Былое и Думы

Apr 23, 2013 00:02

Это было зимой в городе Владикавказе. Мой брат и я играли на улице. Сосед проезжал мимо на лошади. Очень бедно одетый человек в лохмотьях, по-видимому, пьяница, подошел к нему и попросил несколько копеек, чтобы заплатить за ночь в ночлежном доме. Всадник повернулся и сказал: "Ты растратишь деньги на выпивку. Я не дам тебе ничего" и ушел в свой дом. Нищий стоял с протянутой рукой, а затем медленно побрел по улице в направлении к рыночной площади. Я от всей души сочувствовал ему, но ни я, ни мой брат не имели копеек в это время и не могли помочь ему. На следующее утро, когда мы вышли на улицу, мальчишки сказали нам: "Слушайте, на улице замерзший человек лежит". Мы побежали и увидели окоченевшее тело человека, кому наш сосед накануне отказался дать несколько копеек. Человек действительно просил деньги, которые позволили бы ему провести ночь в ночлежке. Не имея этих денег, он пытался переночевать под защитой скалы на рыночной площади и замерз.
В то время я понял слова Христа: "Подавай всякому, просящему тебя" (Матфей 5,42). Это безусловная истина. Во многих случаях отказ в просьбе связан с обликом просящего. Если бы мы были всеведущими и могли читать мысли человека, мы могли бы оправдать свои действия. Но т.к. наше познание людей ограничено, мы можем допустить ошибку, отказывая в настоящей нужде человеку, который может через наш отказ погибнуть. И мы не должны отказывать никому. Мы должны давать тем, кто просит.
Если некоторые из тех, кому мы помогаем, неправильно используют или извращают нашу помощь, ответственность за это ложится на них. В то время, своим несправедливым отказом в помощи можно причинить человеку вред. Но если мы судим о тех, которые просят нашу помощь, и не даем им, а другим помогаем, мы можем сделать двойную ошибку, давая тем, которые будут злоупотреблять нашей помощью и отказывая тем, которые поистине нуждаются в ней. Поэтому самое мудрое решение, согласно учению Иисуса Христа дать тем, которые просят.
Конечно, мы имеем право соразмерять нашу помощь с теми средствами, которые мы имеем. Но мы должны давать тем, кто просит, а не отказывать.

Так пишет в своей автобиографической книге «В котле России» http://horoshoe.info наш замечательный земляк Иван Степанович Проханов.
А это из Википедии. Проханов Иван Степанович (1869-1935) - религиозный и политический деятель. В 1908-1928 руководитель Всероссийского союза евангельских христиан. Основатель христианско-демократической партии «Воскресение» (1917). Отец русского ботаника-систематика Я. И. Проханова, брат деда русского писателя А. А. Проханова. С 1928 в эмиграции.
Из мемуаров «Годы жизни» другого нашего земляка Татаркана Цаллагова (http://www.darial-online.ru/2007_3/tsalagov.shtml)
В связи с тем, что у меня не было паспорта, я попал в очень
затруднительное положение: не мог ни на работу поступить, ни
заниматься по вечерам в школе. Я написал родителям и попросил их
прислать мне если уж не паспорт, то хотя бы справку из сельского
правления. С родины мне сообщили, что Гизельский старшина Угалык
Кодзаев отказался выдать мне справку. Тогда мне пришлось самому
написать лично Кодзаеву и повторить свою просьбу: дескать, учусь в
школе, и с меня требуют справку с места рождения. На мое письмо
старшина Кодзаев ответил площадной бранью, нецензурными словами и
добавил, что я хулиган, сжег иконы и занимаюсь богохульством.
Я очень сожалел, что написал ему, да еще указал в письме свой
адрес, боялся, что он выдаст меня властям. Но этого, к счастью, не
произошло, и обо мне забыли.
Передо мной так и осталась проблема: как и куда устроиться на
работу, не имея не только паспорта, но даже справки с места
жительства. Единственным выходом оставались поиски земляков. Но где
их искать? …

