Aug 01, 2008 17:10
Я хотел бы рассмотреть феномен сновидения не с философско-описательной позиции, но с точки зрения его действительного практического значения. Больше всего меня волнует вопрос, является ли порой сон хаотичным набором образов или же всегда сновидению можно найти логическое объяснение.
К примеру, что касается логики сна, то я склоняюсь к тому, что немыслимые логические допущения в период сновидения объясняются тем, что линейность сюжета, логика хронологии, причинно-следственные сюжетные связи не имеют для психики существенной ценности. Во сне важны образы, которые вызывают определённые эмоции, определённые переживания. Зачем нужны эти образы и как они работают? Тут я не могу окончательно сформировать свою позицию по той причине, что я запоминаю очень много своих снов (до 5 разных снов за ночь), а трактовать эти сновидения у меня получается с двух различных точек зрения:
1) Сновидение необходимо для психики только для того, чтобы удовлетворять свои истинные желания и потребности. Ночной кошмар, как мне кажется, в таком случае будет удовлетворять адреналиновую жажду психики или же жажду страдания, желание испытать животный страх. Чтобы насытить психику необходимыми эмоциями мозгу не требуется выстраивать сложные логические конструкции, ведь организм в данном случае удовлетворяется иррациональным. Может быть, это не более, чем «экономия ресурсов» для организма, попытка удовлетворить желания «малой кровью».
2) Сновидение - есть иррациональный аналог анализа, то есть, по сути сновидения являются переживаниями произошедших событий. Однако установление чёткой связи между образами и конкретным событием (или даже с совокупностью событий) в реальной жизни далеко не всегда представляется возможным. Часто никакой видимой связи с реальностью у сновидений нет, а попытка найти во сне символы, объясняющие сновидение, могут попросту привести к заблуждению и приданию некоего важного значения ложному символу. Однако же, порой связь между сильным переживанием в период бодрствования и последующим сновидением настолько очевидна, что её нельзя объяснить исключительно удовлетворением собственных желаний.
Если нельзя сделать чёткого выбора между этими двумя позициями, то логично было бы считать, что в реальности имеют место и «сны удовлетворения», и «сны иррационального анализа». Однако простоту модели может пошатнуть предположение, что сон содержит хаотичные и случайные элементы, не имеющие прямого отношения к реальным событиям или же к работе мозга с эмоциональным состоянием и желаниями. Впрочем, логику образов достаточно сложно анализировать, учитывая возможную динамичность переживаний человека, видящего сон. Анализ также затрудняют так называемое «додумывание сна» в период бодрствования и стирание из памяти части образов, которые имеют существенное значение именно что в своей совокупности.
Так или иначе, значение сновидений для человека хоть и трудно поддаётся оценке, однако я склоняюсь к тому, что анализ снов, их запоминание и попытка систематизации знаний о значении образов в период сна скорее полезно, нежели вредно, несмотря на опасность придания излишнего значения ложным образам.