"Диссертация" понаехавших

Mar 21, 2011 19:03

 
Серия № 7. Осторожно, двери закрываются!




«Если удариться лбом об ветровое стекло автомобиля, то получится схема московского метрополитена» (с)

Здрасьте! За окном весна, но валит снег и жутко пасмурное по-осеннему небо. Кроме всего прочего, еще и трудный день недели понедельник… Но это не мешает нам открыть новую серию Диссертации под счастливым номером 7 и посвятить ее весьма известному столичному транспорту - московскому метрополитену имени В.И. Ленина ))


Как уже упоминал в первых сериях нашего проекта, когда еще Кончита не потеряла память, а Хуанос встретил родного брата-близнеца Педроса, метро является самым моим любимым видом транспорта. И не только самым любимым, и не только моим.

Что ни говори, у московского метрополитена, отметившего в прошлом году 75-летие, сложилась монополия на городские перевозки. И с каждым днем это монопольное влияние на транспортную инфраструктуру все больше и больше усиливается. Отчасти и пробки этому виной. Ведь на чем еще можно проехать пол-Москвы за полчаса?

Для начала оставим дифирамбы на десерт и скажем немного слов о метро для тех, кто собирается перебираться в столицу. Как правильно подметил m_sibiryak , главное в этом деле -  успешно ступить на первую ступеньку эскалатора (это если вы приезжаете к какому-либо из ж-д вокзалов и направляетесь на Кольцевую линию). Что бывает иной раз крайне сложно сделать, особенно когда ты с поезда прешься перегруженный всяческими сумками, рюкзаками и баулами. Тут же можно распознать тех, кто первый раз оказывается в городе - по признаку того, как человек становится на полосу эскалатора. По правилам проезда в московском метро, стоять на эскалаторе следует слева, а если торопитесь, то проходить по правой стороне ленты. Вроде бы дурацкое правило, но в часы пик его лучше соблюдать. :-))

Ориентироваться в метро не сложно. Везде стоят информационные указатели, таблички. В отличие от некоторых других метрополитенов (а доводилось бывать всего в трех метро - новосибирском, парижском и, собственно, московском), если смотреть в оба и точно знать по какой линии куда предстоит ехать, то заблудиться сложно.

Для примерного подсчета времени следует помнить, что поезда в среднем идут от одной до другой станции по 2 - 3 минуты. Интервалы движения - от 50 секунд в некоторых случаях в часы пик, до 5-10 минут в позднее время (метро в столице до часу ночи - или полвторого бегает, в зависимости от района).

Как уже говорил, с ориентированием в метро лично у меня особых проблем не возникло. Везде все написано, указано. Единственное, что мне не нравилось по началу - это наличие на некоторых станциях так называемых кросс-платформенных пересадок. Например, между станциями Китай-город розовой и оранжевой линий, или между станциями Каширская зеленой и Каховской линий, и некоторыми другими. Такая пересадка значит, что если ты сошел с поезда своей линии (скажем, зеленой Замоскворецкой, как в случае со станцией Каширская), то на этой же платформе станции в обратную сторону идет уже другая линия (Каховская линия). Если тебе надо вернуться, то придется делать переход на другую станцию, где будет аналогичная ситуация. В общем, если смотреть на указатели, то ничего сложного и страшного нет в московской подземке.

Еще пара хитростей. На старых линиях в центре города (Сокольническая, Арбатско-Покровская, Кольцевая, Замоскворецкая), особенно в часы пик, лучше воспользоваться так называемым «правилом первого и последнего вагона». То есть, народ при виде подъезжающего поезда распределяется так, что основная масса концентрируется в середине состава, а первый и последний вагоны поезда остаются относительно свободные. :-)) Невероятно, но факт. :-)) Это связано и с человеческим фактором, и с распределением потока пассажиров по станции (прям целую научную работу можно написать по данному феномену). А вот на некоторых других ветках (например, Поганско-Красноплесенской Таганско-Краснопресненской, Калининской, Люблинской) наоборот, лучше занимать самый средний вагон. Так как входы на станции там расположены с торцов, и основная масса народа сосредоточивается у первых - последних вагонов, при этом середина остается чуточку свободнее. Возможно, новичку эти явления покажутся бессмысленными, но когда вынужден стоять в часы пик каждодневно в толпе всяческого контингента, то любая мелочь становится приятной. :-))

Да, еще замечу о Кольцевой линии. Для многих это в основном пересадочный контур. Однако я лишний раз стараюсь пересаживаться на станциях, расположенных как бы внутри этого контура - в таком случае мне удается занять более удобную «позу» в вагоне, так после выезда из контура кольцевой линии народу в поездах становится заметно больше. Например, мне надо попасть, скажем, со своей «Планерной» на «Комсомольскую». Сделать это можно двумя путями: 1) через Кольцевую линию, 2) через Сокольническую линию. По времени эти два варианта особой разницы не имеют. Но в условиях перегруза или часа пик второй вариант окажется более предпочтительным (несмотря на то, что пересаживаться надо на печально известной станции «Лубянка», где произошел в прошлом году теракт, а над станцией находится управа вездесущей «кровавой гэбни»), так как из центра внутри кольца едут чуток поменьше, чем по самой Кольцевой.

