Серия № 7. Осторожно,
двери закрываются!
![](http://s011.radikal.ru/i315/1103/db/33265bc5fd50.jpg)
«Если
удариться лбом об ветровое стекло автомобиля, то получится схема московского
метрополитена» (с)
Здрасьте!
За окном весна, но валит снег и жутко пасмурное по-осеннему небо. Кроме всего
прочего, еще и трудный день недели понедельник… Но это не мешает нам открыть
новую серию Диссертации под счастливым номером 7 и посвятить ее весьма
известному столичному транспорту - московскому метрополитену имени В.И. Ленина
))
Как уже упоминал в первых сериях нашего
проекта, когда еще Кончита не потеряла память, а Хуанос встретил родного
брата-близнеца Педроса, метро является самым моим любимым видом транспорта.
И не только самым любимым, и не только моим.
Что ни говори, у московского метрополитена,
отметившего в прошлом году 75-летие, сложилась монополия на городские
перевозки. И с каждым днем это монопольное влияние на транспортную
инфраструктуру все больше и больше усиливается. Отчасти и пробки этому виной.
Ведь на чем еще можно проехать пол-Москвы за полчаса?
Для начала оставим дифирамбы на десерт и
скажем немного слов о метро для тех, кто собирается перебираться в столицу. Как
правильно подметил
m_sibiryak , главное в этом деле - успешно ступить на первую ступеньку
эскалатора (это если вы приезжаете к какому-либо из ж-д вокзалов и
направляетесь на Кольцевую линию). Что бывает иной раз крайне сложно сделать,
особенно когда ты с поезда прешься перегруженный всяческими сумками, рюкзаками
и баулами. Тут же можно распознать тех, кто первый раз оказывается в городе -
по признаку того, как человек становится на полосу эскалатора. По правилам
проезда в московском метро, стоять на эскалаторе следует слева, а если
торопитесь, то проходить по правой стороне ленты. Вроде бы дурацкое правило, но
в часы пик его лучше соблюдать. :-))
Ориентироваться в метро не сложно. Везде
стоят информационные указатели, таблички. В отличие от некоторых других
метрополитенов (а доводилось бывать всего в трех метро - новосибирском,
парижском и, собственно, московском), если смотреть в оба и точно знать по
какой линии куда предстоит ехать, то заблудиться сложно.
Для примерного подсчета времени следует
помнить, что поезда в среднем идут от одной до другой станции по 2 - 3 минуты.
Интервалы движения - от 50 секунд в некоторых случаях в часы пик, до 5-10 минут
в позднее время (метро в столице до часу ночи - или полвторого бегает, в
зависимости от района).
Как уже говорил, с ориентированием в метро
лично у меня особых проблем не возникло. Везде все написано, указано.
Единственное, что мне не нравилось по началу - это наличие на некоторых
станциях так называемых кросс-платформенных пересадок. Например, между
станциями Китай-город розовой и оранжевой линий, или между станциями Каширская
зеленой и Каховской линий, и некоторыми другими. Такая пересадка значит, что
если ты сошел с поезда своей линии (скажем, зеленой Замоскворецкой, как в
случае со станцией Каширская), то на этой же платформе станции в обратную
сторону идет уже другая линия (Каховская линия). Если тебе надо вернуться, то
придется делать переход на другую станцию, где будет аналогичная ситуация. В общем,
если смотреть на указатели, то ничего сложного и страшного нет в московской
подземке.
Еще пара хитростей. На старых линиях в центре
города (Сокольническая, Арбатско-Покровская, Кольцевая, Замоскворецкая),
особенно в часы пик, лучше воспользоваться так называемым «правилом первого и
последнего вагона». То есть, народ при виде подъезжающего поезда распределяется
так, что основная масса концентрируется в середине состава, а первый и
последний вагоны поезда остаются относительно свободные. :-))
Невероятно, но факт. :-)) Это связано и с
человеческим фактором, и с распределением потока пассажиров по станции (прям
целую научную работу можно написать по данному феномену). А вот на некоторых
других ветках (например, Поганско-Красноплесенской Таганско-Краснопресненской,
Калининской, Люблинской) наоборот, лучше занимать самый средний вагон. Так как
входы на станции там расположены с торцов, и основная масса народа
сосредоточивается у первых - последних вагонов, при этом середина остается
чуточку свободнее. Возможно, новичку эти явления покажутся бессмысленными, но
когда вынужден стоять в часы пик каждодневно в толпе всяческого контингента, то
любая мелочь становится приятной. :-))
Да, еще замечу о Кольцевой линии. Для многих
это в основном пересадочный контур. Однако я лишний раз стараюсь пересаживаться
на станциях, расположенных как бы внутри этого контура - в таком случае мне
удается занять более удобную «позу» в вагоне, так после выезда из контура кольцевой
линии народу в поездах становится заметно больше. Например, мне надо попасть,
скажем, со своей «Планерной» на «Комсомольскую». Сделать это можно двумя
путями: 1) через Кольцевую линию, 2) через Сокольническую линию. По времени эти
два варианта особой разницы не имеют. Но в условиях перегруза или часа пик
второй вариант окажется более предпочтительным (несмотря на то, что
пересаживаться надо на печально известной станции «Лубянка», где произошел в
прошлом году теракт, а над станцией находится управа вездесущей «кровавой гэбни»),
так как из центра внутри кольца едут чуток поменьше, чем по самой Кольцевой.
