Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, считает, что проект Уголовно-процессуального кодекса (УПК), принятый в первом чтении ВР, содержит позитивные моменты: упразднено дополнительное расследование, введен домашний арест, введено понятие уголовного проступка. Об этом сказал он, находясь на «5 телеканале».
Но многие моменты в нем не урегулированы, что не даст возможность ему работать - считает он. И основная проблема - это присутствие в УПК одновременно двух конкурирующих концепций.
«В этом кодексе конкурируют две концепции. Первая концепция направлена на соблюдение стандартов в соответствии к евроконвенции и практики евросуда. Но с другой стороны оставлены нормы, которые отвечают старой концепции советского инквизиционного уголовного процесса. Эти две концепции присутствуют в проекте УПК, они конкурируют и приводят к тому, что есть конкурирующие нормы, и если его оставить в таком виде, он работать не будет. Поэтому абсолютно необходимо до второго чтения переделать этот кодекс, чтобы убрать эти несогласованности», - отметил Захаров.
Эксперт утверждает, что проект этого кодекса на 85-90% переписан с того проекта, который должны были принять в 2009 году. А эти 10-15% нового, это как раз введение по инерции вещей. «Ментальность наших юристов, которые занимаются применением права, остается старой, основанной на действующем кодексе. Они просто перенесли эти вещи из своего сознания в этот проект кодекса, даже не понимая, что они этим все портят».
У прокуроров много чего забрали, но у них и много чего осталось, - говорит Захаров. - Доказательства должны оцениваться только в суде. Именно суд должен продлевать содержание под стражей, этим проектом это делает прокурор. Некоторые функции суда переданы следователем и прокурорам, это нужно исправлять, - считает Захаров.
«Кроме того, как у прокуратуры забрали следствие, у СБУ увеличилось количество статей в УПК, по которому они ведут расследования. С 13 составов преступлений которые существуют, сейчас их довели до 76, и они заложены в новом проекте. Наша СБУ и так кентавр, это и спецслужба и правоохранительный орган, а должна быть только спецслужба и ее функции должны уменьшаться, а здесь - наоборот», - сказал в заключении Захаров.
Катерина Ризанчук
katerizanch,
UAINFO ЯНУКОВИЧ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ. ДОСЬЕ