Да, и еще - не следует расстраиваться, если вдруг на выходе из станции вы видите толкучку у эскалатора. В нашем метро постоянно где-то что-то ремонтируется, и в связи с этим частенько создаются неудобства в совершенно неожиданных местах (особенно, если ты торопишься и куда-то опаздываешь).

Чуть не забыл - есть еще в Московском метро такое явление, как "эффект Выхино", названный по имени конечной станции моей "любимой" линии. Там станция граничит с ж-д платформой и крупным автовокзалом, куда каждое утро стекаются тысячи человек из Люберец, Раменского, ЖукоФФского и далее со всего востока и юго-востока Московской области (а то еще и из более удаленных краев). Соответственно, вагоны уже забиваются до отказа с самой конечки, и сесть влезть в метро на последующих станциях весьма проблематично. Правда, в последнее время стало попроще с этой проблемой. А решается она следующим образом - в час пик для некоторых поездов конечной является не Выхино, а предыдущие станции (там Кузьминки или Рязанский проспект), и поезда от Выхино идут с увеличенным интервалом.

Работает метро в любую погоду в любой день недели (вроде бы, за всю свою историю метрополитен не работал самое большое два дня - в военное время) исправно до часу ночи, но с некоторых станций можно и до 01-30 успеть уехать в центр города. Следует только помнить, что некоторые переходы, входы и вестибюли закрываются чуть раньше (в 22-00, в полночь, в 01-00). Ну а дальше до 5-30 утра наступает «прайм-тайм» для таксистофф. :-))

Насчет стоимости проезда я вроде бы уже высказывался, но повторюсь. Сам лично предпочитаю пользоваться абонементами на 10 - 20 поездок. Вроде бы чувствуется какая-то экономия…

Особо заинтересовавшимся могу порекомендовать музей метро (гуглите сами). Интересно посмотреть на историю. Давняя мечта моя - заглянуть в прошлое, прокатиться бы в первых вагонах 30 - 40-х годов. Даже до сих пор как-то мне, сибиряку, сложно представить, что вот так, как мы все видим, в таком виде и было создано всё, причем еще до войны. Контактные рельсы, электропоезда, кассы, турникеты… А у нас в Сибири только в 50-х годах построили крупные гидроэлектростанции, трамвайному-то движению еще 60-ти лет нету в городах Иркутской области (это я опять к вопросу об отсталости родных краев в силу ряда причин).

Короче, не спроста московское метро именуется «столичными подземными дворцами». Есть на что посмотреть, полюбоваться архитектурой и монументальной живописью на старых станциях (особенно вышеупомянутая «Площадь Революции» с известными собачками). Археологи даже в отделочных материалах некоторых станций находили останки каких-то реликтовых окаменелостей… :-)) Надеюсь, московский метрополитен и дальше будет развиваться, тянуть свои щупальца линии в новые микрорайоны, повышать качество обслуживания и безопасность своих пассажиров - то есть, нас.

Ну а мы, в свою очередь, не подведем. :-))

О питерском метро читайте в блоге nicomed . Там у них все по-другому - закрытые станции, закладывание ушей в глубоких перегонах, отсутствие колец и прочей московской фигни, о которой писалось тут выше.

А в следующей серии нашего сериала смотрите как Сиси Кэпвол делает предложение своей беременной любовнице заметку о вузах и высшем образовании в столицах. Там тоже есть о чем поведать, так как лично йа к высшему образованию причастен не только тем, что просто получил диплом инженера 4 года назад. :-))

Да, скорее всего - наш проект будет выходить теперь по понедельникам. Ибо, как показывает суровая реальность, по выходным работы всегда больше, чем по будням, особенно по тяжелым понедельничным дням. :-))

ЗЫ. Фотки выложу позже, когда нормальным фотиком обзаведусь.

транспорт, Москва, метро, Диссертация понаехавших, Иркутск

Previous post Next post
Up