Станислав Убасси: ЧУВАШСКИЙ АРХЕТИП НА СТРАЖЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, или О НАЦИОНАЛИЗМЕ С РОССИЙСКИМ УКЛОНОМ
Вместо эпиграфа:
"Чăваш пĕтсен, Тĕнче пĕтет" (Если исчезнут чуваши, Мир прекратит свое существование)
Двуглавый орел на российском гербе вызывает дискуссии. Спорят ученые и дилетанты от науки. С историческим аспектом все более или менее понятно: перелетев в Третий Рим из Византии, двуглавый орел впервые опустился на государственную печать Ивана III в 1497 году. Нас не интересует вопрос, связанный с идеологическими моментами (государственный символ Российской Федерации отражает лишь главную религию - православие, игнорируя ислам, другие религии и т.п.). Зададимся вопросом: почему изо¬бражена птица о двух головах? «Чернобыльский мутант» - иронизируют одни. Одна голова смотрит на Запад, другая - на Восток, символизируя российскую геополитическую реальность - говорят другие.
Существует понятие ДРЕВА МИРОВОГО. Это прасимвол, который лежит в основе всего сущего.
Он имеет место быть в чувашско-булгарских орнаментах АМА ЙЫВĂÇИ (переводится как «Мать-древо»). Стилизованный образ Древа мирового замечательно использовал автор чувашского герба Элли Юрьев. Особенность его стилизации заключалась в том, что он концентрирует внимание на кроне Древа. Корни Древа (низ геральдического щита) им не прописаны, они уходят в знак Земли, в его тайну.
Коротко охарактеризуем суть символа и его связь с российским орлом:
1. Архетипический символ Древа - есть Модель мира. Кстати, другой вариант Модели мира - Первояйцо, в котором желток - есть животворящее Солнце, белок - орбитальный Мир (теперь понятно, почему рекламный брэнд МТС увязывается с первым космонавтом). Символ Древа предполагает отсутствие детализации и декоративных излишеств, это праформула бытия.
2. Присутствует всего лишь три элемента (три как знак развития, движения) - 1) «ствол», 2) «ветви» (знак верха), 3) «корни» (знак низа).
3. Пунктир - ось симметрии (некоторые ученые несколько вульгарно называют его «знаком Земли»). Симметрия в архетипах - обязательный элемент, обозначающий равновесие всего сущего.
4. 2 корня (два обозначает множество) - знак собирания в дальнейшем стволовом единстве архетипической энергии. «Ветвь» состоит из 2 ветвей - знак развития через расщепление единого целого.
5. Ствол - суть Древа (знак постоянства). Этим универсальным элементом можно иллюстрировать структуру любого явления (закон «золотой середины», «средний класс, как оплот цивилизации», «тяга к центристской идеологии партии «Единая Россия», «позвоночник человека», «наличие твердой логики в мышлении» и т.д.).
6. «Корни» и «Ветви» уравнены в симметрических параметрах. Чем сильнее "корни", тем могущественнее крона -"ветви" (это диалектика прошлого и будущего, где «ствол» - знак настоящего). Можно привести сотни примеров, в которых ассоциативно-образный ряд архетипической знаковости этих явлений проявится в значении структуры-формулы (для простоты, просто представьте скелет человека).
7. А теперь наложите изображение чувашского АМА ЙĂВĂÇÇИ (Древа мирового) на российского орла, и вы получите скелет столь необычной птицы. Вот она мотивация византийского праобраза двуглавого мутанта! А как же быть с крыльями? Орел без крыльев превращается в общипанную курицу. Возвращаю вас к пункту 3, где говорится об оси симметрии, которую некоторые ученые трактуют как «знак поверхности земли». Крылья - это уже декоративно-реалистический элемент, художественный прием, свойственный геральдике (в данном случае это символ отрыва от земли). "Хвост", "корона" - геральдические изыски, архетип же стремится к максимальной лаконичности элементов и отражает лишь знаменующую основу, в противном случае он будет не сутью, а явлением (подобно тому как «культ» перерастает в «культуру»).
Патриотический вывод: быть Чувашии основой российской государственности!
P.S.Вместо послесловия - напоминание:
"Чăваш пĕтсен,Тĕнче пĕтет"(Если исчезнут чуваши, Мир прекратит свое существование). Кстати, слово "Тĕнче" - значит "МИР", "ВСЕЛЕННАЯ". И образованно оно от слова "Тĕн" - "ВЕРА", "РЕЛИГИЯ".
А в названной фразе крылатой, возможно, вещие слова. Суть их в следующем: "Берегите чуваш - будете здравы". По крайней мере хуже не будет.
Ибо АМА ЙĂВĂÇÇИ (Древо мировое) родственно колдовскому аналогу - ДРЕВУ КИРЕМЕТЬ - месту поклонения чувашей (кто не видел , побывайте в Литературном музее).
Такой вот опус националистической статьи с российским (читай: патриотическим!) уклоном получился.
Станислав УБАССИ,
«АиФ в Чувашии», «Домашняя газета».