Nov 19, 2017 00:42
Вопрос (43):
- Но мифомышлению свойственны и другие оппозиции…
Это так. Для мифологической картины мира характерно противопоставление огня - воде, мокрого- сухому и т.д. Если в первой строфе и далее мы видим неоднократное упоминание жарких лучей солнца, то последняя строфа описывает обряд полива могилы Нарспи водой, когда долго нет дождя.
Мифологический образ строится по закону подобия, то есть меньшая структурная единица строится по образцу и модели большей, когда часть является моделью целогo. Оппозиция дня-ночи, о которой говорилось выше, неминуемо ведет к оппозиции сухое-сырое, огонь-вода. Все это способствует максимальному проявлению художественного контраста: начало произведения - финал.
Мы намеренно взяли максимально удаленные друг от друга примеры текстовых оппозиций. Прямой логической связи между ними нет, к примеру, такой, какая имеется в оппозициях «черный-белый», «свет-тьма», «жизнь -смерть» непосредственно в главах «Юмăç патĕнче» (У знахаря), «Вăрманта» (В лесу). Мифологический контекст делает противоречие «начало-конец» произведения средоточием образа, полного философского смысла. И теперь смело можно утверждать: «Нарспи» - своеобразный художественный аналог мифологической модели мира.
Поэме свойственны также оппозиции социального характера, к примеру, свой (наш) - чужой (не наш), предки - потомки, богатый-бедный, а также универсальная оппозиция сакральный - мирской. О них - далее.
© "Домашняя газета" Станислав Убасси (Ubasi)
Нарспи,
"ТЫСЯЧИ ТАЙН "НАРСПИ"