В предновогодние дни принято писать всяческие "подведения итогов", делиться хитпарадами музыкальных находок или просто хвастаться мнимыми или реальными достижениями. Возможно и я что-нить напишу из списка выше, но... У меня уже давно был заготовлен материалец из далёкого прошлого, просто пришло время...
Описываемые события происходили в 1984 - 1989 годах в городе-герое Бобруйске.
Если непонятен сленг - прошу в секцию "Лексикон".
Дискотека в те былинные времена делалась так: бралось два бобинника, на одном игралась "основная" программа, другой же аппарат (резервный) нужен был для поиска треков с бобин в случае незапланированной заявки от близких друзей ДЖеев, ну и, разумеется, на случай отказа "маршевого". "Основная программа" записывалась на две бобины и включала в себя горячие шлягеры тех дней, которые в свою очередь списывались у друзей, с личных пластинок и других источников (о них будет позже). Запись "Основной программы" была делом нелёгким, поскольку публикой были "ребята из рабочих кварталов" с соответствующими запросами (собственно, тогда все кварталы были "рабочими"). ДЖеям же хотелось сверкнуть информированностью, доступом к особым источникам и вообще "держать планку и воспитывать вкус". Я бы с интересом послушал сегодня "те бобины" - помимо танцевальных боевиков тех лет туда вставлялись цитаты из "Юноны и Авось", забойные места общеизвестных мультфильмов (писалось с телевизора), разнообразные местечковые хиты (у нас была лента с записью "лучшей ресторанной группы Могилёвской области" - название группы забыл, а вот песню помню - кажется "Хрустальный город"). Помимо этого у нас уже был выработавшийся "хит-парад" боевиков, которые всегда принимались на ура:
- Земляне - Крепче держись в седле сынок
- Kim Carnes - Voyeur
- Kim Wilde - Kids In America
- Kiss - I Was Made For Loving You
- Laid Back - High Society Girl
- La Bionda - Sand Storm
- Neoton Familia - Marathon
- Божественное наследие легендарной группы BoneyM
- Божественное наследие легендарной группы Modern Talking
- Хиты легендарной группы Dschinghis Khan (правда за нее можно было и огрести)
- Крепко-сбитые шлягеры группы ABBA
- Любые треки группы Ottawan
- ...и так далее - идея понятна
Главным же правилом составления дискотечной фонограммы тех лет - это "правильный" баланс количества медленных и быстрых композиций. Они должны были чередоваться с некотрой логикой. Хотя скорее всего это нам казалось, что там была логика, публике же было как всегда, но "дааааавааааай медляяяяк!" был наиболее часто слышимым воплем в стенах клуба. У нас были уже свои устоявшиеся "стандарты" составления программы - "на пять" означало, что на каждые 5 "быстрых" будет приходиться 1 медленная композиция. Впрочем, программы "на пять" и "на три" обладали серьезными недостатками: "на пять" - публике не хватало общения с противоположным полом, программы же на "на три" существенно понижали градус веселья и к тому же у нас не было достаточно музыкального материала. Поэтому самым оптимальным чередованием было признано "на четыре". Самые востребованные "медляки" тех лет:
- Electric Light Orchestra - Ticket To The Moon
- Диалог - Только Ты
- Scorpions - Still Loving You
- Машина Времени - Музыка под снегом
- Машина Времени - Свеча
- Rainbow - Snowman
- Земляне - Маленький кораблик
- Динамик - Слёзы льёт лёд
- Phil Collins - In The Air Tonight
- Genesis - Mama
- Chris de Burg - Lady In Red
- ...и тому подобное
В те времена был еще один обязательный ход. Один из медленных танцев объявлялся "белым" - то есть барышни приглашали кавалеров. Для четверти мужского поголовья притащившегося в клуб это был момент истины, которого с замиранием сердца ждали подпирающие стены "крутые парни", которые, как известно, "не танцуют". Понятно, что после "белого танца" клуб освобождался на ту же четверть - кто-то уходил от безысходности, ну а кто-то выводил даму элегантно придерживая её за локоток - не дай бог передумает :-)
Помимо "медляков" и "быстрых песен" обязательным ингредиентом фонограммы были так называемые "эффекты". Это были небольшие вставки разнообразных шумов, которые повышали значимость композиции и привносили некий драматизм. Эффекты добывались тяжело. Кое-что было извлечено из имеющихся альбомов (особенно в этом плане был ценим Pink Floyd), но у нас главных источников было ДВА: кассета с записью эфира обычной городской радиостанции города Веспрема (Венгерская Народная Республика) и запись радиоэфира обычной городской радиостанции города Апелдорн (Нидерланды). Там был целый кладезь эффектов - звуки сирен, и рев стартующей ракеты, обратный отсчет бархатным гайморитным голосом буржуя с отменным английским языком и прочее. Поскольку радиоэфир советстких станций того времени ничего кроме лязгающих тракторов и горячо любимых генсеков предложить не мог - эти две кассеты были секретным оружием в конкурентной борьбе с "другой" дискотекой ("АвиаГородок").
