У острова есть много загадок - история заселения, междуусобные войны, письменность, экологическая катастрофа - вот, пожалуй, неполный список того, что притягивает внимание. Но главной тайной острова, несомненно, являются статуи. На сегодняшний завеса тайны стала несколько тоньше. Во-первых, в книгах Тура Хейердала довольно подробно рассказывается о процессе изготовления статуй. Так же приводится несколько возможных вариантов транспортировки статуй от места вырубки до "места постоянного жительства" - в основном на побережье. Все эти материалы, даже видеозаписи попыток процесса есть в сети, поэтому я попробую привести свои личные наблюдения, которых я ещё не встречал в интернете на русском языке.
Одно из канонiчных изображений статуй - это картина художника, "аккредитованного" при экспедиции небезызвестного капитана Кука. Эта картина до сих пор будоражит воображение зрителей, но она никогда достоверно не отражала и не отражает действительность того времени. В реальности такого места на острове не существует. Эта картина - "компиляция лучших", или наиболее запоминающихся особенностей острова, которые посчитал нужным запечатлеть художник:
Но! Эта картина показывает некоторые важные детали: человеческие останки, статуи с шапочками и без, каменистую поверхность острова и другие интересные моменты, которые могут быть нам полезны для ответа на один вопрос.
Существует огромное количество источников, отвечающих на вопросы "Как?", "Когда?", "Кем?" и "Где?". То есть, техническая сторона дела "статуестроения" изучена более менее основательно. Меня же интересовал вопрос "Зачем?" Даже побывав на острове и увидев сами статуи - ответ так и не появился. Разумеется, я изучал соответствующую литературу, читал про многие гипотезы - "стражи острова", "родовые тотемы", "божества" и так далее. Но не сходилось...
На самом острове я купил книжку - переиздание известного труда английской путешественницы Катерин Роутледж (Katherine Routledge). Она посетила остров в 1913 году, составив при этом довольно подробное описание жизни на острове в те дни. Кроме этого, Катерин задокументировала множство географических особенностей острова, включая подробное расположение статуй с их описанием. В силу естественных причин (Катерин провела на острове несколько месяцев) - она получила кое-что из первых рук - некоторые сведения были ей записаны со слов местного населения.
Но вернёмся к статуям. Как известно, огромное количество статуй на острове было установлено не просто "в землю", а на некое подобие специальной площадки, на местном языке называемой "аху". Во многих "аху" были найдены человеческие кости. Многие исследователи считают, что "аху" - это собственно могилы или даже могильники целых кланов. Катерин подробно описывает внутреннее устройство и процесс постройки "аху". Я приведу адаптированную версию:
В книжке у есть несколько довольно подробных иллюстраций. Эти иллюстрации в точности соответствуют тому, что можно увидеть на самом острове сейчас, поэтому я на них особо внимание не заострял. А дальше Катерин приводит очень любопытный рисунок:
(c) Katherine Routledge - The Mystery Of Easter Island
Что это? Да ничего такого страшного. Путешественница зарисовала процесс погребения утилизации усопшего. Погребение умершиих на острове было непростой задачей. "Закапывание" трупов было практически невозможно - остров образован вулканически и представляет собой каменную глыбу с небольшим слоем почвы. При этом из-за хищнической вырубки лесов даже этот тонкий слой почвы уже не регенерировался, а из-за постоянных ветров и исчезновения растительности почва постоянно выдувалась. "Сжигание"? Тоже непозволительная роскошь. Деревья были очень важным и ограниченным ресурсом, необходимым для выживания, в частности - строительный материал для лодок и плотов. Поэтому сжигать трупы островитяне себе позволить тоже не могли. Что же делать? Выход был найден...
На острове жило несколько кланов. Земля между кланами была поделена "лучевым" методом - это были сектора, сходящиеся примерно в середине острова. Таким образом каждому клану доставался и кусочек побережья и надел "полноценной" суши. Понятно, что длина побережья была не маленькой - ведь кланов на острове было не так уж много. Когда кто-то умирал - усопшего уворачивали в некую обертку из доступных материалов. Вбивали в "землю" несколько крепких веток (использовалось несколько конструкций, смотрим на картинку Катерин), а на них ложили усопшего. И оставляли коптиться на солнышке. Процесс копчения сопровождался всякими не очень приятными эффектами (ну хотя бы запах), поэтому коптильню устраивали в специальном, удаленном месте на побережье, что бы незагороженного солнышка и свеженького ветра побольше. Несмотря на эти предосторожности - глава клана после отдавания всех понятных почестей усопшему объявлял саму коптильню и прилегающую территорию запретной зоной. В прибрежной океанской воде на несколько месяцев было запрещено ловить рыбу, и вообще на все виды деятельности в районе активного копчения вождь накладывал табу.