Купил себе книгу «Весь Петербург». В ней были названы все заводы, кустарные
производства,учреждения. Это был прекрасный справочник.
И вот однажды, просматривая его, я обнаружил знакомую фамилию:
Проханов. Было написано: «Проханов Иван Степанович из Терской
области, из города Владикавказа, горный инженер». И дальше
сообщался его адрес.
Вспомнил тут я мельницу Проханова, расположенную во
Владикавказе, неподалеку от психиатрической больницы. На эту
мельницу я не раз ездил с отцом молоть пшеницу. Да, кроме того,
отец часто ездил к Проханову с подводами хвороста, который
употреблялся для фашинных работ по укреплению берегов Терека при
паводках. Я твердо решил пойти к Проханову, был уверен, что он,
житель Владикавказа, поможет своему земляку устроиться на работу.
И вот я отправился по указанному в книге «Весь Петербург»
адресу. На парадной двери богатого пятиэтажного дома красуется
медная, с зеркальным блеском доска с надписью: «Проханов Иван
Степанович. Горный инженер».
Набравшись смелости, я позвонил. Вышла женщина и спросила:
- Что Вам угодно?
- Хочу повидать Ивана Степановича.
Женщина пригласила меня войти и проводила в кабинет Проханова.
За большим письменным столом я увидел упитанного, солидного
господина, который не обратил внимания на мое приветствие,
настолько он был поглощен своими бумагами.
Наконец, он посмотрел на меня, одетого совсем не по
петербургской моде и, не подымаясь, сказал: «Здравствуй. Что тебе
надо?»
Я коротко рассказал ему о том, что произошло со мной в Гизели и
о том, как я убежал из дому без каких-либо документов, а вот теперь
не могу устроиться на работу.
Иван Степанович рассердился:
- Разве можно без согласия родителей убегать из дома? И что ты
думаешь здесь делать? Это тебе не Гизель, а Петербург. Да и какой
из тебя работник? Ну, ладно, приходи завтра к двум часам, я
подумаю, - закончил он.
Поблагодарив его и попрощавшись, я уже собрался уходить, но
Иван Степанович остановил меня и протянул три рубля. Но я снова
поблагодарил его и решительно отказался, заявив, что деньги пока у
меня есть.
В назначенный день и час я снова явился к Проханову. Он
пригласил меня в свой кабинет и предложил сесть в кресло. Из
почтения к старшему я не сел, но он все-таки настоял на своем.
- Я нашел тебе работу, - сказал Иван Степанович и показал мне
станок, на котором размножают различные бумаги. Предложив мне 15
рублей в месяц, Проханов сказал, что работа бывает не каждый день.
Я с радостью согласился и работал с удовольствием. Видимо, моя
работа устраивала хозяина, потому что, принимая готовую продукцию,
он неизменно приговаривал:
- Молодец! Отлично!
Помимо моей основной работы, в свободное время я занимался
отправкой бандеролей.
Вся семья относилась ко мне исключительно благожелательно. Не
было дня, чтобы меня не приглашали обедать. Иногда, после упорных
настояний, я оставался и обедал с ними за общим столом. Семья у них
была небольшая: Иван Степанович, Анна Ивановна, их сын Петр
Иванович и дочь Мария Ивановна. Была еще прислуга - Валя.
Проработал я у Проханова три месяца и однажды обратился к нему
с просьбой, чтобы он помог мне устроиться в вечернюю школу. И уже
на следующий день Иван Степанович сказал мне:
- Будешь ходить на инженерно-механические курсы Шукерта.
С письмом Проханова я быстро был принят на эти курсы. Учился я
охотно и усердно, несмотря на то, что работа была очень грязная,
все время руки пачкались в масле и в грязи.
На курсах выдавали спецовки, полотенца, работала баня, а у
каждого учащегося был свой шкафчик, где оставалась чистая одежда.
Все приходили и уходили с занятий в чистой одежде, с крахмальными
воротничками.
Проработав у Проханова еще три месяца и окончив курсы Шукерта,
я ушел работать на завод бронебойных снарядов…

Я прочитал две биографии. Я увидел настоящий старый Владикавказ, Осетию, реальных, а не выдуманных героев. Я что-то понял про себя, про свой народ. Возможно, печальное. Возможно, банальное. Хочу, чтобы и вы  прочитали.

image Click to view

чтобы помнили, дела минувшие

Previous post Next post
Up