Jul 12, 2014 17:58
(Пишу специально на «общепонятном» языке)
Как правило, фамилия в какой-то степени является зеркалом человека, отражает его национальность, его этнические корни.
Вот у меня, например, фамилия чисто галицкая - Семкив.
Я служил на приходах УПЦ-КП сначала в Луцко-Волынской епархии, а затем - в Херсонско-Таврийской епархии.
Галицкие фамилии среди клириков УПЦ-КП - не в диковинку, а вот чужеземные, особенно русские или еврейские - очень даже чудно. На Волыни среди духовенства УПЦ-КП русских фамилий тогда, когда я служил там, вообще не встречалось.
А вот Херсон меня удивил.
Сам тамошний владыка, большой любитель протестантизма - Дамиан Замараев, чистокровный русский, по украински и слова молвить не может. А также: его сын прот. Иоанн Замараев (почитатель Ледяева), священники Игорь Семенихин, Виталий Шурин, Григорий Головков, и другие.
Когда я стал интересоваться, что же их подвигло на отказ от «москальства», переход в антирусские ряды УПЦ-КП, то в ответ услышал, что они не против России и не на стороне украинских националистов, более того - они осуждают и презирают идеологию Бандеры и Донцова, их земляка с Херсонщины. То есть - «капешники» они не идейные, а поссорились с МП только из-за того, что там их не воспринимали, в частности, что там их обвинили в симпатиях к протестантизму. Вот и подались они в УПЦ-КП, решив, что так будет и проще, и выгоднее с финансовой точки зрения (Петр-Дамиан Замараев после перехода в УПЦ-КП в 1997 г. стал сам себе и благочинным, и казначеем, и ревизором, и духовником, и - самое главное - епископом).
«Русский вопрос» в Киевском Патриархате, помнится, меня тогда здорово заинтересовал. Правда, быть русским и быть в УПЦ-КП, это какой-то садомазохизм получается. Зачем многие русские Украины, пускай даже не чистокровные и не совсем хорошо владеющие русским языком, идут в УПЦ-КП? Что их туда тянет? Они и вправду поддерживают «антиимперскую», «национально-свидомую» идеологию Филарета, которая является главным краеугольным камнем деятельности УПЦ-КП (помнится, в одном из недавних интервью Филарет назвал нынешнюю Россию «последней из существовавших в истории империй зла»), или же их привели в УПЦ-КП совсем другие мотивы?
Оказалось - да, вовсе не симпатия к идеологии УПЦ-КП заставила их учиться в семинариях УПЦ-КП, а потом и принимать сан. «Идейность» в антироссийских ориентирах епископата УПЦ-КП была бы с их стороны лицемерием, двуличием, плевком в собственное же лицо. А вот подлинные же причины у них были самые разные. Кто с детства ходил в храмы УПЦ-КП. Кто - поступил в семинарию УПЦ-КП, потому что туда легче было поступать, чем в «москальскую семинарию», да и учиться, соответственно, было гораздо легче; словом, вклинился в систему, ну и потихоньку укоренился. А кто - перепрыгнул из протестантизма в православие, обретя его в храме УПЦ-КП. Многие, наверное, вынужденно ломали себя, отказываясь от русского языка, переходя на богослужениях и в проповедях на украинский (хотя на востоке Украины, например, это и не требовалось - там до сих пор сохраняется церковнославянщина). В политической составляющей деятельности УПЦ-КП они, как правило, не разбирались, да и не вникали в неё особенно. Ну а что тут вникать - бери себе да служи, проповедуй, привлекай в храм побольше прихожан, копи деньги, ищи спонсоров, и если всё вышеперечисленное ты успешно будешь делать - считай, жизнь удалась!
Ну и наконец, последняя категория русских в УПЦ-КП - это те, кто всё знают и понимают, но осознанно влились в УПЦ-КП ради удачного бизнеса под церковным прикрытием, ради больших денег. Эту когорту возглавляет владыка Сергий Горобцов, к личности которого я ещё вернусь. Ну, к ним же относятся три епископа УПЦ-КП в России: митрополит Адриан Старина, епископы Иоасаф Шибаев и Пётр Москалёв.
Итак, для характеристики "русского элемента" вкратце пройдёмся по главным епархиям УПЦ-КП.
Киевская епархия. Наиболее яркие персонажи для меня - это бывший проректор Киевской духовной академии УПЦ-КП протоиерей Вячеслав Стрельцов, преподаватели той же академии - иереи Иван Хомин и Владимир Штогрин, протоиерей Сергий Чечин, протоиерей из Юрьевского храма при общежитии завода «Арсенал» Сергей Станкевич (жена которого журналистка Людмила Станкевич очень хвалит иудаизм и иудеохристианство), настоятель Михайловского храма на Пирогово священник Александр Васильев, священник Киево-Могилянской академической церкви Александр Овчинников, священник Константин Холодов из села Гуровщина Киево-Святошинского района, клирик Михайловского храма при музее Пирогово прот. Григорий Большаков, прот. Олег Иванов, священники Артемий Фархутдинов, Дмитрий Волошин, Роман Баранов, Валерий Марцин, Ярослав Синичков, Юрий Литвин, игумен Богдан (Петухов), иеромонах Арсений (Пожарный), прот. Николай Кригин из Бучи, прот. Михаил Данилов из Фастова, священник Александр Фадеев из Обухова, священник Иван Мязин, иеромонах Макарий (Белявцев) из Феодосиевского монастыря, иеромонах Платон (Моргунов) из михайловского Златоверхого монастыря, иподиакон Максим Александров из Владимирского собора, и прочие.