Да, и еще - не следует расстраиваться, если
вдруг на выходе из станции вы видите толкучку у эскалатора. В нашем метро
постоянно где-то что-то ремонтируется, и в связи с этим частенько создаются
неудобства в совершенно неожиданных местах (особенно, если ты торопишься и
куда-то опаздываешь).
Чуть не забыл - есть еще в Московском метро такое явление, как "эффект Выхино", названный по имени конечной станции моей "любимой" линии. Там станция граничит с ж-д платформой и крупным автовокзалом, куда каждое утро стекаются тысячи человек из Люберец, Раменского, ЖукоФФского и далее со всего востока и юго-востока Московской области (а то еще и из более удаленных краев). Соответственно, вагоны уже забиваются до отказа с самой конечки, и сесть влезть в метро на последующих станциях весьма проблематично. Правда, в последнее время стало попроще с этой проблемой. А решается она следующим образом - в час пик для некоторых поездов конечной является не Выхино, а предыдущие станции (там Кузьминки или Рязанский проспект), и поезда от Выхино идут с увеличенным интервалом.
Работает метро в любую погоду в любой день
недели (вроде бы, за всю свою историю метрополитен не работал самое большое два
дня - в военное время) исправно до часу ночи, но с некоторых станций можно и до
01-30 успеть уехать в центр города. Следует только помнить, что некоторые
переходы, входы и вестибюли закрываются чуть раньше (в 22-00, в полночь, в 01-00).
Ну а дальше до 5-30 утра наступает «прайм-тайм» для таксистофф. :-))
Насчет стоимости проезда я вроде бы уже
высказывался, но повторюсь. Сам лично предпочитаю пользоваться абонементами на
10 - 20 поездок. Вроде бы чувствуется какая-то экономия…
Особо заинтересовавшимся могу порекомендовать
музей метро (
гуглите сами). Интересно посмотреть на историю. Давняя мечта моя -
заглянуть в прошлое, прокатиться бы в первых вагонах 30 - 40-х годов. Даже до
сих пор как-то мне, сибиряку, сложно представить, что вот так, как мы все видим,
в таком виде и было создано всё, причем еще до войны. Контактные рельсы,
электропоезда, кассы, турникеты… А у нас в Сибири только в 50-х годах
построили крупные гидроэлектростанции, трамвайному-то движению еще 60-ти лет
нету в городах Иркутской области (это я опять к вопросу об отсталости родных
краев в силу ряда причин).
Короче, не спроста московское метро именуется
«столичными подземными дворцами». Есть на что посмотреть, полюбоваться
архитектурой и монументальной живописью на старых станциях (особенно
вышеупомянутая «Площадь Революции» с известными собачками). Археологи даже в
отделочных материалах некоторых станций находили останки каких-то реликтовых
окаменелостей… :-)) Надеюсь, московский
метрополитен и дальше будет развиваться, тянуть свои щупальца линии в
новые микрорайоны, повышать качество обслуживания и безопасность своих
пассажиров - то есть, нас.
Ну а мы, в свою очередь, не подведем. :-))
О питерском метро читайте в блоге
nicomed .
Там у них все по-другому - закрытые станции, закладывание ушей в глубоких
перегонах, отсутствие колец и прочей московской фигни, о которой писалось тут
выше.
А в следующей серии нашего сериала смотрите как
Сиси Кэпвол делает предложение своей беременной любовнице заметку о вузах и
высшем образовании в столицах. Там тоже есть о чем поведать, так как лично йа к
высшему образованию причастен не только тем, что просто получил диплом инженера
4 года назад. :-))
Да, скорее всего - наш проект будет выходить
теперь по понедельникам. Ибо, как показывает суровая реальность, по выходным
работы всегда больше, чем по будням, особенно по тяжелым понедельничным дням. :-))
ЗЫ. Фотки выложу позже, когда нормальным фотиком
обзаведусь.