Их цель однозначна, подобно телевидению, весь «фикшн» направлен лишь на потребление.  Основной книжный рынок до сих пор занимает литература этого свойства, поэтому стоит ли пытаться через нее привить интерес ребенка к чтению - большой вопрос.
На мой взгляд, решение самой проблемы заключается не в упрощении ситуации, а, наоборот, в ее усложнении. Особенно для родителей. В довоенной России существовала традиция домашнего чтения, когда в гостиной собиралась вся семья, и на протяжении долгих вечеров читалось последовательно (по главам или по фиксированному количеству страниц) какое-то действительно стоящее внимания литературное произведение. У традиции было много достоинств - с одной стороны, непосредственное знакомство с литературой, с другой - сплочение семьи, с третьей - работа над дикцией у читающего, способность следить за чтением у остальных, умение воспринимать текст на слух. Единственным недостатком в данном случае становится время, которое необходимо затратить ради достижения результата. Но, как любая привычка, требующая определенных временных затрат на привыкание, в дальнейшем она перестает восприниматься как неудобство, поскольку входит в режим дня, подобно времени для чистки зубов - как каждодневная необходимость.
Это один из способов, как бороться с новомодной проблемой. Думаю, существуют еще тысячи способов обратить внимание на собственного ребенка и увидеть в нем человека, а не собаку, которую нужно обучить тому или иному трюку во что бы то ни стало. И тогда новое слово на букву «р» можно будет спокойно вычеркивать из своего домашнего словаря.

Марта Антоничева

Фото: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/149/50149358_75872458.jpg

Чтение

Previous post Next post
Up