Вообще, сбор программы и источники материала заслуживают отдельного разговора. Фонограммы делались на чистом энтузиазме, бесплатно, с использованием нашей аппаратуры и времени. Это уже позже дискотеки стали скучным бизнесом, а мы неожиданно выросли. Ладно, отвлёкся.
Ах да. Самый прикол это то, что фонограмма составлялась с учётом "трёпа" ДЖея. В это невозможно сегодня поверить, но тогда ДЖеев слушали (!). Ну как слушали... Не будем льстить, мало кто слушал, но паузы в музыке были ожидаемыми (и неизбежными), так что нужно было быть готовым их заполнять. Как правило, всё сводилось к объявлению песни, лёгкому петросянству или времятянущему искрометному монологу (пока напарник меняет катушки или чистит головки). Впрочем, самым главным назначением этих искусственных пауз было озвучить поздравление: "Следующая песня посвящается Вовке-Мотору с Фандока, девушки готовят шестнадцать поцелуев бла бла бла". Разумеется, что бы такое поздравление получить нужно было быть а) хорошим другом ДЖеев б) занести ДЖеям алкоголя в) просто прославиться каким-либо реальным подвигом - "Эта боевая клятва верности прозвучит для Чичи, отмахавшего пол-Площади без подписки" ("Мальчик Чича избил несколько пацанов с микрорайона "Площадь" самостоятельно, без подкрепления, отстаивая честь своего микрорайона"). Иногда ДЖеи или их друзья пользовались "служебным положением", что бы закадрить понравившуюся девушку - "А эта баллада посвящается самой красивой девушке вечера" пауза пауза пауза - ага, зал замирал от витавшей в воздухе интриги - "Катюша из Киселевич, этот танец твой". Катюша таяла от всеобщего внимания, и если пацан был не тормоз то брал Катюшу под свою опёку тёпленькой, пока процесс таяния полностью не заканчивался.
Танцевали тогда так: просто изображали некое топтание на месте. Все дискотеки, которые удалось провести до института были в холодное время года, поэтому публика приходила в верхней одежде. Шубы и пальто складывали на сиденья, сдвинутые к периметру стен. А шапки оставались на головах. Девушки же ставили в середину круга свои сумочки или пакеты и тоже топтались на месте. Тоже в шапках. У некоторых шапки были дорогие, посему из поля зрения не выпускались. Если девушка танцевала с парнем, то по расстоянию, на котором они находились друг от друга можно было сделать косвенные выводы о крутизне развития их романа:
а) так называемое "пионерское расстояние" - это когда между танцорами мог лёгкой походкой пройти, ну например, кокер-спаниель, но руки тем не менее касались рук партнера. Это означало, либо что соискатели счастья лишь только встретились и все еще в начале пути, либо парню банально "не светит"
б) руки обвиты за спиной - жаркие объятия. В те пуританские времена это означало лишь то, что танцующие между собой хорошо знакомы. И что между ними нет антипатии. Один чел с нашего класса танцуя с девочкой-одноклассницей засунул свои грабли ей в задние карманы ее джинсов, за что дотанцовывал в одиночестве. И вообще девушки тогда незнакомцам особых вольностей не позволяли, хотя потанцевать с незнакомым партнером было в порядке вещей. Что интересно, говорят, что в местных лондонских дискотеках теперь не бывает медленных танцев, а если и бывает - то девушка танцует только с парнем, с которым пришла. А если пришла одна - то ... не танцует.