Через некторое время в свёртке не оставалось ничего кроме волос и костей. Эти останки осторожно укладывались ... во что? Правильно! В "аху" - то есть в ритуальную площадку, выложенную или непосредственно под усопшим или недалеко от оного. С течением времени многочисленные разрозненные аху в зонах погребения объединялись в одну "братскую могилу". Которая оформлялась ужЕ с бОльшим пиететом к предкам. Как заключительный аккорд - такая могила уже могла претендовать на некий отличительный знак, который бы отражал величие и значимость предков именно этого клана. Этим заключительным аккордом и было водружение на аху (могильную насыпь) статуи-надгробия.
Такой ход событий мне кажется довольно логичным. Получается, что первоначально статуи несли вполне понятную функцию - это были надгробия. Позже, из-за своей грандиозности они приобрели мистический и религиозный смысл, но многие исследователи сходятся в одном - это не изображение божеств. Это изображение "конкретных" людей.
Так объясняются и некоторые другие интересные особенности строительства статуй. Скажем, с развитием ремесла у мастеров-скульпторов выработались определенные каноны при их изготовлении. Несмотря на то, что существовала даже некая "мода" на определенный фасон статуй, каждаый клан хотел возвеличить свою родню, и для этого статуи делались с уникальными особенностями. Например, большое значение придавалось рисунку на спине статуи. В зависимости от искусности мастера там можно было изобразить не только небольшой "фирменный логотип" клана, но и послание потомкам или полное жизнеописание умершего. Коротенькое видео:
Click to view
А вот у этой статуи довольно неожиданный рисунок - европейский корабль. Был ли он запечатлен до или после "открытия" острова европейцами - я не знаю:
Статуи изготавливались в одном месте. На "фабрике", которая логично расположилась на стенке каменистого потухшего вулкана. На фотке уже видны и заготовки статуй (справа):
После окончания работ - готовая продукция отправлялась к месту постоянной приписки (родовым могильникам на побережье). В зависимости от "моды" и/или статуса усопшего статуи могли иметь или не иметь "шапочку", на местном языке она называлась "пукао". Легко запомнить, потому что она изображала не головной убор, а причёску - пучёк волос, уложенных особым образом. (Кстати, "аху" у меня ассоциируется с английским ashes - забавно, не так ли?) Шапочку-пукао делали из другого материала, поэтому фабрика шапочек находилась территориально в совсем другом месте, на довольно удаленном "месторождении" красного камня. Ниже - склад неиспользованных шапочек, недалеко от месторождения красного камня, видимо случилось перепроизводство :-)
Теперь про статуи известно немного больше. С новым знанием можно попробовать переосмыслить то, что было известно ранее. Главная достопримечательность осторва - Аху Тонгарики - 15 статуй в ряд на побережье, которые смотрят вглубь острова. Могильник 15 первых королей острова. Не думаю, что там хранятся или хранились останки тех самых знатных людей из числа первых переселенцев, но то что это могила избранных - вполне возможно. Кстати, если идти определённым маршрутом, то 15 королей предстают перед очами путника как-то неподобающе буднично - сначала какая-то хибара, а потом бах - а вот и самая главная могила острова:
Но на самом деле - 15 королей - это очень величественное зрелище:
С Аху Тонгарики связана еще одна история. В 1960 году статуи этого могильника были снесены сильным цунами и повалены. В 1992-1996 годах эта платформа была восстановлена. В качестве рекламного хода японская фирма TADANO прислала острову в подарок уникальный мощный кран, при помощи которго статуи (весом до 88тонн) были водружены на место. Что характерно - в 2006 году фирма TADANO заменила износившийся кран опять-таки бесплатно - японская заводская гарантия! Подробнее об операции:
http://www.tadano.co.jp/ihq/tadanocafe/moai/index3.htmlА вот ансамбль из 7 статуй, относительно небольших размеров. В отличие от подавляющего большинства статуй, расположенных по побережью - эти находятся в глубине острова и смотрят на океан. Этот памятник непостредственно связан с драматической историей заселения острова. Он установлен в память семерых разведчиков, которых выслал "руководитель экспедиции" перед путешествием. Никто из них не вернулся. Статуи стоят на очень внушительной платформе аху. И есть все основания полагать, что тут была весьма статусная братская могила клана, которому принадлежали "разведчики":
На самих платформах стоять нельзя. Ведь это же могила. За этим следят рейнджеры. Но для красивых фоточек островитяне насыпали дополнительную платформу, но уже без ритуалного наполнения. Так получается забавный визуальный эффект к вящей радости Руссо (и не только Руссо) Туристо:
Пожалуй, для одного раза достаточно. Впрочем, для закрепления материала - ещё две фотки почвы острова (я думаю, теперь вопросы по способу захоронения точно отпадут). Если сверху есть хоть немного землицы:
...то буквально под ногами это сполшной вулканический железобетон:
Продолжение следует...