Сегодня пора исправить одно давнее упущение. Пора поговорить о хэш-тегах. Подробно поговорить - с одной стороны. И с другой стороны так поговорить, чтобы каждому читателю стало понятно, как и зачем хэш-теги использовать.
История возникновения
Твиттер удобен для лаконичного общения группы людей. Однако с ростом числа пользователей возникла потребность в способе отслеживания тем. Чтобы тему обсуждать, за ней нужно следить. Перед пользователями в какой-то момент времени встал вопрос: «как выделить поток сообщений на общую тему?». Поиск Твиттера позволяет отслеживать все твиты, содержащие заданное слово. Однако не все твиты, содержащие заданные слова, являются частью обсуждения. Тогда Твиттер-сообщество придумало хэш-теги - специальное сочетание знака «#» и буквосочетания, обозначающего тему. Все, кто «в теме», просто добавляли в твит нужный хэш-тег. А дальше все просто - поиск позволил отслеживать нужные сообщения по уникальному (благодаря «#») буквосочетанию. Например: #elect_ua, #CNNfail, #FollowFriday, #sledui, #UMAT.
Идея и реализация оказались настолько эффективными, что некоторое время спустя Твиттер официально принял хэш-теги, поддержав их на уровне ядра системы. Поэтому сегодня хэш-теги автоматически оформляются ссылкой в веб-интерфейсе. Нажатие на хэш-тег открывает результат поиска твитов, содержащих данный хэш-тег.
Хэш-теги могут включать в себя после символа «#»: арабские цифры, латинские буквы, символ нижнего подчеркивания «_».
Расширенные тесты показали: знаки ~ ` ! @ # $ % ^ & * ( ) = + не поддерживаются как часть хэш-тега. Т.е. если после хэш-тега без пробела будет стоять один из этих знаков, он будет закрывать собою хэш-тег. Чтобы хэш-тег, содержащий цифры, заработал, он также должен содержать хотя бы 1 букву или знак нижнего подчеркивания.
Кстати: хэш-теги пока не поддерживают кириллицу.
Тренды (тенденции)
Внедрение хэш-тегов дало пользователям и разработчикам уникальную возможность отслеживать наиболее обсуждаемые темы. Другими словами - следить за трендами, актуальными в данный момент. Сегодня постепенно развиваются различные сервисы, позволяющие отслеживать активность упоминания различных хэш-тегов. В качестве примера можно упомянуть русско- и украино-язычные сервисы
http://ru.twirus.com,
http://twitwave.ru,
http://ua.twitwi.net и другие.
Классификация тематико-региональная
Все хэш-теги можно разделить на 3 группы: тематические, региональные и регионально-тематические.
Тематические хэш-теги, как можно легко догадаться, объединяют твиты, посвященные конкретной теме. Например: #elect - выборы, #24godyny, #24mag - работа над проектом «Журнал за 24 часа», #sexymonday - традиционный «секси-понедельник», #4wordsaftersex - 4 слова, которые люди говорят после секса. Подавляющее большинство таких хэш-тегов носят развлекательный характер.
Региональные хэш-теги объединяют твиты, посвященные конкретному региону. Как правило, появляются в результате неких катастрофических событий. Например, #haiti посвящен обсуждению происходящего на Гаити. Исключением является хэш-тег #Russia, ярко выражающий уязвленное ЧСВ наших соседей (см. подробнее хэш-тег-спам). Популярные региональные хэш-теги скорее редкость. Они набирают «силу» (т.е. их начинают активно использовать естественным образом), как правило, в результате событий, привлекающих внимание широких кругов мировой общественности. Например - в результате сильнейших природных катаклизмов.
Отдельная разновидность региональных хэш-тегов - хэш-теги городские. Они, как правило, используются, но это использование не отличается сверх-активностью.
Регионально-тематические хэш-теги объединяют твиты, посвященные теме, актуальной для конкретного региона. Например #iranelection был посвящен выборам в Иране, #elect_ua - выборам в Украине, #od_snow - снежной буре в Одессе, #ukrtweet - первому украинскому Твиттер-баркемпу UkrTweet.
Классификация функциональная
Кроме того, хэш-теги можно классифицировать по выполняемой функции. Такой подход позволяет выделить: событийные, традиционные, развлекательные, специализированные.
Событийные посвящены конкретному событию. Например: #24godyny, #24mag - работа над журналом 24 часа, #elect_ua - выборы в Украине.
Традиционные хэш-теги посвящены немногочисленным традициям Твиттера. Например, #sexymonday активно используется в понедельник и посвящен теме секса. Встречаются ссылки на эротические фото, но, в большей степени содержит шутки на тему секса и отношения полов. #FollowFriday - еженедельный флэшмоб, в этот день активно рекомендуют интересных Тви своим фолловерам. Принято рекомендовать тех, кого читаешь. Со временем тег сократился до #FF. Развитие кириллического сегмента Твиттера привело к появлению региональных версий: #ua_ff, #ru_ff. В последнее время, с развитием сервиса
Sledui в кириллическом сегменте быстро набирает популярность хэш-тег #sledui, также говорящий, что за Тви, упомянутыми в твите, можно и нужно следовать.
Развлекательные. В англоязычном твиттере спонтанно возникают хэш-теги, цель которых - развлечься, обмениваясь своими замечаниями на какую-либо тему. Например:
#4wordsaftersex - 4 слова после секса
#SomeoneTell - кто-то сказал...