в) парочка целуется не танцуя вовсе. Тут все понятно. Включали свет, пугали прекращением банкета... Как-то так... Да, дикость и полное непонимание ситуации :-)
А "быстрые" танцы от современных ничем не отличались (я уже помещал эту фотку, но здесь она ещё как уместна):
Иногда во время дискотеки происходили всякие инцинденты. Заведующая клубом - женщина необычайной смелости по тем временам - взяла на себя ответственность пустить полууголовную молодежь в помещение, в котором в другие дни проходили партсобрания и чествования передовиков производства. Впрочем, она предупредила: "Запомните, один звонок из милиции, одна драка, один сломаный стенд - и вы прощаетесь с залом и аппаратурой". Поэтому недели за три до собственно события производилась подготовка общественного мнения и вербовалась "служба безопасности". Со службой безопасности было все просто - самым уркаганистым местным хулиганам сообщалось, что им вручаются чрезвычайные полномочия по отсеву непристойно пьяных и буйных. И что от их самоотверженной работы зависит будет ли следующая дискотека. Коктейль из "синдрома вахтера", оказанного доверия и просто "потому что больше некуда пойти" срабатывал безотказно - ураган энергии и чесавшиеся кулаки направлялись в нужное русло, и каких-то особых безобразий удавалось избежать. Пацаны "с полномочиями" зорко следили, что бы все было как надо и в "случае чего" просто выводили "баранов, бля" на улицу для дальнейшей неторопливой беседы.
Стены в клубе были высокие, несколько метров. Такой масштаб был гениально использован - на одну из стен проецировалось изображение с диапроектора. Я был очень впечатлен техническим прогрессом отдельно взятого клуба попав туда первый раз: на танцполе мощно молотила популярная тогда песня ансамбля "Кисс", на огромной стене красовалась их фотка высотой в несколько метров, а на противоположной выписывались замысловатые узоры первым в нашем городе лазером.
В диапроектор вставлялись слайды и они автоматически менялись. Слайды делались самостоятельно - перефотографировались классные "картинки ансамблей" из журналов, или девушек с открыток или плакатов. По периметру зала были понатыканы оранжевые мигалки, любовно скрученные с комбайнов, а на сцене стояла светому...
...дальше следуют нудные технические подробности, которые самые упорные осилят в следующей части...
Лексикон
"Клуб" - Расцвеченное здание со стайками оригинально одетой молодежи огромное серое здание принадлежащее большому производственному предприятию. Внутри есть сцена, кинобудка с киноаппаратом и сиденья. На окнах висят антикварные портъеры, а на стенах - стенды.
"Cтенд" - кусок фанеры, на котром крепились элементы декора текущего мотива или стилистики вечеринки. В наши времена мотив был неизменным несколько десятилетий - три бородатых дядьки на красном фоне.
"ДЖей" - аналог современного диджея, только без опухшего самомнения. Сообразно канонам тех времен правильно говорить "ведущий дискотеки", но "ДЖей" просто короче.
"Бобины" - катушки с пленкой. Выполняют ту же функцию, что и "память" в айподе. Можно сказать, что 8гиговый айпод содержит в себе примерно 50-80 бобин.
"Бобинник" - специальный ящик с мотором, который позволял протягивать особым образом намагниченную пленку, уложенную в бобины. При протягивании оной под определенным углом к воспроизводящей головке происходила магия - рождение звука, под который потом колбасилась молодежь рабочих кварталов. "Бобинник" (так же как и "бобина") - сельскохозяйственное слово. Технические специалисты, граммар-инквизиторы и любители чiстаго русскаго языка называли сей девайс просто и незатейливо - "катушечный магнитофон".
"Чистить головку" - прекращаем хихикать, чистилась головка магнитофона, поскольку в процессе эксплуатации имела обыкновение засоряться фрагментами магнитного слоя ленты