Но что тут говорить, если даже в пресс-службе УПЦ-КП помощником владыки Евстратия (Зори) работает также русский, выпускник КДА Андрей Головков из Херсонщины, он же - иподиакон Филарета!
Патриарх Филарет (Денисенко), я так считаю, построил "русский мир" на Пушкинской, 36. В частности, у него там работают и живут по крайней мере три русские женщины: экономша Киевской Патриархии игуменья Варвара (в миру Вера Сергеевна Боронина), а также её помощницы Анна Евгеньевна Лякина и Анна Ивановна Зимина. Украинским языком они совершенно не владеют. Ведут себя довольно жёстко, сварливые. И, что важно - Филарет с ними общается ВСЕГДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на русском языке.
Житомирская епархия. Настоятель Белковского Покровского монастыря - иеромонах Дионисий (Васильев), священники Антоний Киреев, Павел Ядчишин, диакон Василий Татарин.
Черновицкая епархия. Священники Алексей Прокопьев, Сергий Шляхов, Александр Голованов, Василий Малыш.
Тернопольская епархия. Священники Иван Дмитриев, Павел Альбин, Игорь Огородник, Вячеслав Кизилов.
Волынская епархия. Иеромонах Пимен (Мартынов), священники Владимир Вакин, Андрей Ротченков.
Ровенская епархия. Священники Василий Корнилов, Николай Овсянников, Игорь Левишин, Юрий Акимов.
Хмельницкая епархия. Священник Владимир Порваткин (ныне гастролирует в Италии, но ещё числится в клире Хмельницкой епархии), благочинный Городокского округа священник Павел Глинских (судя по фамилии, корни с Урала), благочинный Нетешинского округа игумен Владислав (Федотов), филокатолик - священник Роман Верховцев, протоиерей Юрий Матвейцев, священники Сергий Харламов (окормлял украинскую общину в Италии), Владимир Лаврентьев, и другие.
Винницкая епархия. Игумен Серафим (Котляров), священники Ростислав Процанин, Ярослав Вольвин, Андрей Толстой, Владимир Медведчиков, Роман Асафов.
Черкасская епархия. Священники Вадим Соломатин, Павел Найденов, Олег Чижиков, Владимир Маркин, Александр Гринёв, игумен Александр (Широков).
Днепропетровская епархия. Священники Геннадий Марков, Сергий Корчагин, Александр Агарков, Виктор Салимонов.
Николаевская епархия. Священники Николай Дьяков, Сергий Угрюмов.
Одесская епархия. Священники Валерий Дмитриев, Василий Един, Андрей Волошин, игумен Никита (Сыровегин).
Полтавская епархия. Священник Александр Дедюхин (заведующий паломническим отделом епархии).
Кировоградская епархия. Священники Анатолий Семёнов, Дмитрий Татаров, Иван Киритов.
Черниговская епархия. Игумен Ефрем (Болховитов), протоиерей Александр Морозов, иподиакон Александр Шмурыгин.
Сумская епархия. Священник Алексей Никифоров (г. Сумы), иподиакон Евгений Ковалёв.
Запорожская епархия. Священник Василий Калин.
Крымская епархия. Священник Максим Вологдин, архимандрит Гавриил (Анисимов).
Донецкая епархия. Рулит там уже упомянутый мною епископ Донецкий Сергий (Горобцов). В его епархии тоже на ведущих ролях "щирые украинцы" - архимандриты Гавриил (Саютин) и Павел (Маслеев), прот. Василий Постников, Валерий Лотарев, Сергий Фомин (перебежчик из УАПЦ), Сергий Талдонов, иером. Иоанн (Вячеслав Коршков), свящ. Владимир Купчик, Владимир Фурсов, Виталий Семёнов, Николай Курасов, Игорь Шимяков, Александр Штолин, Николай Руссов, Юрий Иванов, и другие. Сайт его - исключительно на русском языке.
О Херсонской епархии - повторяться не буду.
Но даже такое значительное количество священников-русских в УПЦ-КП, для меня - вовсе не аргумент. Всё равно, что не говорите, а для меня русский священник УПЦ-КП, это всё равно что еврей-фашист или еврей-антисемит, или же кавказец-скинхед, или же русский-ваххабит (хотя, как я слышу из новостей, в наше время попадаются и такие персонажи). Ну не могут эти люди быть искренними борцами против церковной экспансии родной для них России. Яркий пример тому - многие клирики Киевской епархии УПЦ-КП девяностых годов с русскими фамилиями, те же Викентий (Миськов), Герман (Ледин), Гедеон (Новиков), Алипий (Ладюков), Иоанн (Зиновьев), Иларион (Дамаскин), очень быстро предавшие Филарета.
Поэтому русская часть духовенства УПЦ-КП, на мой взгляд - самая ненадёжная и шаткая его часть, пятая колонна в каком-то смысле, которая в любой момент может вспомнить свои национальные корни и переметнуться под омофор «матушки» Москвы.
P. S. Кожен такий священик - це людина повністю російської культури, яка проповідує свої геополітичні погляди прямо з церковного амвону. Звичайно, багатьом людям це не подобається, бо вони виступають проти такої русифікації під церковними гаслами. Але дехто відзначає високу цінність тої культурної роботи, котру провадить майже кожен такий російськомовний священик УПЦ-КП серед російськомовного населення очолюваної ним парафії, незважаючи навіть на її відірваність від українського контексту.
Коротке резюме: парафії Української Православної Церкви мають очолюватися місцевими священнослужителями, а не приїжджими звідкілясь. Часи зараз не радянські, коли клірика з-посеред українців можна було і не знайти, але тепер ми мусимо з нацiональним аспектом у церковному життi рахуватися повною мірою.