#youknowyousprung - знайте, вы пьяны, если...
#blackhorrormovies - фильмы ужасов и ситуации, которые шутливо можно к ним отнести.
К этой же категории относятся «персональные» хэш-теги, созданные прикола ради. Например, «#kva» придуман украинской Тви-активисткой
@Lassska.
Специализированные. Создаются с какой-то специальной целью, как правило - затрагивают довольно узкую тематику. Например:
#UMAT - хэш-тег, используемый некоторыми украинскими специалистами по маркетингу, часть инициативы
UMATeam (Ukrainian MArketing Team). Под этим хэш-тегом периодически твитят ссылки на интересные маркетинговые решения - смешную, забавную, эффективную рекламу.
#SalesUP - хэш-тег, который запустил
Валентин Перция после выпуска книги «Удвоение продаж». С этим хэш-тегом Валентин публикует интересные лаконичные мысли на тему развития продаж.
#UkrTwic - хэш-тег, объединяющий участников бета-тестирования первого украинского Твиттер-агрегатора «UkrTwic». Твиттер-агрегатор, напомню, это ресурс, существенно расширяющий возможности обычного интерфейса Твиттера за счет объединения различных сервисов на одном сайте. Некоторые Твиттер-агрегаторы (Hootsuite, например) позволяют в одной вкладке браузера отслеживать сразу несколько колонок. «UkrTwic» обеспечит, в перспективе, широкий набор возможностей в сочетании с кириллическим интерфейсом.
Хэш-теги: кто их зажигает?
Событийные хэш-теги, как правило, возникают в результате реакции на некоторое событие, их не зажигают специально. Это происходит естественным путем, как результат желания людей следить и обсуждать данное конкретное событие.
Традиционные возникли относительно давно и, с течением времени, могут претерпевать незначительную модификацию. Хотя, в кириллическом сегменте можно наблюдать уверенное укоренение хэш-тега #sledui, дополнившего линейку #ua_ff, #ru_ff.
Развлекательные возникают спонтанно, иногда набирают силу и получают статус глобального тренда. Чем интереснее хэш-тег и первые случаи его употребления - тем больше шансов на то, что он наберет популярность.
Специализированные создаются под конкретную тему. При этом не ставится задача вывода хэш-тега на лидирующие позиции. Задача специализированных хэш-тегов - дать возможность заинтересованным Тви отслеживать информацию и обсуждение по какой-либо теме, не более того.
Подчекну: хэш-теги целенаправленно не зажигают. Хотя некоторые пытаются этим заниматься и даже стремятся раскрутить конкретный хэш-тег изо всех сил. Подобные попытки искусственным путем добиться популярности хэш-тега обречены на провал. Кстати, хэш-тег таки можно раскрутить - если в комплексе с ним задавать «вирусную» тематику, вызывать содержанием твитов позитивную реакцию, желание ответить и желание отретвитить.
Хэш-тег-спам
Порой, у некоторых персонажей страшно чешется ЧСВ. Чувство Собственной Важности, если кто не в курсе. Когда ЧСВ чешется, его хочется удовлетворить. Так вот, отдельные персонажи пытаются сделать это при помощи создания и раскрутки хэш-тегов. Посыл используется простой: мы это сделаем, потому что «чем мы не - стая?». По достижении цели ЧСВ должно будет удовлетворенно замолчать. При этом других Тви активно призывают использовать сей придуманный хэш-тег. Зачем? Ну... «Чтобы доказать им, что мы есть!» В результате обладатели стадного инстинкта с удовольствием включаются в игру и принимаются активно предложенный хэш-тег использовать. Возникает хэш-тег-спам: твиты, которые написаны только для того, чтобы упомянуть в них некоторый хэш-тег.
Надо понимать, что хэш-тег-спам - это мусор. Мусор, который загрязняет информационное пространство. С инициаторами этого мусора общаться бесполезно, на них не стоит тратить силы, протестовать и возмущаться (такой вариант Вашей реакции их, кстати, тоже устроит). Их нужно игнорировать, разфоллавливать и (если сильно достали) блокировать, сообщать о них, как о спамерах.
Фильтрация хэш-теш-спама
TweetDeck в нижней части каждой колонки имеет набор кнопок. Одна из этих кнопок носит подпись «Filter this column» и позволяет легко убрать из колонки твиты, содержащие, например, определенный хэш-тег. Очень удобно для тех, кто не хочет разфоллавливать хороших знакомых, поддавшихся стадному инстинкту. Подробно и со скриншотами - в одной из ближайших статей по TweetDeck.
Тактика использования хэш-тегов
Я видел целые сообщения, написанные исключительно хэш-тегами. Я видел сообщения без хэш-тегов совсем. Последние читаются гораздо легче, информация воспринимается быстрее. Чем больше хэш-тегов в твите, тем больше времени нужно на его прочтение. Этот момент даже и не осознается большинством людей. Но вызывает определенную подсознательную реакцию. Ходите быстро избавиться от фолловеров? Начните чрезмерно использовать хэш-теги.
Моя личная тактика предельно проста: использовать хэш-теги только по назначению. То есть там и тогда, когда это действительно необходимо.
Резюме
Хэш-теги - инструмент Твиттера, позволяющий следить за темой, событием, развитием ситуации. При разумном применении - инструмент мощный и, безусловно, полезный. Как всегда, важно знать и чувствовать меру.